В финале музыканты по очереди уходят со сцены, из музыки постепенно выключаются партии разных инструментов, и под конец остаются звучать только две скрипки.Согласно легенде, заказчик, князь Эстергази , задолжал членам придворной капеллы отпуск (по другой версии — жалованье) — именно на это они намекали таким необычным финалом. Неизвестно, удалось ли добиться этим остроумным приемом справедливости, но медленный финал Прощальной симфонии, на музыке которой сказалось влияние штюрмерства , в свою очередь, повлиял на дальнейшую историю симфоний — от Бетховена до Чайковского и Малера. После Прощальной стали возможны медленные финалы, чего классическая модель не предполагала.
Симфония №45 была издана при жизни Гайдна. И, хотя после нее Гайдн написал еще около шестидесяти симфоний, издатель решил назвать ее "Прощальная", чтобы привлечь к ней внимание. Ему удалось: симфония стала одним из самых популярных произведений гайдновского репертуара.
#ладик #гайдн #фишер
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Спасибо за музыку и воспоминания юности
ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ
(о "Прощальной симфонии" Гайдна)
Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
...Ещёа потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,-
как в «Прощальной симфонии» — ближе к финалу — ты помнишь,
у Гайдна —
музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
и уходит — в лесу все просторней теперь — музыканты уходят —
партитура листвы обгорает строка за строкой —
гаснут свечи в оркестре одна за другой — музыканты уходят —
скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой —
тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
и по мере того как с осенних осин облетает листва,
все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
что становится явной вся тайная суть естества,-
все просторней, все глуше в осеннем лесу — музыканты уходят —
скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача —
и последняя флейта замрет в тишине — музыканты уходят —
скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча…
Я люблю эти дни, в их б
ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ
(о "Прощальной симфонии" Гайдна)
Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,-
как в «Прощальной симфонии» — ближе к финалу — ты помнишь,
у Гайдна —
музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
и уходит — в лесу все просторней теперь — музыканты уходят —
партитура листвы обгорает строка за строкой —
гаснут свечи в оркестре одна за другой — музыканты уходят —
скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой —
тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
и по мере того как с осенних осин облетает листва,
все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
что становится явной вся тайная суть естества,-
все просторней, все глуше в осеннем лесу — музыканты уходят —
скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача —
и последняя флейта замрет в тишине — музыканты уходят —
скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча…
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
и о многом другом еще можно подумать, о многом другом.