Пан и Сиринкс в музыке
Где ветви, словно облако резное,
Сквозь золото резьбы, среди купав,
Где, цепенея в тишине и зное,
Спит поцелуй на гибких стеблях трав,
Просунул рожки фавн, кося глазами,
Как старое вино, шафранно-ал,
И, рот набив багряными цветами,
Он выпрямился и захохотал.
Потом он, будто белка, мигом скрылся,
Звенящим хохотом тревожа лес,
А поцелуй, что в тишине таился,
Спугнул снегирь и тотчас сам исчез.
Артюр Рембо
Задолго до нашей эры Пан появляется в литературном творчестве древних греков: ему посвящён XIX гимн Гомера и один из орфических гимнов. Как действующее лицо он появляется в комедии Менандра «Брюзга». Поэтичное упоминание звучания флейты Пана встречается в «Альцесте» Эврипида.
История Пана и нимфы, превращённой в тростник, рассказывается в I книге «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия. А в середине XX века Бенджамин Бриттен создал свои «Шесть метаморфоз по Овидию» для гобоя-соло, первая из них посвящена Пану и Сиринкс.
Этим же персонажам посвящена симфоническая поэма Карла Нильсена (1865-1931) «Пан и Сиринкс» с многочисленными сольными эпизодами духовых инструментов, включая флейту.
Конечно же, ни один из современных духовых инструментов так не приближается по звучанию к древней сиринге, как флейта. Так что античному божеству мы обязаны не только созданием его музыкального атрибута, но и появлением посвящённых ему и нимфе Сиринкс прекрасных произведений для современной флейты.
Пожалуй, самое очаровательное и наиболее известное произведение из созданных для флейты-соло – миниатюра Клода Дебюсси (1862-1918) «Сиринкс» (первоначальное название – «Флейта Пана»), маленький шедевр импрессионизма и неотъемлемая часть репертуара любого профессионального флейтиста. Произведение написано в 1913 году как фрагмент сценической музыки к пьесе Габриэля Мурея «Психея» и посвящено французскому флейтисту Луи Флёри, который и стал первым его исполнителем. Произведение опубликовано в 1927 г.
3 минуты одноголосного звучания флейты требуют большого мастерства – тембровой, динамической и агогической гибкости. Начальный мотив проходит 8 раз, подвергаясь орнаментально-вариативному развитию. Музыка словно дрожит на грани мажора, минора, хроматики, пентатоники и античных ладов, мерцает, завораживает. Мы словно наяву видим солнечные блики и пробежавший в листве ветерок, вспорхнувшую из-под ног птицу и слышим хруст ветки под ногой… А потом всё замирает…
Peter-Lukas Graf: Flute
Комментарии 1