Название "ария" в данном случае не имеет никакого отношения к опере. Так во времена Баха называли напевные инструментальные пьесы (это французская традиция). У Баха есть одна очень известная Ария - вторая часть оркестровой сюиты №3. Она наверняка стала моделью для Арии из Пятой бахианы. Только у Баха Вилла-Лобос мог научиться искусству плетения из звуков мелодической нити замечательной красоты.
Правда, у этой Арии есть ещё один источник (предполагаемый, но вполне очевидный) - Вокализ Рахманинова.
Вокализ Рахманинова - это тоже "бахиана", только русская. Он сделан по принципу соединения баховской лирики с задушевной русской напевностью. Вокализ был написан Рахманиновым за 26 лет до этой Бахианы, и к тому времени был широко известен в Европе и США (в том числе и в переложениях для виолончели).
Очень похоже, что Вилла-Лобос подхватил идею русского композитора и перелицевал её на бразильский лад. Получилось просто великолепно.
В отличие от Вокализа Рахманинова в Арии Вилла-Лобоса есть текст (только в среднем разделе). Его написала первая исполнительница этой Бахианы бразильская певица Рут Валадарес Корреа. Там говорится о луне, смотрящейся в зеркало морской глади, и прозрачном облачке, медленно плывущем по ночному небу.
Вила Лобос умел мечтать и воплощать свои мечты. Может быть, поэтому его музыка говорит с нами так задушевно и так страстно, а главное, искренне. И в арии из «Бразильской бахианы» звучит что-то главное, что так хочет услышать наша душа. (с)
https://youtu.be/N4D8qXoWgTg?si=GllIRXDiFuOuGp1wЛича Альбанезе (сопрано), Леопольд Стоковский (дирижер)
Комментарии 11