100 лет со дня рождения одного из лучших французских пианистов 20 века Самсона Паскаля Франсуа.
Он выделяется среди своих коллег как особенностями биографии, так и не совсем обычным стилем исполнения, не во всем совпадающим с общепринятыми нормами. Нетипично уже само имя, данное ему экзальтированными родителями – Самсон, от библейского героя, для силы; Паскаль, от великого ученого – для ума. И при этом у него самая распространенная, если не сказать заурядная, национальная фамилия Франсуа.
Столь же необычно и происхождение музыканта. Он родился в немецком Франкфурте-на-Майне в семье сотрудников французского консульства и с детства скитался с ними по разным странам – Германии, Италии, Сербии, Франции, попутно обучаясь музыке. Наконец, в Ницце, где он учился в местной консерватории, талантливого юношу замечает мэтр французского пианизма Альфред Корто и приглашает его в свою парижскую школу «Эколь нормаль». В столице наставниками юного дарования становятся также другие известные педагоги, в том числе Маргерит Лонг, которая в 1943 году устраивает в Париже, вместе со скрипачом Тибо, новый музыкальный конкурс, явившийся своеобразным культурным вызовом фашистскому режиму Виши. И первым лауреатом этого соревнования, ныне одного из самых престижных в мире, становится ее ученик Франсуа.
Эта победа позволяет ему, несмотря на войну, начать концертную деятельность. Он гастролирует в Англии и США, а уже после войны, в 1956 году, одним из первых зарубежных музыкантов приезжает в СССР, где становится любимцем советской публики, как и его соотечественники Эдит Пиаф и Жерар Филипп. В 1964 году после 30-летнего перерыва он первым серди западных исполнителей едет в коммунистический Китай. Начиная с 1950 года, пианист много записывается. Его первая пластинка - цикл «Ночной Гаспар» Равеля. Среди других любимых им композиторов - Шопен, Шуман, Дебюсси, отчасти Лист и Прокофьев.
Американский музыкальный критик Джон Белл Янг назвал Самсона Франсуа, наряду с Лонг и Корто, самым влиятельным пианистом послевоенной Франции, музыкантом,
«замечательным своей бескомпромиссной цельностью и исключительностью прозрений». Франсуа оказал влияние на манеру ряда послевоенных пианистов, прежде всего на Маурицио Поллини.
Сильные и слабые стороны пианиста четко определил Д. Рабинович на страницах журнала "Музыкальная жизнь" еще в 1961 году.
"Самсону Франсуа есть чем пленять слушателей. Он на редкость талантлив, у него - яркая, ясно очерченная артистическая индивидуальность. В искусстве Франсуа ясно проступают национальные черты. Наиболее близки ему Дебюсси и Равель. Пианист владеет всеми секретами импрессионистской выразительности. Чуждаясь обнаженной „материальности" фортепианных звучаний, избегая, где можно, „откровенного" форте, он умеет создать ощущение, будто музыка, оторвавшись от вещественности инструмента, витает где-то в атмосфере... Звукопись - сильнейшая сторона дарования Франсуа. Он добивается замечательных колористических эффектов, особенно в пиано. И не только в импрессионистической сфере, но, к примеру, в си-бемоль-минорном Ноктюрне Шопена, в листовском „Вальсе-экспромте", в медленных эпизодах прокофьевской Седьмой сонаты".
Отметив далее, что Франсуа
"лирик по натуре", критик вместе с тем обратил внимание, что
"область сильных душевных движений" ему далека,
«искусством француза можно любоваться, но волновать по-настоящему оно не в состоянии. Женственное по своему облику, оно источает не мысль, а словно бы аромат тонких парижских духов». В нем есть даже что-то от импровизации и джаза, поклонником которого Франсуа был всю жизнь.
Франсуа отличался своеобразной внешностью, в которой было что-то от коварного соблазнителя и голливудского злодея. Этим он привлекал всеобщее внимание, особенно женское, пользуясь успехом на различных пати и вечеринках. Он к тому же вел довольно светский образ жизни, часто посещая ночные клубы и другие развлекательные заведения, что, видимо, отразилось не только на его мастерстве, но и на здоровье. Он умер от разрыва сердца, прожив всего 46 лет, что крайне мало для пианистов.
Единственный сын Франсуа Максимилиан опубликовал в 2002 году его биографию. Он скончался в Нью-Мексико в 2013 году, прожив на 12 лет больше своего отца.
В 1985 году вышла биография Франсуа, написанная критиком Жеромом Спайкетом. Она называется Скарбо (Scarbo), как и последняя часть равелевского «Ночного Гаспара» - первого произведения, записанного пианистом на грампластинку.
https://youtu.be/6TM8teAy7r0?si=d5d4XUho1iHRG_n6Chopin concerto no.2 in F minor op. 21
- Maestoso 0:32
- Larghetto 13:27
- Rondo : Allegro vivace 21:51
Samson François (piano)
Louis de Froment (conductor)
Grand Orchestre de Radio-Luxembourg
Комментарии 1