Потом, уже позже, став взрослым, где-то в сутолоке стремительного дня, услышав, быть может случайно, незамысловатую песню или романс Грига, кусочек его скрипичной сонаты или фортепианного концерта, фрагменты симфонических или норвежских танцев, мы тихо радуемся и с улыбкой, обращенной вовнутрь себя, узнаем и вспоминаем — это Григ. И сердце наше тронуто чем-то чистым и нежным, давно и хорошо знакомым... Есть композиторы, творчество которых потрясает нас своим "раскаленным" добела драматизмом. Другие впечатляют грандиозными масштабами своих творений. Иные — тонкой живописью и изяществом оркестрового письма, иногда даже отвлеченного холодного, но интересного и интригующего. А есть композиторы, любовь к творчеству которых возникает благодаря необычайной общительности, сердечности и камерной интимности высказывания. Последнее, как мне кажется, в какой-то мере безусловно относится к творчеству Грига. Никогда не забуду того ошеломляющего впечатления, которое произвела на меня музыка "В пещере Горного Короля", слышанная в детстве, на галерке Большого зала консерватории.
А дальше — "Шествие гномов", "Лирическая сюита" и многое, многое, и все прекрасное... Редкий пример проникновения композитора в самую суть своей родной природы. Не описательство, а проникновение, овеществление в звуках! Каждый из нас до последних дней хранит в себе первое потрясение прекрасным. Связано ли это с музыкой, с удивительным солнечным днем или с "открытием" моря... и т.д. и т.д. Чаще всего это происходит в детстве. Только ребенок в состоянии чисто и искренне радоваться и удивляться тому, что его потрясло. К сожалению, с годами мы теряем эту первозданность ощущений, эту остроту и непосредственность чувств. Мы радуемся или переживаем уже по-иному, и глубже и серьезнее, но... не так. Это мое личное убеждение, быть может и ошибочное. Но для меня величие и сила творчества Эдварда Грига в его удивительной способности хоть на мгновение вернуть человека, быть может убеленного сединами, в навсегда ушедший мир детства, вновь пробудить в нем детски неповторимое и пронзительное чувство радости от соприкосновения с прекрасным, вновь заставить пережить его так же глубоко, искренне и первозданно...
Вот я вижу в углу бережно сложенную старомодную удочку и узнаю, что Григ очень любил посидеть с удочкой. Идем на это место, оно совсем рядом с "творилкой". Чудесный заливчик. Вода изумрудно-чистая. Все дно просматривается, а затем уходит в темноту углубления. А кто из нас не мечтал вот так же посидеть с удочкой в руках и очистить свою душу наедине с природой... Мечта вроде бы и реальная, да все реже и реже приходится ее осуществлять. Кстати сказать. Вот уже многие годы свой летний отпуск я провожу в Доме творчества композиторов "Сортавала". Находится он в Карелии на самом северном заливе Ладоги. Так уж получается, что без рыбалки и отдых не впрок. Люблю я вечерком посидеть с удочкой (благо домик стоит близко у берега). Клюет или не клюет — все равно хорошо! И вот чудеса! (Теперь-то я привык...) Как-то, несколько лет (может, два-три года) тому назад, сижу я с удочкой и вдруг из соседнего домика зазвучала музыка Грига. Кто-то очень хорошо играл фортепианные пьесы (да и не только фортепианные). И так повторялось почти каждый июньский вечер. Представьте себе, как это было замечательно. Природа (правда, не норвежская, но довольно ей близкая) и музыка Грига, которая так замечательно сливалась с ней! И только теперь, перед тем, как писать эти строки, я узнал, кто играл каждый вечер в соседнем домике. Это оказался молодой музыкант, композитор и музыковед, живущий под Москвой, Николай Николаевич Мохов. С одиннадцати лет он полюбил музыку Грига раз и навсегда. Он изучил не только творчество композитора. Он изучил несколько языков, в том числе и норвежский. Представляю себе, с какой любовью и знанием дела взялся он за этот труд, в результате которого наша литература о Григе пополнилась еще одной, и знаменательной, работой. Хочется принести благодарность молодому моему коллеге — настоящему подвижнику в этом деле.
Именно благодаря усилиям таких людей — подвижников, "одержимых", как мы их называем, — иной раз наше дело, дело широкой пропаганды классической музыки, движется вперед на радость нам, профессионалам, и на радость всем, кто любит Большую Музыку.
Многое и в моей жизни связано с музыкой Грига. И радости и печали. Радостей гораздо больше. Сколько было счастливых открытий! Но вот настал сезон, в котором я должен был дирижировать концертом из произведений Грига (цикл "Избранные шедевры западноевропейской классики") . Я тщательно готовился к этому концерту. Задумал и осуществил оркестровку десяти романсов Грига для прекрасной нашей певицы Галины Писаренко. Оркестровал отдельно, как сольную оркестровую пьесу, романс "Розы". Но примерно за два месяца до концерта я тяжело заболел, и врачи назначили сложную операцию как единственный щанс... Не хочу говорить о том, что я пережил тогда. Но дату концерта не отменил, и он состоялся буквально за несколько дней до больницы. Я дирижировал Грига. Это мог быть мой последний концерт в жизни. Никто не знал, что будет дальше со мной... Спасибо Григу, спасибо его музыке. То, что я пережил за пультом в тот вечер, невозможно описать, да и не нужно. По стечению обстоятельств этот концерт был записан по трансляции на радио и заснят телевидением. Никто тогда не знал (кроме моих близких), в каком состоянии я находился за пультом... На "бис" оркестр под моим управлением исполнил две пьесы Грига. Заканчивался концерт исполнением "Роз". Мне казалось, что через эту музыку я прощался со всеми. И с теми, кто был в зале, и с теми, кто не был там... Но судьба распорядилась иначе. Виртуозные руки профессоров Александра Федоровича Черноусова и Михаила Израилевича Перельмана вернули меня к жизни. Такое не забудешь никогда. А ведь это было связано с Григом. Долгими бессонными ночами звучала в моей голове его музыка...
Предисловие к книге Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе., Д. Эдвард Григ - человек и художник
Комментарии 4
Игорь Северянин
.
Рифмодиссо
.
Вдали, в долине, играют Грига.
В игранье Грига такая нега.
Вуалит негой фиордов сага.
Мир хочет мира, мир ищет бога.
О, сталь поляра! о, рыхлость юга!
.
Пук белых молний взметнула вьюга,
Со снежным полем слилась дорога.
Я слышу поступь мороза-мага;
Он весь из вьюги, он весь из снега.
В мотивах Грига — бессмертье мига.
1916