"Семь слов Спасителя на кресте". Оркестровая версия. Hob. XX/1A. ("The Seven Last Words of Christ").
Это одно из наиболее известных и значимых произведений великого композитора. Оно существует в четырех версиях. Сегодня – цикл оркестровых сонат.
В «Семи словах» Гайдна мы слышим полное сочетание совершенной музыки и чистого библейского богословия. Историю заказа Гайдн сам описал: «В…соборе Кадиса в Великий пост исполняли ораторию... Поднявшись на кафедру, епископ произносил одно из семи слов и толкование его. Закончив, он спускался с кафедры... Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция. Задача дать подряд семь Adagio... и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких». Уникальность произведения в том, что это семь медленных частей, написанных в форме сонатного аллегро, с прологом и эпилогом.
1. Introduzione in D minor – Maestoso ed Adagio.
Медленное, торжественное вступление, в котором уже слышны нотки предстоящих страданий. Весь гений Гайдна, с его потрясающим чувством формы, совершенной гармонией вложен в этот пролог. Ре-минор – это одна из самых трагических тональностей, вспомните хотя бы «Лакримозу» Моцарта
2. Sonata I ("Pater, dimitte illis, quia nesciunt, quid faciunt") in B-flat major – Largо.
Иисус молится за убивающих Его. Соната построена на звуковых контрастах: в forte изображены страдания Иисуса, а в piano - Его любовь к падшему человечеству. Поэтому эта часть пронизана не только глубокой скорбью, но и светлой надеждой, написана в мажоре, главная нежнейшая тема отдана певучим скрипкам.
3. Sonata II ("Hodie mecum eris in paradiso") in C minor, ending in C major – Grave e cantabile.
Стих говорит о Божественности Мессии - кто иной мог распоряжаться участью человека в вечности? Эта часть пронизана добром: несмотря на трагизм ситуации, она предвещает встречу в Раю. Поэтому грустный минор дважды переходит в светлый мажор. Короткая земная жизнь - и вечность, временная печаль - и вечное блаженство.
4. Sonata III ("Mulier, ecce filius tuus") in E major – Grave.
Третья соната написана на тему "Се, Матерь твоя!". Здесь мы сталкиваемся с Человеческой сущностью Спасителя, и Ми-мажор - отражение сыновьей любви. Гайдн иллюстрирует мучительные вздохи Иисуса, с больно произносившего каждое слово. «Вздохи» часто сменяются диссонансными вскриками.
5. Sonata IV ("Deus meus, Deus meus, utquid dereliquisti me") in F minor – Largo.
На Иисуса пал гнев Праведного Бога за человеческие грехи! Здесь используется самая страстно-печальная (по определению Нейгауза) тональность фа-минор. Музыка полна надрывного страдания. Ощущение безнадежности не покидает слушателя, это единственная часть цикла, которая не заканчивается в светлом тоне.
6. Sonata V ("Sitio") in A major – Adagio.
Пятая соната ("Жажду!") - одна из самых трудных и для понимания, и для исполнения. Первые такты написаны сухим медленным стаккато, рисующим картину жажды человека, не первый час распятого на кресте. Изредка неотвратимая поступь прерывается короткими мелодическими вскриками. Этим темпом и ровным ритмом Гайдн создает медленную, неумолимую, как шаги командора, картину мучения человека. А прозрачный Ля-мажор только усугубляет эту неотвратимость.
7. Sonata VI ("Consummatum est") in G minor, ending in G major – Lento.
Шестая соната ("Свершилось!") говорит о конечном акте искупления человечества. Начинается медленными унисонными октавами, демонстрируя всю тяжесть совершенной жертвы. Эта часть - одна из самых грустных во всем цикле. Удивительно, но вся эта скорбь написана опять в мажоре. Медленную восходящую поступь шестнадцатыми у струнных просто тяжело слушать, до такой степени ощущение конца жизни становится явным.
8. Sonata VII ("In manus tuas, Domine, commendo spiritum meum") in E-flat major – Largo.
Седьмая соната - иллюстрация слов Господа перед смертью и самой смерти: "Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сказав сие, испустил дух". Эта часть - наиболее близка к лучшим симфоническим произведениям Гайдна, где все средства сливаются воедино для выражения главной идеи.
9. Il terremoto (Earthquake) in C minor – Presto e con tutta la forza.
Сразу за "угасающими" аккордами смерти Христа внезапно начинается краткий, но емкий эпилог «Землетрясение», который рисует бурю, разразившуюся после смерти Христа. Это изображение трагедии Мессии–Человека и триумф Сына Божия. Оно перекликается с прологом, оттеняя своим монументальным величием скорбное, трагическое начало. Большая часть сонат имеет утешительный настрой, но "Землетрясение" несет в себе контраст сверхъестественного вмешательства: темп престо, тутти ла форца оркестра, последний аккорд - единственное форте фортиссимо в произведении.
Йозеф Гайдн. "Семь слов Спасителя на кресте".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2