Если Таузиг был любимым учеником Листа, то уроженка Мюнхена Софи Ментер была его любимой ученицей. Благодаря ее энергичному, электризующему стилю игры в Париже ее называли l\’incarnation de Liszt — Молодая, уверенная, миловидная, она пришла к Листу после занятий с Таузигом и фон Бюловым.
«Ни одна женщина не сравнится с ней», — сказал Лист. Особенно он восхищался ее «поющими руками». Восхищение это разделяли все, и на своих концертах она встречала прием, обычно оказываемый примадоннам. В Копенгагене студенты выпрягли лошадей из ее экипажа и сами везли его по улицам. Критики были в экстазе. Вальтер Ниман описывал ее стиль как «смесь виртуозности и элегантности; прекрасный округлый и глубокий звук, как у Листа; огненный темперамент; мужская весовая игра; пластичность; исключительное ощущение формы; чувство, дух и техника сплавлены в ней в гармоничное единство». Сильно сказано. Но оценки Нимана были поддержаны Дж. Б. Шоу, писавшим о Ментер в 1890 году:
«Она производит такое великолепное впечатление, что оставляет Падеревского далеко позади… Мадам Ментер играет с замечательной быстротой, но, в отличие от многих других пианистов, никогда не переходит ту грань, за которой ухо уже не может следовать за звуками; именно отчетливость ее туше и осмысленность, придаваемая каждой ноте, делают ее исполнение столь неотразимо увлекательным».
Она была настолько знаменита, что имела успех даже с такой музыкой, которую никто другой не решился бы играть. Когда Дионис Прукнер, ученик Листа, представил венской аудитории ми-бемоль-мажорный Концерт учителя в 1857 году, Ганслик камня на камне не оставил ни от концерта, ни от пианиста, ни от композитора. Он издевался как над тем, что Лист использовал в оркестре треугольник, так и над собственно музыкальным содержанием, и в результате ни один пианист не решался больше играть этот концерт в Вене. То есть, ни один, кроме Ментер. В 1869 году она смело подставила и себя, и концерт, и треугольник под удар Ганслика. Антон Рубинштейн говорил ей, что это сумасшествие, все предупреждали ее о катастрофических последствиях, если Ганслик даст себе волю. Всем им она отвечала на своем баварском диалекте: «Wenn i dös nit spielen kann, spiel i guar nit — i muss ja nit in Wein spielen». (Если я не буду играть этот концерт, то я вообще не буду играть в Вене — я не обязана здесь играть.) Она исполнила концерт и имела огромный успех.
Энергичная Софи вышла замуж за знаменитого виолончелиста Давида Поппера в 1872 году. В 1886 они развелись. Она много преподавала, в том числе в Петербургской консерватории — с 1883-го по 1887 год.
П. И. Чайковский высоко ценил дарование Ментер, он посвятил ей партитуру "Концертной фантазии" для фп. с орк. ор. 56 (1884). В последующие годы Ментер жила в Тироле, периодически совершала концертные поездки по др. странам. Наряду с А. Н. Есиповой и М. Т. Карреньо была крупнейшей пианисткой второй половины 19 в. Автор пьес для фп., в т.ч. "Венгерской рапсодии" ("Цыганские напевы") https://ok.ru/artlabiri/topic/69090618288945
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1