Имя Мадерны — одна из важных точек пресечения линий послевоенного авангарда: и музыкальных, и личностных. Продвигаясь вглубь авангарда второй волны, вы встретите его за первым же поворотом, самое позднее за вторым, а часто — сразу у входа. Смотря где войдёте.
Он композитор и дирижёр, в багаже которого (размером с товарный состав) множество мировых премьер и широкий репертуар, начинающий где-то от Монтеверди, и ещё он преподаватель от Дармштадта (в эту кузницу авангарда он перебрался из Венеции в 1954) до Беркширского музыкального центра в массачусетском Тэнглвуде и нью-йоркской Джульярдской школы через Дартингтон, Роттердам и зальцбургский Моцартеум, а также одну из первых студий электронной музыки в Милане, которую он же и основал (1954) на пару с Лучано Берио.
Мадерна не только ключевая фигура послевоенного авангарда, а и символ модернистского движения, всегда впереди, и поэтому, думаю, не ошибусь, если назову его авант-авантгардистом. Надо же как-то выделить и отметить замечательного человека)
* * *
«Квадривиум» (Quadrivium ) для 4 ударников и 4 оркестровых групп, работа Мадерны 1969 года.
Это латинское слово переводится как четырёхпутье; в Средневековых школах и университетах так называлась система из четырёх околоматематических наук : арифметика, геометрия, астрономия и музыка (не композиция, а в значении близком к современному курсу гармонии, учение о звуковысотности).
Перед тем как написать о самой пьесе, замечу: всё что будет в квадратных скобках [...] мои субъективные умозаключения, не претендующие на.
Четвёрка — любимое музыкальное число Мадерны, он наделял его «магическим эффектом» и в своей музыке часто выстраивал пропорции ориентируясь на него в расчётах. В Квадривиуме он заложил его уже в самую основу — количество (условно) солирующих ударных и сопровождающих их групп оркестра, и ещё эта пьеса составлена из восьми больших эпизодов, для каждого из которых задаётся определённый темп [соотнесу это с арифметикой].
Пьеса выстроена по принципу контролируемой алеаторики, с чётко выписанными партиями ударных и вариативно-импровизационным зазорами в оркестровых группах (если я ошибся насчёт ударных и там тоже возможны варианты, пожалуйста, поправьте меня). Мадерна использует в ней серийные техники в их свободной трактовке.
Линия ударных разматывается своеобразным шествием от начала до конца пьесы [это + держим в уме пропорциональную выверенность партий + электронно-космическое звучание ряда эпизодов = получаем астрономию]; группы оркестра то подсвечивают и разукрашивают их ход, то прерывают его, то создают препятствующие эпизоды — своеобразные фигуры, которые нужно обтекать, уворачиваться или обходить вычерчивая тропы и выныривая из-за углов.
В самой продолжительной финальной части оркестровые группы сходятся в непрерывно нарастающих наэлектризованные гармониях, постепенно таящих к концу пьесы, а партии ударных, в амплитуде от мощных раскатов до тончайших ритмических узоров на пиано, то вплетаются в это полотно, то держатся обособленно и контрастно отстранённо.
Такая конструкция и содержание пьесы создаёт эффект рельефа и трёхмерного пространства [геометрия], а возможно, и третьего музыкального измерения (помимо высоты и длительности), которое примерно в те же годы независимо от Мадерны искал его соотечественник Джачинто Шельси, но иным путём — углубляясь в самые недра звука.
https://youtu.be/Wa-yg7ZVLpk «Квадривиум» (Quadrivium ) для 4 ударников и 4 оркестровых групп, работа Мадерны 1969 года.
Артуро Тамайо и Симфонический оркестр Франкфуртского радио:
Комментарии 1