Значительную часть творческого наследия Франца Шуберта составляет фортепианная музыка. Она стала смыслом жизни композитора. Особенно изысканными и необычными были вальсы Шуберта. Наполненные чуткостью и лиричностью, они несли ощущение светлой печали. За всю жизнь композитор сочинил огромное количество произведений в танцевально-бытовом жанре, но вальсы лидируют по количеству.
Франц Шуберт был чрезвычайно интересной личностью. Главными чертами характера композитора являлись скромность, обаятельность, наивность и искренность. Он был настоящим трудоголиком и всегда старался добиваться совершенства во всем чем занимался. Именно благодаря данным чертам характера композитору удавалось собирать вокруг себя большое количество таких же талантливых и творчески одаренных людей.Так, постепенно образовался круг единомышленников, который был назван в честь композитора «Шубертовский кружок». В общество культурных и просвещенных людей входили следующие значимые для того времени фигуры:
Художники: Мориц Швинд, Леопольд Купельвизер. Поэты и драматурги: Иоганн Майерхофер, Бауэрнфельд Эдуард, Грильпарцер Франц.Скрипач Йозеф Шпаун; литератор Франц Шобер; певец Иоганн Михаэль Фогль.
Мероприятия, которые могли проводиться по несколько раз в неделю в разных местах, например, дома у одного из членов сообщества или в уютной венской кофейне, имеющей название «Под венгерской кроной», были названы «Шубертиадами». Основными занятиями являлись не только танцы и игра на музыкальных инструментах, но разговоры о политике, обсуждение свежих новостей. В те времена подобное поведение могло вызвать осуждения в обществе. Одного из членов данного кружка даже арестовали за излишнюю свободу слова.На этих вечерах Шуберт мог продемонстрировать собственный талант. Большая часть вальсов написаны во время проведения таких музыкальных мероприятий.
Атмосферу того времени не передать словами: галантные кавалеры и их дамы кружились в танце под волшебную музыку, под непревзойденные вальсы.
В те времена этот танец был на вершине популярности. Иногда композитор приносил готовые номера, а иногда мог часами импровизировать, создавая все более новые и интересные танцы. Не все номера были записаны: Шуберт приходил домой уставший и ложился спать. По утру ему было сложно вспомнить объемный музыкальный материал.
Шубертовские вальсы (их около 250) — подлинные камерные миниатюры. Несмотря на свою явную связь с бытовым танцем, они неизмеримо возвышаются над увеселительно-развлекательной музыкой. У Шуберта вальс превращается в поэму — так много в нем лирики, так неповторима и обаятельна мелодия, столько тонких красок в сопровождении. При этом в полной мере сохpаняются жизнерадостность и непосредственность бытового танца.
12 вальсов op. 91 представляет собой циклическое произведение. Это своеобразная музыкальная шкатулка из миниатюр. Особенностью каждого номера позволительно назвать то, что его можно исполнять бесконечно. Это маленькие комнаты сознания человека, которые наполнены определенным эмоциональным аффектом. По собственным масштабам пьесы могут занимать всего лишь три строчки. Это лаконично высказанные мысли. Стоит отметить, что данный опус предназначался для непрерывного исполнения. Номера выставлены лишь условно:
Так, первые два номера написаны в одной тональности Ми мажор.
Третий номер помогает осуществить модуляцию в четвертый номер, написанный в тональности ля мажор.
Пятый номер продолжает развитие предыдущего номера, но меняется мелодическое проведение. Регистр становится выше, появляется пунктирным ритм.
Шестой номер лирический, написан в минорной тональности. Чувствуется лёгкая меланхолия. Регистр остается также высоким, но учащается ритмическая пульсация мелодии.
Седьмой номер продолжает меланхолическую линию, написан в a-moll.
Восьмой номер отражает любимый прием Шуберт — сопоставление одноименных тональностей, в следующем номере вновь будет мелькать ля минор, создавая ощущение предопределенности. Динамика станет непостоянной, нестабильной.
Десятый номер это кульминация цикла. Для сочинения характерны следующие приемы: мажорно-минорный лад, столь характерный для творчества романтиков, преобладание триольных ритмов и высоких регистров. Создается ощущение нахождения в лёгком невесомом пространстве. Это один из самых крупных по размеру номеров.
Одиннадцатый номер светлый, но более приземленный вальс. В нем можно проследить черты лендлера. Тональность соль мажор.
Двенадцатый номер это логичное завершение цикла в тональности Ми мажор. Данный номер будто бы объединяет все предыдущие, сочетая в себе все характерные черты.
На протяжении звучания всего цикла остается неизменным ритм вальса. Показаны разнообразные картины жизни. Это словно многоквартирный дом, где каждая комната живет по своим законам, но все строится на едином ритме жизни. Каждый имеет собственную музыку, собственный взгляд на вещи. Но развитие событий, драматургия у каждого своя, неповторимая и выразительная, весёлая или печальная. Моменты, запечатленные в памяти и сохранившиеся навсегда. https://youtu.be/GnrmZ7u_JsI 12 вальсов op. 91. исп. Элисо Вирсаладзе
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4