В Евангелии от Иоанна повествуется о том, что сестры заболевшего Лазаря Марфа и Мария обратились к Христу с просьбой прийти и исцелить их брата. Когда Иисус с учениками пришел к ним, Лазарь был уже мертв и четыре дня, как похоронен. Иисус велел убрать камень, закрывавший вход в погребальную пещеру, и приказал Лазарю выйти. Ко всеобщему удивлению погребенный ожил и вышел из могилы. После этого он присутствовал вместе с Иисусом на трапезе в Вифании. Считается, что в дальнейшем Лазарь стал епископом Китии (ныне Ларнака, Кипр). При императоре Льве VI в 901/902 году на месте древнего храма там была обнаружена гробница с надписью: «Лазарь четырехдневный и друг Христов». Изображ
Сотворение мира и образ Спасителя в иконе «Шестоднев»
Название иконы «Шестоднев» восходит к традиционному обозначению библейского сказания о первых шести днях творения и с существующей в православной богослужебной практике соответствия каждому дню недели определенного праздника или дня памяти святых. Подобные композиции, где соединяются сюжеты библейского Сотворения мира и седмичного Шестоднева, возникают с конца XVIII в. О содержании иконы «Шестоднев» на онлайн-экскурсии с выставки, проходящей в Музее имени Андрея Рублева до 2 июня, рассказывает научный сотрудник А.Е. Тарлыкова.
27 апреля в 14:30 - лекция «Иконография Страстной седмицы»
Страстная неделя – завершающий этап подготовки к празднованию Воскресения Христова. Во время этой предпасхальной недели особенным образом вспоминаются последние дни земной жизни. Они наполнены надеждой, скорбью и болью предательства Иуды в Великую среду, таинственным совершением первой Литургии – Тайной вечерей в Великий четверг, Распятием в Великую пятницу, тишиной Великой субботы. Все эти события нашли отражение в памятниках иконографии Византии и Древней Руси, составив законченный цикл повествования о последних днях земной жизни Спасителя. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Ру
Священномученик Антипа (I век) упоминается в Апокалипсисе как верный свидетель Христа (Откр 2, 13). Согласно его житию, проповедовавшего христианство Антипу языческие жрецы обвинили в том, что из-за него боги оставили Пергам. Правитель города потребовал, чтобы Антипа отрекся от своей веры, но безуспешно, после чего святого бросили в раскаленного медного быка, где тот скончался с молитвой на устах. В V веке над могилой священномученика возвели храм. Согласно источникам XI-XII столетий, при императоре Феодосии Великом (IV век) в Константинополь был перенесен медный бык, послуживший орудием казни святого. С IX века там существовал посвященный Антипе Пергамскому