Сотворение мира и образ Спасителя в иконе «Шестоднев»
Название иконы «Шестоднев» восходит к традиционному обозначению библейского сказания о первых шести днях творения и с существующей в православной богослужебной практике соответствия каждому дню недели определенного праздника или дня памяти святых. Подобные композиции, где соединяются сюжеты библейского Сотворения мира и седмичного Шестоднева, возникают с конца XVIII в. О содержании иконы «Шестоднев» на онлайн-экскурсии с выставки, проходящей в Музее имени Андрея Рублева до 2 июня, рассказывает научный сотрудник А.Е. Тарлыкова.
Чудотворная икона Богоматери Шуйской-Смоленской, некогда находившаяся в Воскресенском соборе в Шуе, была написана в 1654 году иконописцем Герасимом Тихоновым Иконниковым по просьбе прихожан для усмирения эпидемии чумы. Общерусское почитание Шуйская икона получила с 1667 года. Ее первоначальное название – Богоматерь Смоленская – не соответствует иконографическому типу. Младенец изображен так, что его правая нога поставлена на колено левой, а левой рукой он держит правую ногу за пятку. Сказание о чудотворном образе, составленное в XVII веке, объясняет это несоответствие тем, что на написанной художником иконе Смоленской Богоматери Младенец Христос сам поменял позу. Такая иконография появилась в русской иконописной практике еще на рубеже XV-XVI веков, задолго до прославления шуйского образа, и была, очевидно, следствием своеобразно воспринятого русскими мастерами западноевропейского прототипа.
Икона Богоматери Шуйской имела особенно широкое почитание во Владимирских землях, особенно в самой Шуе и её ближайших окрестностях. В других регионах списки с нее встречаются заметно реже. Как правило, это небольшие иконы. В данном случае образ имеет большие храмовые размеры. Живопись его ориентирована на манеру письма мастеров Оружейной палаты, которая переосмыслена и упрощена провинциальным северным художником.
Чудотворная икона Богоматери Шуйской-Смоленской, некогда находившаяся в Воскресенском соборе в Шуе, была написана в 1654 году иконописцем Герасимом Тихоновым Иконниковым по просьбе прихожан для усмирения эпидемии чумы. Общерусское почитание Шуйская икона получила с 1667 года. Ее первоначальное название – Богоматерь Смоленская – не соответствует иконографическому типу. Младенец изображен так, что его правая нога поставлена на колено левой, а левой рукой он держит правую ногу за пятку. Сказание о чудотворном образе, составленное в XVII веке, объясняет это несоответствие тем, что на написанной художником иконе Смоленской Богоматери Младенец Христос сам поменял позу. Такая иконография появилась в русской иконописной практике еще на рубеже XV-XVI веков, задолго до прославления шуйского образа, и была, очевидно, следствием своеобразно воспринятого русскими мастерами западноевропейского прототипа.
Икона Богоматери Шуйской имела особенно широкое почитание во Владимирских землях, особенно в самой Шуе и её ближайших окрестностях. В других регионах списки с нее встречаются заметно реже. Как правило, это небольшие иконы. В данном случае образ имеет большие храмовые размеры. Живопись его ориентирована на манеру письма мастеров Оружейной палаты, которая переосмыслена и упрощена провинциальным северным художником.
Чудотворная икона Богоматери Шуйской-Смоленской, некогда находившаяся в Воскресенском соборе в Шуе, была написана в 1654 году иконописцем Герасимом Тихоновым Иконниковым по просьбе прихожан для усмирения эпидемии чумы. Общерусское почитание Шуйская икона получила с 1667 года. Ее первоначальное название – Богоматерь Смоленская – не соответствует иконографическому типу. Младенец изображен так, что его правая нога поставлена на колено левой, а левой рукой он держит правую ногу за пятку. Сказание о чудотворном образе, составленное в XVII веке, объясняет это несоответствие тем, что на написанной художником иконе Смоленской Богоматери Младенец Христос сам поменял позу. Такая иконография появилась в русской иконописной практике еще на рубеже XV-XVI веков, задолго до прославления шуйского образа, и была, очевидно, следствием своеобразно воспринятого русскими мастерами западноевропейского прототипа.
Икона Богоматери Шуйской имела особенно широкое почитание во Владимирских землях, особенно в самой Шуе и её ближайших окрестностях. В других регионах списки с нее встречаются заметно реже. Как правило, это небольшие иконы. В данном случае образ имеет большие храмовые размеры. Живопись его ориентирована на манеру письма мастеров Оружейной палаты, которая переосмыслена и упрощена провинциальным северным художником.
Великомученик Георгий Победоносец (†303) – один из самых почитаемых святых всего христианского мира. Согласно наиболее распространённому варианту жития, он родился в Каппадокии и воспитывался матерью-христианкой в Лидде Палестинской. Повзрослев, поступил на службу в римскую армию и, когда начались гонения на христиан, явился к императору Диоклетиану и открыто исповедовал свою веру, за что был подвергнут мучениям и обезглавлен. Жития описывают многочисленные посмертные чудеса святого. Наиболее знаменито его Чудо победы над змеем. Изображения Георгия Победоносца известны с VI века. Его представляли как юного воина с короткими кудрявыми волосами. На створке складня святой представлен в традиционной иконографии. В одной руке он держит крест, другой опирается на щит. Любопытно, что иконописец не изобразил ни копья, ни меча, тем самом подчеркнув мученический аспект почитания святого. Живопись выполнена маслом по серебряной основе складня. Стиль живописи близок произведениям работавших в Москве иконописцев из села Мстёра Владимирской губернии, с которыми сотрудничали лучшие ювелирные фирмы. Складень был выполнен на фабрике П.А. Овчинникова, основанной в 1853 году и в 1872-1917 годах имевшей статус поставщика Двора Его Императорского Величества.
Нет комментариев