Более двух тысяч лет прошло с момента воскресения Христа, но, как и пророчествовал о Нём пророк Симеон, что: «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34), так происходит и так будет происходить до конца человеческой истории – одни веруя в Христа, Его силой будут подниматься из своей падшести, другие отвергая Христа будут погружаться ещё глубже в своё падшее состояние. Имя Христа никогда не исчезнет из исторической повестки, как бы не старались Его враги. Напротив, все они будут положены в подножье ног Христа: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Мф.22:44).
У Христа врагов много: одни отрицают Его божественность, другие отрицают Его человечность. Относительно недавно появилась ещё одна категория врагов Христа, которые, не отрицая Его богочеловечества, пытаются нивелировать значение Его страданий и смерти. «Если Христос Бог, то Он очевидно знал, что после смерти на Кресте воскреснет и следовательно в Его страданиях и смерти нет никакой жертвы. Жертва может быть только там, где ты теряешь нечто безвозвратно» — это весьма распространённый сегодня тезис, обесценивающий страдания и смерть Христа. Казалось бы, в нём есть логика, но давайте посмотрим, насколько она согласуется со здравым смыслом и нашим собственным опытом.
Положим, что один человек получил травмы, спасая жизнь другого человека. Можно ли утверждать, что он собой не пожертвовал, когда его здоровье полностью восстановится? И обесценится ли его поступок в глазах спасенного с его выздоровлением? Или должны ли мы запретить себе сочувствие людям, чьи страдания остались в далеком прошлом. Очевидно, что нет – спустя десятки лет люди чтут тех же ветеранов, по причине их жертвенности в далеком прошлом.
И легко ли вы согласитесь пережить боль сегодня, зная наверняка, что завтра её не будет. Боль сегодня – это боль сегодня, а не её отсутствие завтра, и её придётся пережить.
Кроме этого, человек, не теряя безвозвратно ничего видимого, оставаясь с руками и ногами, может жертвовать на моральном уровне, например терпеть унижения и насмешки ради каких-либо высших ценностей. Отсюда причинение морального ущерба, который на самом деле ничем не измерить, потому что это такие личные, внутренние материи, которые известны только самому человеку. И несмотря на эту тайну морального ущерба, на его неизмеримость, все прекрасно понимают, что он объективно существует.
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8).
Когда Бог, вочеловечившись соглашается пережить наши унижение, боль и смерть, очевидно это Ему чего-то стоит. И Ему это стоит гораздо больше, чем стоило бы нам, потому что Бог погружает Себя в опыт не естественный для Себя. Ведь одно дело, когда бомж копается в мусорном контейнере, и другое дело, когда в этот контейнер поместили Создателя вселенной.
Жертва не измеряется исключительно безвозвратной потерей чего либо, смысл жертвы прежде всего в преодолении себя здесь и сейчас:
«И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк.22:44).
Вочеловечившись, Бог преодолевает Себя и погружается в страдания.
Значимость жертвы измеряется временем – памятью о ней. Заметьте, человеческие героизм и жертвенность сколько бы их не пытались увековечить в литературных, скульптурных и художественных памятниках в конце концов перестают откликаться в сердце человека, превращаясь в историческую абстракцию. Мы ничего сегодня не чувствуем в отношении монголо-татарского ига, Русско-японской войны, Русско-турецкой войны.
Жертва же Сына Божьего открывает собой вечность, оставаясь всегда актуальной для живого восприятия и умом и сердцем, по причине Его бесконечного величия.
Рим.8:34. "...Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4