Исторически в христианстве сложились два крайних взгляда на роль священника или пастора в общине верующих, и оба они, как это и свойственно крайностям, не отвечают принципу христологичности и христоцентричности доктрины.
Самый древний и поэтому наиболее распространённый взгляд на пастора – это пастор-оракул, направляющий жизнь членов общины даже в несущественных вопросах быта. Такое понимание значения пастора уходит корнями в запрос человека на личного путеводителя-навигатора, что очень ярко проявило себя в монашеской традиции. В монастыре монах полностью отдается в руки игумена, и послушание игумену является главной монашеской добродетелью.
Очевидно, в этом подходе весь акцент переносится на внешнее управление человеком. Нарушение христологичности здесь в том, что нивелируется человеческая сторона вопроса: сознание и свобода самого человека. Ну и христоцентричной такую конструкцию не назовёшь, потому что она пастороцентричная. Несмотря на очевидный диктаторский дух концепции пастор-оракул, она наиболее востребована в церкви. Причина этой востребованности обоснована психологически – человек избегает брать за себя ответственность: человек боится ошибиться в своём выборе, человек не хочет винить себя в случае трагической ошибки, поэтому: «ты мне скажи за кого за муж выходить, на ком жениться». И эта тенденция внутри церкви в целом соответствует общечеловеческому запросу на гадалок и экстрасенсов – люди готовы жертвовать и материальными ценностями и собственной свободой, лишь бы кто-то решения принимал за них.
Полярный взгляд на роль пастора является продуктом современной эпохи коучинга – метод раскрытия потенциала человека, в процессе которого специалист, называющийся «коуч», помогает собеседнику достичь некой жизненной или профессиональной цели. Таким образом, от пастора-коуча ожидается, что он не будет учить человека жизни, но будет мотивационно помогать членам своей поместной церкви реализовывать все возникающие в их головах проекты. Здесь напротив акцент переносится на значение человека и всем его желаниям придаётся сакральный характер. Само собой христология здесь тоже рушится, но уже однобокостью не в пользу священника, а в пользу человека.
Итак, если пастор не оракул и не коуч то, что же он должен делать:
2Тим.4:2. «проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3