Военные хитрости в древней Японии (Глава из будущей книги)
Трактат «Сунь-цзы бин фа» (яп. «Сонси хэйхо»), был завезён в Японию в VIII веке японским послом Киби-но Макиби (693-775 гг.), ездившим в Китай с дипломатической миссией и с целью обучения конфуцианской философии. Из Китая он привёз большую коллекцию свитков по многим отраслям знания: по философии, грамматике, географии, астрономии, медицине, а также большую коллекцию классических литературных произведений, поэтических сборников. Среди этих книг было и два важнейших трактата по военному делу «Сунь-цзы бин фа» и «Лютао». Эти книги относительно быстро обрели известность, достаточно сказать, что скрытые цитаты из них встречаются во многих произведениях созданных в периоды Нара и Хэйан. Книги канона «У-цзин ци шу» послужили также основой для работ по военному делу, созданных непосредственно в Японии, а значительно позднее и для трактатов ниндзя, чего не скрывает и Фудзибаяси Ясутакэ, автор «Бансэнсюкай». В его обширном труде, также можно увидеть и скрытые цитаты, и прямые заимствования из китайских классических военных трактатов.
В тоже время, использование на войне шпионов и диверсантов, применялось японцами задолго до их знакомства с китайской классикой. В литературе о ниндзюцу, многие авторы истоки этого искусства уводят ко временам незапамятным, интерпретируя как действия ниндзя подвиги богов и героев древнеяпонских легенд. И в этом, видимо, есть свой резон, ибо в тот период японской истории, описанный в мифолого-летописных сводах «Кодзики» («Записи древних дел») и «Нихон Сёки» («Анналы Японии»), происходило постепенное накопление первоначальных знаний и опыта как в области военного искусства вообще, так и в области разведывательной и диверсионной деятельности в частности.
Процесс образования древнеяпонского государства Ямато не был мирным. Крупные родоплеменные союзы вели постоянные войны за власть и территорию, как между собой, так и с айнами – коренными жителями японских островов. Об этом свидетельствуют многочисленные находки оружия и воинской атрибутики в погребальных курганах эпохи Кофун. Кстати айны, возможно были первыми, кто оказал влияние на становление японских будзюцу. Как пишет историк Н. Ю. Хандогина:
«Легенды тех лет описывают айнов, ближайших соседей японцев, как высоких, смуглых, чрезвычайно волосатых людей. Они были бесстрашными воинами, порой японские отряды подвергались долгому преследованию на поле отступления. Айнов описывают как коварного противника. Эпос изобилует фактами использования айнами отравленного оружия, сами же японцы использование отравленного оружия считали ниже своего достоинства. Позже, известные воины в трактатах о своих военных походах будут говорить о тех положительных элементах из стратегии и вооружения айнов, которые приняла на вооружение армия самураев. Война с айнами – это обмен опытом, закалка стратегического потенциала войска, совершенствование оружия и снаряжения, вместе с тем ещё и трагедия народа, который практически исчез с лица земли».
Военные походы правителей Ямато против соседей и айнов нашли отражение в легендах зафиксированных в «Кодзики» и «Нихон Сёки». В них боги-покровители Ямато, спустившись на землю, побеждают богов враждебных племён. Естественным образом развиваются воинские культы, связанные с их почитанием. Кроме богов действуют в этих легендах и более посюсторонние персонажи, чья историчность, впрочем, является вопросом дискуссионным. В повествовании об их подвигах, встречаются описания используемых ими различных воинских хитростей, демонстрирующих торжество гибкости и изворотливости ума над грубой физической силой. Герои этих историй использовали переодевания и маскировку для введения противников в заблуждение, что расценено исследователями как первый факт применения хэнсо-дзюцу (искусство переодевания) – важнейшей дисциплины входящей в состав ниндзюцу.
Как повествуют мифолого-летописные своды «Кодзики» («Записи древних дел») и «Нихонсёки» («Анналы Японии»), во время восточного похода, император Дзимму Тэнно во сне увидел видение, в котором ему было сказано:
«Возьми глины близ святилища на горе Ама-но Кагуяма, слепи восемь десятков плоских глиняных блюд, ещё к тому изготовь священный кувшин, восславь богов Неба, богов земли и священное заклинание скажи. Коли сделаешь так, то враги сами тебе покорятся».
Пробудившись, император Дзимму захотел исполнить всё, что ему было велено. Но гора Ама-но Кагуяма, находилась на территории занятой противником. Поэтому необходимо было тайком проникнуть на эту гору и набрать глину. Дзимму подозвал к себе двух своих вассалов Синэцухико и Отоукаси. Нарядил их стариком и старухой, надел на Синэцухико соломенный плащ, нахлобучил на голову Отоукаси корзину, и велел им идти на гору за глиной. Они без труда смогли пройти на территорию занятую врагами, те лишь посмеялись над ними: «Смотрите, какие мерзкие старик и старуха!» Набрав нужного количества глины, они также без труда, вернулись обратно, а император Дзимму, сделав ритуальные сосуды, победил своих врагов.
Во времена императора Судзина (97-33 гг. до н.э.), в приграничных районах восточных провинций бесчинствовали кудзу. На их усмирение был послан князь Такэкасима, во главе многочисленного войска. Но предводители кудзу Ясакаси и Яцукуси, не смотря на малое число своих бойцов, умело оказывали сопротивление, и, пользуясь хорошим знанием горной местности, в которой принимали бой, неоднократно заманивали противника в ловушку. Уходя от преследований, они укрывались в труднодоступных пещерах, и были неуловимы для Такэкасима. Пытаясь выманить противников из их укрытий, Такэкасима придумал такую хитрость:
«Он отобрал воинов, презирающих смерть, и спрятал их в складках горы, подготовив оружие для уничтожения разбойников. На морском берегу, он надел красивую одежду, [приказал] выстроить в ряд лодки, связать плоты, и поставить во множестве зонты, обтянутые шёлком, поднять флаги, развевающиеся, как радуга. Звуки кото и флейт сынов неба слышались под шум волн и прилива. Семь дней и семь ночей, распевая песни кисима, [они] веселились и танцевали.
Разбойники, слыша эту великолепную музыку, целыми семьями, и мужчины и женщины – все вышли [из пещер], столпились полным-полно на берегу и веселились. Тогда Такэкасима приказал своей коннице занять их укрепления и отрезать им пути к отступлению.
Его воины напали с тыла, взяли всех в плен, сожгли укрепления и уничтожили всех одновременно». (Харима-фудоки. пер. К. А. Попова)
Император Отарасихико Осировакэ (70-130 гг. н.э.), взявший по восшествии на престол имя Кэйко, силой оружия расширял границы своего владения, которое в ту пору было ещё весьма скромным по своим размерам. По-сути именно его можно назвать первым японским императором, в прямом смысле слова, так как его политика была действительно имперской. Он завоевал южные земли о. Хонсю и завоевал о. Кюсю, создав тем самым возможность для экспансии Ямато на Корейский полуостров. Ему противостоял враждебный родоплеменной союз Кумасо, который контролировал эти земли. Покорив кумасо, Кэйко обложил их данью, но они взбунтовались и начали грабить южные рубежи Ямато. На их усмирение Кэйко послал своего сына Воусу-но микото, который по преданию отличался весьма буйным нравом, и однажды, зверским образом, убил своего брата Оусу. В наказание за это преступление он и был отправлен на войну с кумасо. Вождями объединения племён кумасо в то время были два брата, называемые Кумасо-такэру (букв. храбрецы Кумасо или богатыри Кумасо). Старшего из них звали Тороси-кая, он носил титул Кава-ками такэру (Храбрый предводитель верховья реки). Прибыв на о. Кюсю, Воусу-но микото, решил расправиться с ними при помощи хитрости.
«Добрался он до дома Кумасо-такэру, а вокруг дома стоят воины в три ряда и роют землянку. Собрались они устроить праздник освящения землянки, и угощения приготовили. Бродя по окрестностям, дожидался Воусу-но микото дня этого празднества. Вот наступил праздничный день, и он распустил свои связанные волосы, подобно девочке, надел [подаренные] тётушкой одежду и юбку и обликом стал точно как девочка, смешался с толпой женщин и вошёл внутрь землянки. Тут двое Кумасо-такэру, старший брат и младший брат, приметив эту деву, посадили её между собой и веселились. Вот, настало время, они захмелели, а Воусу-но микото вынул из-за пазухи меч, схватил Кумасо за ворот одежды и пронзил ему грудь. Увидев это, младший Такэру испугался и пустился в бегство. Преследуя его, Воусу-но микото достиг подножия лестницы, ведущей вверх из землянки, ухватил его сзади за одежду и пронзил его сзади мечом». (Пер. Л. М. Ермаковой)
За этот подвиг он получил прозвище Ямато-такэру (Храбрец Ямато).
С другой стороны, в трактатах ниндзя нередко можно увидеть и описание «мифологической истории» происхождения этого искусства.
Во многих трактатах, создание ниндзюцу приписывают богам синтоистского пантеона, что, впрочем, естественно для восточной культуры, и вообще для языческого сознания. Человек, веривший в богов и духов, любое явление объяснял их вмешательством. По его взглядам, любые ремёсла и искусства, наука и письменность, общественные институции и само государство с верховной властью императора – есть установление богов. Само собой разумеется, что и военное дело имеет божественное происхождение, согласно воззрениям человека древней эпохи. Точно также, как истоки кэндзюцу и дзю-дзюцу, уводили к богам синтоизма, и в мифолого-летописных сводах «Кодзики» и «Нихон сёки» пытались отыскать древнейшее упоминание о боевых искусствах, точно также и истоки искусства ниндзя, уводили к древним японским богам. В свитке, составленным на основе устных преданий (кудэн) ниндзя из Ига и Кока, мастером чайной церемонии, специалистом по классической литературе, и военным теоретиком XVIII века Тикамацу Сигэнори, «Ёкан кадзё дэнмоку куги» (用間加条伝目義) сказано:
«Традиция Ига гласит:
Согласно верхнему свитку «Кодзики» («Записи о деяниях древности») бог Сусано превратил принцессу Кусинада-пимэ в волшебный гребень, и надел его себе на волосы. Этот гребень был назван Юцуцумагуси, потом [Сусано] убил гигантского восьмиглавого змея Оороти. Это и есть происхождение синоби-но дзюцу.
Традиция Кока гласит:
«Согласно нижнему свитку того же писания, что [указано] выше, божество Такамимусуби отправило птицу по имени Нанаси-но Кигиси, что означает «обычный фазан, не имеющий имени», чтобы узнать [почему бог Амэвака-пико, которого он послал восемью годами раньше, не давал о себе знать]. Это и есть происхождение синоби».
Ясутака [Кимура из Кока] говорит:
«Наши синоби возникли в эпоху богов, и их искусство было передано до сегодняшнего дня, даже через этот обширный период времени. Хотя это редкость, [что линии передачи длятся так долго], это на самом деле имеет место [в нашем случае]. А всё потому, что [искусство] синоби – это военное искусство, которое имеет свои корни в божественном, и не является только лишь человеческим делом, точно также, как и искусство военной [стратегии и] тактики в других странах.
Я [Сигэнори] говорю:
Я считаю, что наиболее подходящей является та традиция, которая связывает происхождение [синоби-но дзюцу] с мифом, в котором бог Сусаноо-но микото [превратил принцессу, прежде чем он убил гигантского змея]. Это потому, что птица Нанаси-но Кигиси, то есть безымянный фазан, была застрелена из лука, и поэтому эта теория не годится [для объяснения происхождения синоби]. Кроме того, негоже говорить, что кто-то из низкородных, и не имеющих имени был предком [синоби].
Однажды ночью учитель Ёрихидэ [из Ига] сказал мне, что император Дзимму и бог Ямато Такэру сражались, во время походов, и совершили великие подвиги, следуя божественным стратегиям бога Сусаноо. Сусаноо начал использовать синоби-но дзюцу, и с лёгкостью убил змея. Поэтому его божественная стратегия породила тактику, которая пережила века, и с тех пор существует и ныне. В ней заключена вся сущность божественного искусства войны. Однако сегодня синоби-но дзюцу считается делом тех, кто является самураем среднего уровня и даже более низких людей, то есть, люди думают, что это работа для низкоранговых [самураев], а также, они читают иероглифы «сэтто» как «синоби», и называют [синоби] «ято-гуми» («группа ночных воров»). Это совершенно неверно. Некоторые военные теоретики учат, что синоби-но дзюцу недостаточно хорошо для практического использования, но это потому, что они сами не достигли мастерства в военной тактике, поэтому не смущайтесь их мелкими мнениями».
В небольшом свитке «Кока-рю нимпо дэнсё» (XVIII в.) также говорится о божественном происхождении ниндзюцу. Первая глава этого свитка, настолько мала, что её можно привести целиком:
«Искусство синоби было передано [синтоистскими] богами Оомунамуми-но Микото и Сукунахико-но Микоё в «эру богов». После этого, об этом искусстве были составлены записи, которые хранились в императорском дворце, называемом Кумосибари и Кумасо-дзими. Во время мятежа Сога-но Эмидзи многие рукописи погибли в огне. Сохранилась только малая часть рукописей, и среди уцелевших текстов были записи об искусстве синоби. Эти рукописи получил Фудзивара Эмиосикасу (706-764 гг.). Он отдал их [на хранение] в монастырь Какухо-дзи в Ига, и [спустя века] они были переданы полководцу Кусуноки Масасигэ и Акутагава Хёбу, который был самураем из охраны императорского дворца. Позднее, он уехал жить в Кока, в провинции Оми, и именно из этого места, искусство синоби распространилось повсюду. Это учение стало известным как Кока-рю. Из этого учения некоторые части были сохранены, другие отброшены за ненадобностью и взяты лишь те, которые содержали сущность учения».
Что любопытно, здесь же далее говорится об отличии традиций Ига и Кока:
«Школа Кока-рю не использует магию или фокусы, но основана на принципе «Божественного мельничного колеса». В школе Ига-рю также используют этот принцип, но называют его «нагабукуро» («большой мешок»). Но их версия не божественна, следовательно, не унаследована от богов. Также, многие в Ига применяют различные инструменты, при тайном проникновении. Этими способами мы пренебрегаем, так как стараемся иметь праведный дух, и постоянно совершенствуемся в наших навыках. После такой подготовки, мы проникаем к противнику и полностью раскрываем его секретные планы. Это то, что Сунь-цзы называл пятью категориями шпионов. Получение полной информации о противнике – это важная часть военного дела. Поэтому синоби должны с тщательностью продолжать практиковаться [в этом искусстве]».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев