Стаббур - норвежское название строения, возводимого финно-угорскими народами с IXв. (самые ранние свидетельства) по всему северу Европы и Азии. Изначально служивший лабазом для зерна, он в зависимости от нужд мог выполнять функции склада для всевозможных припасов, охотничьего домика или ритуального сооружения.
Нагляднее всего строения представлены в северном регионе Норвегии – Хельгеланде. Если на полуострове деревянные постройки просто возвышаются на ровных сваях, то здесь внешний вид куриных ножек полностью соответствует своему образу. В отличии от домов на вкопанных в землю столбах здесь применено принципиально иное конструкторское решение - очищенные от коры стволы с корневой частью стоят прямо на земле, а расходящиеся в стороны корни увеличивают площадь опоры - это повышает устойчивость и уменьшает удельное давление на грунт, что важно при возведении на влажных болотистых почвах.
Избы XVII и XVIIIвв.. в регионе Хельгеланд
Эта постройка не была жилой и не отапливалась. Её использовали, как хранилище продовольственных запасов. Возвышение над землёй было сделано для предотвращения проникновения в кладовую диких зверей и грызунов, а также обеспечивало вентиляцию пространства под полом.
В меньшем количестве подобные сооружения присутствуют и в других странах Скандинавии. Однако Норвегия в этом плане находится впереди планеты всей, ведь шедевры деревянного зодчества в этой стране тщательно охраняются местными властями и привлекают внимание историков и туристов.
Саамский амбар XVIIIв. в шведском заповеднике Скансен
Строили избушку «к себе передом», т.е. вход в дом был с тропинки, ну, а все остальное – «к лесу задом». Кроме того, в нем всегда оставлялся припас для случайного путника ("сначала накорми, а потом расспрашивай")
Так как культуры разных стран часто пересекаются, и у финно-угорской этнографической группы достаточно обширная география расселения при общей схожести традиций, можно рассмотреть ритуалы и верования в рамках этой концепции как идентичные.
У хантов, манси (где такие строения назывались чамья или сомах) и саами, избушки такого типа выполняли роль и ритуальных сооружений, вокруг которых в этом случае были вбиты колья с повешенными на них черепами животных, принесённых в жертву. В некоторых регионах частокол был увешан человеческими черепами.
Ещё сравнительно недавно, лет 50 назад, после смерти каждого человека и манси, и ханты изготавливали специальное изображение этого человека, которое считалось вместилищем одной из душ умершего. Эта кукла — иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты) — определенное время хранилась в доме умершего. В течение этого времени в ней жила одна из душ покойного, поэтому куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего и т.п., то есть обращались с ней, как с живым человеком. После смерти женщины, как утверждают ханты и манси, ее хранят 4 года, после смерти мужчины — 5 лет. У сынских хантов эта кукла иттарма имела небольшие размеры — 20—22см. Но еще в недавнем прошлом куклы иттарма делались из дерева и имели туловище, голову и лицо. Куклу могли "похоронить" в маленькой копии чамьи - то есть ритуальное значение ее использовалось неоднократно.
Иттарма обских хантов
Так что наша бабуся Ягуся по утверждению этнологов и историков родом с Севера еще со времен язычества. А имя свое она получила по названию национальной одежды – яги. В.И. Даль в своем Словаре и Н. Абрамов в «Очерках Березового края» (1857) описывают ягу, как подобие халата с откладным воротником, который шьется из темных неплюев (шкурка теленка, убитого после линьки) шерстью наружу или гагарьих шеек, также перьями наружу. Такой халат женщины обычно брали с собой в дорогу.
Стаббуры же на картинах изображали в основном норвежские художники. Впрочем, именно норвежская пословица гласит: «Верный товарищ стоит нескольких стаббуров».
Финно-угорская языковая группа – это группа генетически родственных языков, которые распространены в Финляндии, Норвегии, Швеции, Эстонии, России, Венгрии и других странах. Наиболее распространёнными языками данной семьи являются венгерский, финский, эстонский и мордовский языки.
Стаббур - норвежское название строения, возводимого финно-угорскими народами с IXв. (самые ранние свидетельства) по всему северу Европы и Азии. Изначально служивший лабазом для зерна, он в зависимости от нужд мог выполнять функции склада для всевозможных припасов, охотничьего домика или ритуального сооружения.
Рунические рукописи (Предисловие. Руны и рунические рукописи)
Предисловие
Несмотря на то, что многие рунические надписи в рукописях были изучены ранее, до сих пор не было проведено ни одного исследования, охватывающего весь материал. Следовательно, задача состоит в следующем: рассмотреть отдельные элементы и их взаимосвязь между собой; затем определить, действительно ли они могут быть интегрированы в общую картину и как согласуется эта картина с тем, что было представлено до сих пор. Очевидно, что при скептическом подходе слишком много места будет уделено деталям. Некоторые из них могут показаться неуместными, однако изучая исследования по этому вопросу, опубликованные до сих пор, можно заме
Христианский вклад в "сохранение" традиций Северной Европы
О том, почему сохранилось так мало образцов применения рунической письменности в оккультных целях, знаках и научных записях, на данный момент есть несколько дополняющих друг друга версий. Это недолговечность используемого материала, соблюдение традиции заучивать все знания наизусть и передавать их из уст в уста, а так же малограмотность людей тех лет. Однако немаловажным фактором при этом является и смена религиозных воззрений, которую при этом стараются обходить стороной. Ниже приведены только несколько примеров того, как в ходе конфронтации воззрений рушились не только материальные свидетельства истории, но и жизни людей. Метание
Hávamál (Изречения Высокого) представляет собой описание посвящения, и начинается она с обычных наставлений, перемежаемых примерами об Одине, причем в одном из примеров описывается попытка Одина просить "Биллинга дочь" дать ему посвящение. В другом примере Один получает от Гуннлед, хранительницы Одрерира, мед мудрости и поэзии, разрешение отпить этого меда. Таким образом, эти примеры не расставлены в тексте произвольно, а входят во внутреннюю структуру песни. Далее следует Loddfáfnismál, адресованные Лоддфафниру. Его имя означает "фокусник", и не зря дано профану, ищущему посвящения. Эти правила начинаются со стиха 111:
Комментарии 11