Изобильный дастархан - неотъемлемый атрибут праздника Новруз и символ туркменского гостеприимства
21 Mart
Трапеза в данном контексте выходит за границы традиционного восприятия еды, трансформируясь в духовную потребность поделиться счастьем и радостью с самыми близкими людьми. На первых порах предпочтение отдавалось блюдам, которые готовились без использования мяса, что также подтверждает исторический факт – на заре истории основным занятием древних жителей данной территории было земледелие.
Одно из главных блюд праздника – семени, которое готовят из ростков пшеницы. Процесс приготовления семени - это особый ритуал Новруза, формировавшийся в русле древних верований, что подтверждается сведениями, почерпнутыми из трудов выдающихся учёных, поэтов-мыслителей средневековья. Семени начинают готовить накануне Новруза и варят его всю ночь до рассвета, обычно в этом процессе участвует всё селение, либо несколько семей.
Выдвигаемая учёными гипотеза о преобладании в раннем этногенезе туркмен земледельческих традиций подтверждается и особенностями праздничной новогодней кухни. В меню Новруза преобладают блюда, основными ингредиентами которых являются зрелые зёрна злаковых, а также молоко и кисломолочные продукты. Наваристое, вкусное «Новруз ярмасы» – излюбленное праздничное блюдо (его называют также «этли ярма» – мясной кулеш).
Один из атрибутов праздничного стола – похлёбка из джугары «Новруз коджеси». Для приготовления «кодже» используют мясо откормленного барашка. По вкусу «Новруз кодже» сочетают со свежим домашним кефиром – «гатык», в этом случае блюдо именуют «гатыклы кодже». Освежающий кисломолочный продукт к блюду подают в больших чашах-пиалах.
Молочная рисовая каша «Суйтли аш», одно из основных культовых блюд весеннего Новруза.
Машеве (машевый кулеш) – густой, наваристый, ароматный – ещё одно составляющее
новогоднего стола.
Блюда из домашней лапши «унаш» – также широко представлены в меню Новруза. Различают несколько разновидностей домашней лапши: «унаш» с белой фасолью, куриный бульон с домашней лапшой, молочная лапша. Домашняя лапша особенно вкусна в сочетании с ароматными приправами, острым перцем, рубленой зеленью, домашним кислым молоком.
А какой праздничный стол можно представить без плова?! Плов – украшение сачака, символ изобилия. Его приготовление совершенствовалось на протяжении веков. Туркменская национальная кухня представлена несколькими разновидностями плова.
Невозможно представить праздничный дастархан без таких традиционных блюд, как «дограма», «чекдирме», похлёбка - «чорба», кулеш - «шуле», блюда из рыбы, «ишлекли» (слоёные пироги с мясом и тыквой), «тамдырлама» (ягнёнок, запечённый в земляной печи – тамдыре), «йорме», колбаски – «шохлат», «ичдыкма», «гаплама», «долама», особым способом тушёное мясо – «буглама», различные супы, блюда из тыквы, шашлыки и кебабы.
Ароматный чурек, слоёный «яглы-петир», праздничные слоёные лепёшки, печёные во фритюре и посыпанные сверху сахаром – «той гатлама», тонкие пресные лепешки на масле – «челпек» и «чапады», сладкие пышки – «пишме» и лепёшки – «кульче», замешанные на молоке, масле и яйцах, пирожки с различной начинкой и сочные фитчи с мясом – любимы всеми.
Традиционные напитки праздничного дастархана – сладкий шербет, овощные и фруктовые соки, а также напиток, приготовленный из арбузного сока, – «сёк». Особая радость для детворы полакомиться ягодами и фруктами в сладком сиропе, домашней халвой, жареными зёрнами кукурузы и золотистыми ломтиками сушёной дыни – «как». После сытного новогоднего угощения особенно приятно собраться всем за пиалой душистого чая, располагающего к неспешной беседе.
Чаепитие у туркмен – ритуал особый, ему присущи свои нормы и правила: воду для чая кипятят на углях в специальных жестяных кумганах – «тунче». Заваривают ароматный напиток с добавлением мяты, сухих цветов верблюжьей колючки и листьев смоковницы (инжира). Новогодний сачак трудно представить без густозаваренного чая с молоком – излюбленного напитка животноводов.
радиционное туркменское гостеприимство уходит корнями в эпоху раннеземледельческих культур. Перечень и состав праздничного меню, исполняемые в дни торжеств обряды и ритуалы, национальные игры и развлечения – всё свидетельствует о том, что Туркменистан является колыбелью раннего земледелия, древним очагом духовности и культуры.
Один штрих в дополнение к сказанному: В гор.Аннау недалеко от Ашхабада имеется единственный в мире Музей пшеницы, в котором хранятся драгоценные зёрна местной пшеницы "Ак бугдай" пятитысячелетней давности, раскопанные в той же местности в 1904 году американским археологом Рафаэлем Пумпелли.
А вот меня интересует вопрос,дорогой Нурмурад, среди еды на столе ли или на сачаке я вижу сл.блюда проросш.зерно,плов, разные салаты и представляешь что это курильский праздник,узбекский, азерб-ский....раньше у туркмен такого праздника Нового года не было,правильно? Но я увидела дограма,оно же не готовится у др.наций, у них у всех общее:проросш.пшеница,печёное, откидной плов, но нигде не было дограма. Оно,по-моему, в Новруз не вписывается. Это больше похоже на Курбан-байрам.
Почитайте туркменских классиков Махтумкули , Молланепеса, Кемине , Сейди и др. , тогда поймёте что этот праздник туркмены отмечают издревле. В советское время вдолбили , что это вредный пережиток прошлого , религиозный праздник , хотя никакого отношения к Исламу не имеет. Люди и постепенно отошли. Это как сейчас скажем советский праздник 1-го Мая , у нас уже о нем мало кто вспоминает , молодежь даже и не знает , что мы его раньше широко отмечали , с парадами , демонстрациями , весёлыми маевками и пирушками. Теперь вопрос к вам , неужели вы раньше в детстве , молодости никогда не пробовали семени ? А ведь его готовят из проросших зёрен пшеницы именно к Новрузу. Мне видимо в жизни больше повезло , у меня обе бабушки очень многое из нашего старинного уклада сохранили и передали нам внукам. Наша вина , что мы не смогли многое сохранить и передать , как эстафету своим внукам. Но жизненный уклад полностью изменился , живём в многоэтажных домах и уже нет тех возможностей. Наш туркменский Ч...ЕщёПочитайте туркменских классиков Махтумкули , Молланепеса, Кемине , Сейди и др. , тогда поймёте что этот праздник туркмены отмечают издревле. В советское время вдолбили , что это вредный пережиток прошлого , религиозный праздник , хотя никакого отношения к Исламу не имеет. Люди и постепенно отошли. Это как сейчас скажем советский праздник 1-го Мая , у нас уже о нем мало кто вспоминает , молодежь даже и не знает , что мы его раньше широко отмечали , с парадами , демонстрациями , весёлыми маевками и пирушками. Теперь вопрос к вам , неужели вы раньше в детстве , молодости никогда не пробовали семени ? А ведь его готовят из проросших зёрен пшеницы именно к Новрузу. Мне видимо в жизни больше повезло , у меня обе бабушки очень многое из нашего старинного уклада сохранили и передали нам внукам. Наша вина , что мы не смогли многое сохранить и передать , как эстафету своим внукам. Но жизненный уклад полностью изменился , живём в многоэтажных домах и уже нет тех возможностей. Наш туркменский Чарва Новруз начинается с 22 февраля , это по старинному туркменскому звёздному календарю , конец зимы, и длится до 20-го марта , с 21 - марта начинается Новруз Байрамы. Надеюсь это не будете отрицать. Гурбан Байрамы или Айд-аль-Адха один из основных мусульманских праздников , пожалуйста не путайте . Новруз Байрамы , это праздник , связанным с весенним равноденствием , пробуждением природы от зимы , началом массовых полевых работ и отмечается под различными названиями у разных разных народов.
Самое интересное , что семени или сюмелек готовят только в Средней Азии , а в Азербайджане не готовят , они также называют сямяни - проросшие зерна пшеницы , но блюда такого у них нет.
Кроме туркмен, день весеннего равноденствия празднуют многие тЮркские народы, в т.ч. узбеки, казахи, киргизы, уйгуры, хакасы, шорцы, алтай кижи, тубалары, кумандинцы, челканцы, тувинцы, саха. У некоторых из них он называется не "Новруз", а вроде туркменского понятия "Йылбашы". Скорее всего, этот праздник имеет тЮркские, а не исламские корни, и название "Новруз" среднеазиатские огузы-туркмены-сельджуки (один и тот же народ) переняли у автохтонного персоязычного населения, которое было отЮречено ими в раннем средневековье. 3.Ещё в 50-х годах прошлого века у северных туркмен существовал обычай прыгать через костёр в день праздника Новруз.
Новруз никак не исламский праздник , в арабских странах о нем и не знают. Это праздник тюркских и ираноязычных народов. Нов Руз - переводится с фарси - новый день, то есть начало всех весенних посевных работ , пробуждения природы после зимы, начало нового сельскохозяйственного цикла.
По 12 - летнему старотуркменскому циклу наступил Сычан Йылы - Год Мыши.
ЙЫЛ БАШЫ Сычан Сыгыру Барс Товшан Лув Йылан Йылкы Кой Биджин Такык Ит Донуз Болды тамам.
Этот огонь или большой костер , через который прыгают в дни празднования Новруза называется 'шаман оды' . Şaman ody köne däp-dessura görä "günäňi dökmek" üçin üstünden bökülýän ot. Перепрыгивая через этот огонь - шаман оды , сбрасываешь грехи.
Nowruz baýramy gije bilen gündiziň ýazky deňleşýän wagtyna gabat gelmek bilen, Gündogarda täze ýylyň gelendiginiň buşlukçysy hasaplanýar. Nowruzyň gelmegi bilen arşa-kürse al-ýaşyl gül-gülälekleriň bendiwan ediji müşki-anbar ysy ýaýrap, ene toprak juwan keşbe girýär, älemgoşar öwüşginli barlykda ýaňlanýan ýaşaýyş mukamynyň owazy kalbyňy heýjana salýar, egnine çigildem köýneklerini geýnen dag-dereler, jülgeler, güller deňzine beslenen ýaýlalar duýgularyňa tolkun-tolkun möwçli joşgun berýär.
Nowruzyň nurana waspy Ýunus Emre, Jelaletdin Rumy, Garajaoglan, Baýram han, Enweri, Döwletmämmet Azady, Andalyp, Şeýdaýy, Şabende, Magtymguly, Kemine, Seýdi, Zelili, Mätäji, Kätibi ýaly ençeme nusgawy şahyrlarymyzyň eserlerinde öz beýanyny tapypdyr.
Nowruzyň gelmegi halk döredijiliginde-de giňden şöhlelendirilipdir. Türkmen asmanynyň sahawaty — bahar çabgasy bilen owadan gelin-gyzlarymyzyň aýdymlary, hüwdüsi, läle kakýan nagmalary özboluşly sazlaşyp, täsin bir bendiwan ediji owaz döredýär. Ir mahal...ЕщёNowruz baýramy gije bilen gündiziň ýazky deňleşýän wagtyna gabat gelmek bilen, Gündogarda täze ýylyň gelendiginiň buşlukçysy hasaplanýar. Nowruzyň gelmegi bilen arşa-kürse al-ýaşyl gül-gülälekleriň bendiwan ediji müşki-anbar ysy ýaýrap, ene toprak juwan keşbe girýär, älemgoşar öwüşginli barlykda ýaňlanýan ýaşaýyş mukamynyň owazy kalbyňy heýjana salýar, egnine çigildem köýneklerini geýnen dag-dereler, jülgeler, güller deňzine beslenen ýaýlalar duýgularyňa tolkun-tolkun möwçli joşgun berýär.
Nowruzyň nurana waspy Ýunus Emre, Jelaletdin Rumy, Garajaoglan, Baýram han, Enweri, Döwletmämmet Azady, Andalyp, Şeýdaýy, Şabende, Magtymguly, Kemine, Seýdi, Zelili, Mätäji, Kätibi ýaly ençeme nusgawy şahyrlarymyzyň eserlerinde öz beýanyny tapypdyr.
Nowruzyň gelmegi halk döredijiliginde-de giňden şöhlelendirilipdir. Türkmen asmanynyň sahawaty — bahar çabgasy bilen owadan gelin-gyzlarymyzyň aýdymlary, hüwdüsi, läle kakýan nagmalary özboluşly sazlaşyp, täsin bir bendiwan ediji owaz döredýär. Ir mahallar Nowruzda her dürli yrymlardyr däp-dessurlar ulanylypdyr. Nowruz barada akyldar şahyrymyz Magtymguly Pyragy: «Ýerde Nowruz hormaty» ýa-da:
Gelse nowruz äleme, reň kylar jahan peýda,
Ebrler owaz urup, dag kylar duman peýda...
diýse, Şeýdaýy: «Geldi Nowruz, jümleýi-älem gülüstandyr bu gün» diýipdir. Baýram han şahyr bolsa Nowruzy şeýle beýan edipdir:
Bu gün Nowruz, bu gün baýram, bu gün toý,
Gaýgy-gamsyz şatlyk eder her bir öý...
Gündogaryň görnükli wekilleriniň biri Burhaneddin Rabguzy bolsa Nowruz baýramyny şeýle şöhlelendiripdir:
Gün Hamala girende, geldi älem Nowruzy,
Geçdi gyşyň aňzagy, galmady gary, buzy...
Türkmen halky mydama bahara teşnelik hem sabyrsyzlyk bilen garaşypdyr. Çünki baharda türkmen tebigaty täzeden janlanýar hem-de keramatly topraga bereket ýagýar.
Комментарии 8
Теперь вопрос к вам , неужели вы раньше в детстве , молодости никогда не пробовали семени ? А ведь его готовят из проросших зёрен пшеницы именно к Новрузу.
Мне видимо в жизни больше повезло , у меня обе бабушки очень многое из нашего старинного уклада сохранили и передали нам внукам. Наша вина , что мы не смогли многое сохранить и передать , как эстафету своим внукам. Но жизненный уклад полностью изменился , живём в многоэтажных домах и уже нет тех возможностей.
Наш туркменский Ч...ЕщёПочитайте туркменских классиков Махтумкули , Молланепеса, Кемине , Сейди и др. , тогда поймёте что этот праздник туркмены отмечают издревле. В советское время вдолбили , что это вредный пережиток прошлого , религиозный праздник , хотя никакого отношения к Исламу не имеет. Люди и постепенно отошли. Это как сейчас скажем советский праздник 1-го Мая , у нас уже о нем мало кто вспоминает , молодежь даже и не знает , что мы его раньше широко отмечали , с парадами , демонстрациями , весёлыми маевками и пирушками.
Теперь вопрос к вам , неужели вы раньше в детстве , молодости никогда не пробовали семени ? А ведь его готовят из проросших зёрен пшеницы именно к Новрузу.
Мне видимо в жизни больше повезло , у меня обе бабушки очень многое из нашего старинного уклада сохранили и передали нам внукам. Наша вина , что мы не смогли многое сохранить и передать , как эстафету своим внукам. Но жизненный уклад полностью изменился , живём в многоэтажных домах и уже нет тех возможностей.
Наш туркменский Чарва Новруз начинается с 22 февраля , это по старинному туркменскому звёздному календарю , конец зимы, и длится до 20-го марта , с 21 - марта начинается Новруз Байрамы. Надеюсь это не будете отрицать.
Гурбан Байрамы или Айд-аль-Адха один из основных мусульманских праздников , пожалуйста не путайте .
Новруз Байрамы , это праздник , связанным с весенним равноденствием , пробуждением природы от зимы , началом массовых полевых работ и отмечается под различными названиями у разных разных народов.
Это праздник тюркских и ираноязычных народов.
Нов Руз - переводится с фарси - новый день, то есть начало всех весенних посевных работ , пробуждения природы после зимы, начало нового сельскохозяйственного цикла.
По 12 - летнему старотуркменскому циклу наступил Сычан Йылы - Год Мыши.
ЙЫЛ БАШЫ
Сычан Сыгыру
Барс Товшан
Лув Йылан
Йылкы Кой
Биджин Такык
Ит Донуз
Болды тамам.
Этот огонь или большой костер , через который прыгают в дни празднования Новруза называется 'шаман оды' .
Şaman ody köne däp-dessura görä "günäňi dökmek" üçin üstünden bökülýän ot.
Перепрыгивая через этот огонь - шаман оды , сбрасываешь грехи.
Nowruzyň nurana waspy Ýunus Emre, Jelaletdin Rumy, Garajaoglan, Baýram han, Enweri, Döwletmämmet Azady, Andalyp, Şeýdaýy, Şabende, Magtymguly, Kemine, Seýdi, Zelili, Mätäji, Kätibi ýaly ençeme nusgawy şahyrlarymyzyň eserlerinde öz beýanyny tapypdyr.
Nowruzyň gelmegi halk döredijiliginde-de giňden şöhlelendirilipdir. Türkmen asmanynyň sahawaty — bahar çabgasy bilen owadan gelin-gyzlarymyzyň aýdymlary, hüwdüsi, läle kakýan nagmalary özboluşly sazlaşyp, täsin bir bendiwan ediji owaz döredýär. Ir mahal...ЕщёNowruz baýramy gije bilen gündiziň ýazky deňleşýän wagtyna gabat gelmek bilen, Gündogarda täze ýylyň gelendiginiň buşlukçysy hasaplanýar. Nowruzyň gelmegi bilen arşa-kürse al-ýaşyl gül-gülälekleriň bendiwan ediji müşki-anbar ysy ýaýrap, ene toprak juwan keşbe girýär, älemgoşar öwüşginli barlykda ýaňlanýan ýaşaýyş mukamynyň owazy kalbyňy heýjana salýar, egnine çigildem köýneklerini geýnen dag-dereler, jülgeler, güller deňzine beslenen ýaýlalar duýgularyňa tolkun-tolkun möwçli joşgun berýär.
Nowruzyň nurana waspy Ýunus Emre, Jelaletdin Rumy, Garajaoglan, Baýram han, Enweri, Döwletmämmet Azady, Andalyp, Şeýdaýy, Şabende, Magtymguly, Kemine, Seýdi, Zelili, Mätäji, Kätibi ýaly ençeme nusgawy şahyrlarymyzyň eserlerinde öz beýanyny tapypdyr.
Nowruzyň gelmegi halk döredijiliginde-de giňden şöhlelendirilipdir. Türkmen asmanynyň sahawaty — bahar çabgasy bilen owadan gelin-gyzlarymyzyň aýdymlary, hüwdüsi, läle kakýan nagmalary özboluşly sazlaşyp, täsin bir bendiwan ediji owaz döredýär. Ir mahallar Nowruzda her dürli yrymlardyr däp-dessurlar ulanylypdyr. Nowruz barada akyldar şahyrymyz Magtymguly Pyragy: «Ýerde Nowruz hormaty» ýa-da:
Gelse nowruz äleme, reň kylar jahan peýda,
Ebrler owaz urup, dag kylar duman peýda...
diýse, Şeýdaýy: «Geldi Nowruz, jümleýi-älem gülüstandyr bu gün» diýipdir. Baýram han şahyr bolsa Nowruzy şeýle beýan edipdir:
Bu gün Nowruz, bu gün baýram, bu gün toý,
Gaýgy-gamsyz şatlyk eder her bir öý...
Gündogaryň görnükli wekilleriniň biri Burhaneddin Rabguzy bolsa Nowruz baýramyny şeýle şöhlelendiripdir:
Gün Hamala girende, geldi älem Nowruzy,
Geçdi gyşyň aňzagy, galmady gary, buzy...
Türkmen halky mydama bahara teşnelik hem sabyrsyzlyk bilen garaşypdyr. Çünki baharda türkmen tebigaty täzeden janlanýar hem-de keramatly topraga bereket ýagýar.