Авторитет родового знака был непререкаемым. По туркменским законам сыновья, выделившиеся из отцовского дома, не должны были менять отцовскую тамгу. Они могли лишь слегка видоизменить ее или добавить черточку. Младший же сын оставлял тамгу без изменений.
Родовые знаки возникли в очень глубокой древности. Об этом писал еще в 1894 г. Н.Аристов: “...Тамги есть знак собственности родовой. И это значение слова тамга указывает на чрезвычайную древность употребления тамг, на времена, когда личной и семейной собственности не существовало, а была только собственность родовая и сознавалась необходимость в очевидном и прочном признаке принадлежности скота только известному роду”/
В 40-х гг. XX века М.П.Вяткин повторил тезис Н.Аристова о древности родовых тамг: “Тамга - иероглифический знак, который еще в глубокой древности налагался на родовую собственность”.
Таким образом, чтобы узнать, имеют ли связь современные туркменские и средневековые огузо-туркменские тамги с тамгами древних народов, проживающих на территории Туркменистана, нам нужно провести сравнение этих знаков. Для этого нужно обратиться к данным археологии.
Раскопки древнейшего на территории СНГ города бронзового века в Южном Туркменистане - Алтындепе (2 тыс. до н.э.), открыли много интересного материала. Среди обнаруженных предметов выделяются зооморфные статуэтки богинь, на которых изображены различные знаки (их свыше ста). По мнению известного археолога В.М.Массона, знаки - символы на алтындепинских статуэтках могут указывать на зачатки письменности у южно-туркменистанских племен эпохи бронзы. Он приводит сводную таблицу, где сравнивает данные знаки с аналогичными знаками в протошумерской, протоэламской и хараппской письменности. Однако, В.М. Массон не отрицает, что “... Это могли быть знаки - метки различных родов и общин, а сами фигурки в таком случае представляли бы собой духов - покровителей названных подразделений общества Алтын-депе”.
Следует также отметить, что среди некоторых современных исследователей уже проводится параллель между родовыми знаками-тамгами и буквами. Например, туркменский филолог Ахмет Бекмурадов удачно сравнил огузские тамги с буквами орхоно-енисейского, этрусского и древнегреческого алфавитов.
Нашей задачей не является выявление связей между тамгами и буквами какого-либо алфавита, ибо этим занимается туркменский историк Хан Курбанов, который посвятил данному вопросу одну из глав кандидатской диссертации и продолжает плодотворно работать над этой проблемой.
Мы хотим лишь показать, что предположение В.М, Массона относительно отождествления алтындепинских символов с родовыми знаками, не так уж и призрачно. Надо отметить, что аналогичные знаки обнаружены на статуэтках женских божеств и амулетах-печатях в древнем Мерве, которые также датируются 2 тыс. до н.э. Мы составили таблицу, где приводится сравнение этих знаков 2 тыс. до н.э. с современными и средне- вековыми туркменскими родовыми знаками (табл. № I.).
Комментарии 4