Святитель Николай Чудотворец, летняя память - 22 мая
1. Что в имени тебе моем? —-----------------------
Имя этого святого известно по всему миру. Никлас, Ник, Никки, Неккель, Коко, Колетт, Лалау, Никколо, Никушор, Миколуш, Микула – все это производные от греческого имени «Николаос» - Николай. Европейским и американским детям именно святой Николай – Санта Клаус – приносит подарки на Рождество и Новый год. Само греческое имя «Николаус» состоит из двух корней. «Нике» - это в дословном переводе «победа», а «лаос» - «войско, вооруженные люди, ополчение». Итак, Николай переводится как «победитель вооруженных людей». И он действительно – Победитель. Только совсем не в том смысле, который вложили создатели этого воинского имени. Николай не был воином, богатырем или великим полководцем. Наверное, именно поэтому народная память так трепетно хранит его память. Ведь Николай был святым. А потому побеждал зло не оружием, а силою веры, надежды и любви – главных христианских добродетелей.
В церковном календаре святителю Николаю посвящено несколько праздников. 11 августа – православные христиане вспоминают его рождение, 22 мая – перенесение мощей из Малой Азии в итальянский город Бари. А 19 декабря по Новому стилю Православная церковь торжественно вспоминает «преставление» - день смерти святителя Николая. Все эти праздники являются непреходящими – их даты фиксированы в календаре. Праздник 19 декабря приходится на середину Рождественского поста. Наши предки называли его «Николой Зимним».
На какой бы день недели не пришелся праздник, пост традиционно послаблялся, позволялось вкушение рыбы. В Древней Руси Никола Зимний считался своеобразным «Днем пенсионера». Николая Чудотворца называли «старшим святым». А потому в этот день именно люди старшего поколения собирались в одной из сельских изб.
Помолившись святому, старики усаживались за богато накрытым столом и неторопливо решали важные вопросы жизни села. Молодежь на эти посиделки не допускалась. Молодым людям оставалось водить хороводы, петь песни и кататься на качелях.
2. День смерти лучше Дня Рождения —-----------------------
Интересно, что точный год его кончины не известен. Историки называют дату между 345 и 351 годами. Иногда кажется странным, почему именно день смерти отмечается в православной традиции особым торжеством? Ведь смерть – это всегда трагедия, всегда боль и несправедливость. Но в христианском понимании, для которого главным событием истории является Воскресение Христово, смерть – не конец пути человека. Скорее – начало, после которого жизнь раскрывается новой полнотой в Боге. И это мы видим на примере святителя Николая. Епископ маленького города Миры на территории современной Турции, именно после своей кончины он стал достоянием всех людей на земле. Ограничения времени и пространства перестали его касаться. Проживший свою жизнь во Христе, со дня своего преставления святитель Николай стал достоянием всех людей. Он остался жить – жить в воскресшем Христе. Он стал молитвенником и предстателем для каждого верующего человека перед Богом. Так же, как верующий человек обращается с просьбой к другу помолиться о разрешении житейских нужд, печалей и проблемах, точно так же человек может обратиться к святителю Николаю. И часто получает просимое. Наверное, поэтому в русской традиции Николу назвали «Милостивым». В его честь называли детей и строили храмы, а до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.
3. Семьдесят лет жизни святого —-----------------------
Рождение будущего святителя Николая историки относят к 270 году. Само имя, которое дали мальчику, свидетельствует о том, что он родился в семье военных. Малая Азия не была самой спокойной областью Римской империи. Перекресток Запада и Востока, эта земля издревле переходила из рук в руки. Малую Азию смело можно назвать «плавильным котлом» рас и религий. Здесь издревле соседствовали финикийские города и греческие колонии, к портам вели дороги караванных путей из Египта, Индии и Китая, которые охраняли крепости с римскими легионерами. Городок Патры, где довелось родиться Николаю, был портовым. Его родители принадлежали к состоятельному сословию. Они были образованными людьми, которые старались привить детям любовь к мудрости и научным знаниям своего времени. Но главное – родители Николая были христианами. В тот исторический период, когда христианство было вне закона, принадлежность к гонимой секте подразумевала особое мужество. В любой момент христианина могли лишить имущества, подвергнуть тюремному заключению, отправить в ссылку или просто – казнить. При этом семья была не рядовая. Дядя Николая был главой христианской общины города – епископом.
Возможно, именно это определило будущее мальчика. Воспитанный в среде людей, для которых вера была смыслом жизни, Николай с детства посвятил себя христианскому образованию и делам милосердия. Когда он достиг взрослого возраста, то Николая сначала поставили чтецом в храме, а затем и священником. В этом качестве он стал правой рукой своего дяди – епископа Потарского. Во времена, когда больше всего ценилось риторское искусство, Николай предпочел словам – дела милосердия, чем поразил современников. Он устраивал больницы и приюты, рассылал помощь бедным и организовывал лечение больных. При этом Николай никогда не выставлял свою благотворительность напоказ, был скромен и целомудрен. Молодого священника заметили и оценили по достоинству. Христиане соседнего с Потарами города Миры, пригласили Николая стать своим епископом. Теперь это город Демпре, он расположен в курортной провинции Анталия в Турции.
Образ святителя Николая далек от того лубочного Санта Клауса, который предлагает нам реклама Кока-Колы. Епископ запомнился современникам как непримиримый борец с ложью и язычеством. При нем по всей Малой Азии стали массово закрываться языческие капища, а население – переходить в христианство. Эта деятельность не могла понравится местной римской власти, и епископа арестовали. Спасло Николая от казни лишь то, что очередной император умер, а новый решил начать свою деятельность со всеобщей амнистии. Святителя возвратили к его пастве, возле которой он и остался до конца своих дней.
4. Чудо христианской жизни —-------------------
О епископе Николае уже при жизни стали слагать легенды. Еще бы! Он помогал банкротам, от которых отвернулись все друзья. Не оставлял в беде купцов, терявших от пиратских набегов корабли. Святитель выкупал рабов и тайно снабжал деньгами малоимущих. Один из таких случаев по случайности стал известен. Глава древней фамилии настолько обеднел, что решил продать дочерей в рабство. Узнавший об этом святитель пришел в ужас и ночью подбросил ему три узелка с золотом – в счет приданного для девушек. Семья была спасена, а девушки благополучно вышли замуж. О благотворителе никогда бы не узнали, но отец семейства выследил святителя и в храме пал с благодарностью ему в ноги. Именно благодаря этой истории Николая стали считать покровителем девства и супружества. Мало того, сам факт тайного подарка настолько поразил народное сомнение, что ему стали подражать. Люди стали дарить друг другу подарки! И не только близким – но и совершенно незнакомым людям! Так поступок святителя Николая привел к традиции обмениваться «анонимными» рождественскими сюрпризами. А самого святого Николая стали воспринимать как доброго дарителя, приносящего детям в рождественскую ночь особую радость. В XIX веке традиция анонимного жертвования превратилась в систему Благотворительных фондов, которые помогают нуждающимся.
Святитель прославился и чудесами. К прижизненному чуду относят спасение города Миры от голода, примирение враждующих и спасение погибавших во время бури. С тех пор его почитают, как заступника моряков.
К концу жизни моральный авторитет епископа был настолько велик, что к его слову стали прислушиваться местные римские власти. Не раз и не два святитель вмешивался в процессуальный процесс и останавливал проведение смертной казни, что поначалу вызывало раздражение. Но каждый раз святитель Николай оказывался прав, при тщательном расследовании сфабрикованные доказательства «рассыпались» и власти находили настоящих преступников. Рассказы о подобных случаях переходили из уст в уста, дожив до наших дней. Поэтому, его стали почитать как заступника всех неправедно осужденных.
Уже при жизни о святителе Николае говорили как об «образце веры и иконе кротости». А после смерти, которая последовала в промежутке между 345 и 351 годом, его слава распространилась по всему христианскому миру. Слишком многие люди получали помощь после того, как обращались в молитвах ко святому. И это вряд ли можно назвать простым совпадением. По крайней мере, так говорят верующие люди. Это неудивительно. Ведь вера во Христа, надежда на Бога и любовь к ближним были главным в жизни святителя Николая Чудотворца. Он человек, который стал уже при жизни олицетворением этих добродетелей не подвластен смерти. Он – христианин, вечный человек, святитель Николай Чудотворец. Таким он вошел в Вечность и в историю. Таким он и остается до наших дней.
ТРОПАРЬ В ПЕРЕВОДЕ НА РУССКИЙ ЯЗЫК:
Образцом веры и иконой кротости, учителем воздержания явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Ибо ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев