Подвиг юродства Христа ради, совершаемый женщинами, впервые упоминается в IV–V веках в житии преподобной Исидоры Тавенской. Именно в это время на Востоке, в среде монашества, юродство складывается как особая форма духовного подвига, причем в Египте оно появилось раньше, чем в Сирии. Важно, что женщины начали практиковать юродство практически одновременно с мужчинами. Самый первый известный нам по историческим свидетельствам юродивый — это как раз святая Исидора, что опровергает мнение о том, что женское юродство было вторичным.
Тем не менее, среди канонизированных святых в лике юродивых мужчин неизменно больше, чем женщин. Эта общая тенденция преобладания святых мужчин распространяется и на данный подвиг. Для примера: в сборнике житий русских святых, составленном монахиней Таисией, среди юродивых XII–XVIII веков указаны только две женщины — блаженная княгиня Феодосия и блаженная Ксения Петербургская, в то время как мужчин-юродивых насчитывается двадцать. Аналогичная картина и в Византии: из шести святых, прославленных как юродивые, лишь одна — Исидора — была женщиной.
Появление и распространение подвига юродства в Византии тесно связано с развитием монашества. После того как христианство стало государственной религией, жизнь в Церкви стала более спокойной и мирской, что уменьшило прежнюю духовную строгость. Монашество, как отшельническое, так и в рамках монастырей, стало ответом на это «обмирщение». Знаменательно, что первый опыт юродства зародился именно в монастыре, что показывает глубокую связь между монашеским подвигом и юродством. Позднее эта связь проявилась, например, в том, что дивеевские блаженные называли себя «Ивановнами» в честь Иоанна Предтечи — пророка, которого считают образцом аскетической, монашеской жизни.
Главная задача юродивого — пробудить совесть верующих, призвать их к ответу за свою жизнь — была особенно востребована в мирные времена, когда христиане духовно «засыпали». Соответственно, потребность в таких обличителях снижалась в периоды внешних угроз, например, во время мусульманских завоеваний VII века, когда общество и так находилось в состоянии напряжения.
Еще одной причиной упадка юродства стало распространение лжеюродства, когда люди лишь притворялись безумными ради корысти или славы.
Таким образом, женское юродство Христа ради, возникнув в IV-V веках одновременно с мужским, прошло сложный исторический путь, от раннехристианских общин Египта до монастырей Руси. Несмотря на изначальное равенство в зарождении этого подвига (первой юродивой была святая Исидора Тавенская), в дальнейшем женщины-юродивые канонизировались значительно реже, что отражает общую тенденцию преобладания мужчин среди святых. Исторически юродство выполняло роль духовного противовеса обмирщению Церкви, особенно в мирные периоды, а его упадок был связан как с внешними угрозами, так и с распространением лжеюродства, что вынудило Церковь ввести соответствующие запреты. Этот подвиг, глубоко связанный с монашеской аскезой, оставался важным явлением в православной духовности, демонстрируя уникальный путь служения Богу через видимое безумие и духовную брань.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев