К сожалению, я вынужден констатировать, что авторынок в России ничем хорошим вас больше не порадует. И это касается как рынка новых автомобилей, так и рынка вторички (то есть б-у машин).
Впрочем, задница не только у нас — во всём мире автопром в кризисе. Например, самое масштабное сокращение в истории ждёт Porsche — без работы могут остаться 5,5 тысяч человек, для Порше это много. Всему виной — обвал продаж, из-за которого холдинг Porsche SE даже планирует вернуться к производству танков.
Кризис автопрома вызван как раз кризисом рынка. Везде взлетели цены — а потребитель не готов покупать подорожавшие машины. И дальше пошла классическая спираль — меньше продажи значит меньше объем выпуска машин, меньше объем выпуска — выше себестоимость машины, цены приходится поднимать еще сильнее, и так шаг за шагом индустрия катится в пропасть.
Итак, посмотрим сначала на рынок первички автопрома в России. Кризис на нем инспирировал АвтоВАЗ — предприятие-банкрот, сидящее по уши в долгах, в очередной раз завыло про «социальную справедливость» и «рабочие места» (мол, машины покупают плохо — нам придется закрыть завод и выгнать 35 тыщ человек персонала на улицу), и стребовало у правительства господдержку. В этот раз государство не стало просто заливать их деньгами в виде субсидий, а решило прокрутить схему с ввозными пошлинами. А поскольку пошлины на импорт автомобилей и так уже загнаны выше допустимой планки ВТО, государство придумало обложить машины утилизационным сбором — и сделать этот сбор таким, что он превышает цену новой дешевой машины.
Концепт был в том, что, по нормам ВТО, этот утиль платят как бы все — но ВАЗу государство потом этот сбор компенсирует (то есть ВАЗ его фактически не платит).
Идея правительства была в том, что импортные машины резко подорожают — и тогда народ ломанется покупать Лады Гранты и Лады Весты. Завод ВАЗ выйдет на полную загрузку, начнет молотить в три смены, издержки снизятся, прибыль вырастет, завод начнет гасить кредиты и всячески оздоравливаться.
Ничего этого не сбылось. Завод тупо вздул цены на свои машины до уровня подорожавших иномарок, а полученные от этого дополнительные деньги просерил во всякие безумные проекты — например, в никому не нужные на рынке Ладу Искра и Ладу Азимут, в какие-то потуги с турбомотором и гибридным силовым агрегатом, в проекты выпуска электромобиля, в продолжение выпуска коммерчески никчемных убыточных Лады Нива и Лады Ляргус, в покупки новых площадок (например, бывшего заводика Ниссан в Питере).
И дальше будет только хуже. АвтоВАЗ снова ноет о якобы «демпинге» китайских автопроизводителей, государство вынуждено будет еще сильнее повышать сборы (и утиль, и что они там еще придумают). Хуже того — государство в попытках поддержать ВАЗ будет еще шире прибегать к регуляциям, закрывающим доступ импорта на рынок РФ нефинансовыми мерами. Например — затруднит постановку на учет праворульных машин. Регулярно рождаются идеи обложить повышенным налогом возрастные машины, и так далее.
Короче — новые машины будут дорожать и дальше .
Причем дорожать будут и те машины, что собираются в России, и не только ВАЗ. Вот Солярисы уже вздорожали, вздорожали Москвичи. Вздорожают и Хавалы.
Китайский импорт из-за поднявшихся цен тоже продается плохо, и запасы демпинга подходят к концу . Я на днях изучил ситуацию с таким ходовым автомобилем, как Changan CS35 Plus — так вот, у дилеров полно машин 2024 года выпуска, то есть прошлогодних, которые никак не удается распродать. Уже новый рестайлинг вышел (так называемый Changan CS35 Plus New) — а запасы старых машин, ввезенных в прошлом году, до сих пор не проданы.
Это неудивительно — ценник на свежие Changan CS35 Plus 2025 года начинается от 2 719 900 рублей. В попытке всё-таки распихать машины 2024 года на них предлагаются цены от 2 089 900 рублей (со всеми скидками) — но ажиотажа это не вызывает. Потому что Haval Jolion со всеми скидками 2024 года выпуска (да-да, тоже беспробежные машины из нераспроданного запаса) уходят за 1 799 000 рублей. А Москвич-3 даже 2025 года выпуска сейчас можно взять в Рольфе от 1 440 000 рублей по спецпредложениям (там много всяких условий, но такая цена за машину на ручной коробке в комплектации «для такси» существует).
Конечно, Москвич-3 это далеко не Чанган — но ведь и не продукция автоВАЗа.
Однако я вынужден констатировать, что такие цены уже заканчиваются, и скоро — не далее как весной 2026 года — вы будете вспоминать о них с тихой грустью. Потому что ввозить китайцев в таких избыточных количествах больше никто не будет, да и в Китае программы стимуляции экспорта закрываются. В результате Changan CS35 Plus за 2 719 900 рублей станет вполне обычной ценой, и остальные к ней подтянутся.
Главное же — что чем дальше, тем меньше будут возить в Россию недорогих автомобилей . Их уже не возят. Уже сейчас вы не найдете в продаже на первичке никаких компактов класса Чери Кимо или там Дэу Матиза по разумным ценам. Знаете, сколько сейчас стоит самое простое из доступного — Changan Alsvin? За машины 2024 года хотят 1 850 000 рублей, а за 2025 год — от 2 020 000 рублей, это со скидками. Вы же понимаете, что за такие деньги эти машины никому не нужны? Это все понимают, и возить их скоро перестанут. Как уже перестали возить более компактные модели.
И чем дальше правительство будет закручивать гайки с утильсбором и прочими пошлинами на импорт — тем быстрее будут исчезать с рынка РФ относительно недорогие машины. Это неизбежно, такова логика бизнеса. Забавно, что в Минпромторге этого откровенно не понимают.
Между тем процесс вымывания с рынка РФ компактных (и потенциально дешевых) машин идет уже достаточно давно.
Вот смотрите — Daewoo Matiz с 2015 года называется Chevrolet Spark. Вводим в поиск Авто.Ру эту модель — и что же мы видим? На весь Питер их предлагается к продаже 21 штука. При этом выпуска после 2018 года — 1 штука, за машину выпуска 2021 года хотят 1 240 000 рублей, причем машина отвратительного белого цвета.
То есть их просто не возили в РФ . И уже довольно давно, лет десять как практически перестали их завозить.
Ну вот, мы с вами плавно перешли к рынку вторички .
К сожалению, на нём мне тоже вас нечем порадовать — ситуация очень плохая, и будет ухудшаться дальше , пробивая днище за днищем.
Если вкратце, то ситуация вот какая:
1. Все машины выпуска после 2010-2012 года — это антикризисные вёдра из кастрюльной стали, у которых сэкономлено буквально на всём. Они крайне недолговечны в климате вроде питерского — у них сгнивает кузов, и вдобавок их агрегаты сознательно сделаны недолговечными и плохо приспособленными к ремонту.
2. А машины выпуска до 2010-2012 года уже давно укатаны таксистами и в прокатных сервисах. В относительно приличном состоянии могут быть только машины малого размера, которые невозможно было использовать в такси — но чтобы найти их, вы ноги до задницы сносите, пересматривая кучи хлама. Потому что хорошие, неуезженные машины сейчас никто не хочет продавать .
3. Фактически на рынке за вменяемые деньги нет ничего, что стоит смотреть . Всё, что стоит относительно разумных денег — бегало в такси и укатано до предела, там реальные пробеги даже у китайцев под 250-300 тык, а у машин поприличнее — запросто могут доходить до полумиллиона км. Естественно, пробеги скручены, причем не по одному разу. На этих машинах ездили ровно до того момента, когда в них начало сыпаться всё, и дальнейшие ремонты стали бессмысленны, потому что слишком дорого.
4. А то немногое, что не укатано — стоит денег совершенно невменяемых , таких, что проще пойти да купить НОВОГО китайца. Тем более, я еще раз вам повторю — все машины после 2012 года, хоть это будет Тойота или Мерседес, сделаны примерно из тех же материалов, что и у китайцев, и ничуть не более долговечны. Пятилетняя Тойота может быть внешне почти идеальна — но после того как вы её купите, пройдет буквально 2-3 года — и из неё полезет ржавчина. А ведь ценник за пятилетнюю тойоту будет как за нового китайца такого же примерно класса, если не выше. Новый китаец вам прослужит втрое дольше, да и запчасти на него дешевле.
Вообще надо сказать прямо — сейчас ни один вменяемый человек не будет продавать свою старую машину, если в ней еще не начало всё сыпаться .
Понимаете, почему? Потому что в этой машине вам уже всё понятно, и примерно ясно, когда пойдут на замену те или иные узлы. Ремонты будут обходиться относительно бюджетно — несравнимо более бюджетно, чем покупка новой машины при нынешних ценах. При этом новая машина откровенно рассчитана на 8 лет, а то и меньше — дальше она превратится в ржавое ведро, цена которого на вторичке будет невелика. Поделите её цену на 8 лет — и вы увидите реальную стоимость владения «новой» машиной в каждый год. А теперь посмотрите, сколько вам стоят ремонты старой. Упс — старая-то В РАЗЫ ВЫГОДНЕЕ. Пока двигло не дало клина или колеса не встали домиком.
Вот вам и ответ на вопрос — отчего на вторичке к продаже предлагается одно убитое гогно.
Улучшение ситуации с ценами на вторичке да, будет. Народные машины будут дешеветь. Но не радуйтесь — дешеветь они будут за счет того, что на вторичку выплеснется поток укатанных машин из таксопарков и автопрокатов. Поток тех самых иномарок, которые государство теперь запрещает использовать организациям для такси и проката.
Те из них, что поприличнее технически — раскупят сами таксисты себе в собственность. А всё, что укатали — пойдёт на рынок. Оно уже идет, я вижу эти машины на вторичке в огромных количествах. Пока что с ними пытаются играться перепродаваны — обдрают с них плёнку с надписями и шашечками, полируют кузов, подновляют салон, скручивают пробеги — и пытаются впарить лохам как «на машине возили начальника, обслуживали вовремя, самые лучшие расходники, вай, смотри какая конфетка». Но скоро таких машин станет больше, и возиться с ними просто не будет столько желающих. Тогда-то ценники серьезно и просядут.
Думаю, что это будет осенью 2026 года. Но какие тогда будут цены на новые машины — я не возьмусь предугадывать. А цены на новьё вполне наглядно оказывают влияние на цены вторички.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев