А. Лукашенко призвал украинцев переезжать в Беларусь. Об этом он заявил во время рабочей поездки в г. Мозырь (Гомельская область), где принимал участие в церемонии открытия обновленного моста через Припять.
Гомельская область – пограничный с Украиной регион. Расстояние от того же Мозыря, где находится стратегический нефтеперерабатывающий завод, до украинской границы составляет примерно 20-30 км. Поэтому неудивительно, что в таком месте глава Беларуси затронул украинскую тему.
По словам Лукашенко, он даже сомневался, стоит ли ему ехать в Мозырь на фоне войны на Украине. Однако он подчеркнул, что Беларусь открыта для украинцев: «Мы открыты. Пожалуйста, приезжайте, украинцы. Мы с удовольствием вас примем. Вашим семьям, вашим детишкам обеспечим такую жизнь, как белорусам в плане образования, здравоохранения».
Также Лукашенко отметил, что многие приехавшие с Украины переселенцы уже работают, в том числе в Гомельской области. «Мы готовы их принимать. Для нас украинцы – это благо. Это очень трудолюбивые люди, понимающие нас, разговаривающие с нами на одном языке», – сказал Александр Лукашенко.
Украинцы как демографический ресурс
В словах белорусского президента вряд ли стоит искать какой-то внешнеполитический и дипломатический подтекст. Во всяком случае, киевскому режиму подобное переманивание украинских граждан, и так бегущих из страны при любом удобном случае, точно не понравится.
Представляется, что основными причинами, побудившими А. Лукашенко публично озвучить приглашение для граждан Украины, являются внутренние, а именно нарастающие демографические проблемы в Беларуси.
Население Беларуси устойчиво снижается с 1994 г. и за это время сократилось с 10,2 до 9,1 млн. человек, т. е. на 10%. Фактическая же численность населения может быть еще меньше, учитывая, что многие граждане Беларуси постоянно живут и работают за рубежом, прежде всего в странах ЕС и России.
В 2020-22 гг. в Беларуси наблюдался всплеск эмиграции в связи с политическим кризисом 2020 года и началом СВО, когда республику покинуло много представителей зажиточного и в основном прозападно настроенного среднего класса. IT-компании, для привлечения которых в Беларуси был создан своего рода «налоговый рай», также начали массово вывозить своих сотрудников за рубеж, в основном в Литву и Польшу. Численность белорусов в Польше в настоящее время оценивается примерно в 200 тысяч человек. В Литве на пике численности проживало 60 тысяч белорусов, но сейчас белорусская диаспора здесь сокращается из-за системного давления со стороны литовских властей.
Все эти процессы привели к тому, что даже в Минске, который устойчиво рос на фоне общей депопуляции весь постсоветский период, начало фиксироваться сокращение населения.
На этом фоне власти страны, очевидно, пришли к выводу, что без пополнения трудовых ресурсов за счет мигрантов уже не обойтись, хотя ранее Беларусь воздерживалась от массового привлечения иностранной рабочей силы.
Летом немало шумихи наделало анонсированное А. Лукашенко приглашение в Беларусь 150 тысяч трудовых мигрантов из Пакистана. Впоследствии в белорусских СМИ широкое освещение получила тема экзаменов по русскому языку для иностранных специалистов. Все это говорит о том, что миграционная политика в Беларуси поворачивается к большей открытости.
Однако пока число трудовых мигрантов в Беларуси не так велико. По состоянию на октябрь этого года их численность оценивается в 32 тысячи человек, что даже несколько ниже, чем было в мае (34 тысячи). Тем не менее это в 2,5 раза больше, чем было в 2023 году.
С этой точки зрения Украина для Беларуси представляет весьма ценный источник трудовых ресурсов. В первую очередь это обусловлено культурной близостью украинцев, а значит, и легкостью их интеграции в белорусское общество.
Поедут ли украинцы в Беларусь?
Численность украинцев, перебравшихся в Беларусь после начала СВО, оценить непросто. По данным Государственного пограничного комитета Беларуси, по состоянию на июнь этого года в Беларусь въехала 321 тысяча граждан Украины с начала специальной военной операции. С января по октябрь этого года в Беларусь въехало 88 тысяч украинских граждан.
Однако въехали – не значит остались. Какая-то часть этих въехавших отправилась дальше в Россию, какая-то – уехала обратно.
В целом Беларусь сложно назвать популярным направлением для украинской эмиграции, львиную долю которой после начала СВО приняли страны ЕС.
Во-первых , попасть в Беларусь с Украины сейчас непросто. Белорусско-украинская граница заблокирована, с украинской стороны взорваны мосты и установлены минные заграждения. Большинство украинцев, въехавших в Беларусь, попали сюда с территории пограничных с ней государств ЕС, прежде всего Польши.
Во-вторых , работает фактор украинской пропаганды, представляющей Беларусь «соучастником российской агрессии» и живописующей «ужасы белорусского авторитаризма» .
Конечно, далеко не все украинцы верят своей пропаганде и настроены в отношении Беларуси враждебно. Напротив, культурная близость и наличие сильного государства, обеспечивающего мир и порядок, в глазах многих из них могут стать важным конкурентным преимуществом.
Повысить привлекательность Беларуси как потенциального направления для миграции может и ухудшающееся положение украинской диаспоры во многих странах ЕС, население которых устало от украинской тематики.
Для самой Беларуси возможный приток украинцев также несёт определенные риски. Несмотря на культурную и языковую близость, современные украинцы – продукт своего государства с его специфической политической культурой, идеологией и бытовыми привычками. Конечно, в Беларусь вряд ли поедут откровенные носители «майданных» ценностей, но исключать возникновения конфликтных ситуаций между местными и приезжими нельзя. Кроме того, есть риск, что под видом мирных эмигрантов в страну проникнут украинские диверсанты и шпионы, так что работа с украинскими переселенцами потребует повышенного внимания спецслужб.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев