В конце концов, это даже любопытно, сколько войн на самом деле «замирил» Дональд Трамп за год своего президентства. Если считать, что мир – это отсутствие войны, то проект мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, пролоббированный 11 августа Трампом в его гонке за «премией мира» от шведского изобретателя динамита, так и остаётся проектом. Конституция Армении всё ещё содержит претензии Армении на Карабах, и пока этот пункт не будет исправлен, ни о каком мире не может быть и речи. Тут уместно напомнить, что сам карабахский вопрос был фактически решён после Второй карабахской войны 2020 года. Тогда было принято трехстороннее заявление о мире Баку, Еревана и Москвы, за которым последовало мирное соглашение в марте этого года. Так что из трёх сторон, сидевших за столом в Овальном кабинете 8 августа, «итог» зафиксировал только Трамп: разблокированный транспортный коридор, который в Баку называют Зангезурским, а в Ереване – Перекрестком мира, перешёл под управление США на 99 лет и теперь будет называться именем Трампа – Trump Road for Peace and Prosperity. «Кто, если не президент Трамп, заслуживает Нобелевскую премию мира? – сладкоголосо пропел в Вашингтоне Ильхам Алиев. – Я не хочу углубляться в историю некоторых странных решений Нобелевского комитета по награждению того, кто вообще ничего не сделал (это он про Обаму, конечно). Но президент Трамп совершил чудо в течение шести месяцев» . При этом, думаю, Алиев не хуже нашего знал, что у США всегда была возможность завершить армяно-азербайджанский конфликт, потому что именно они были главным спонсором эскалации. Стоит им перестать провоцировать конфликт и соглашение о мире становится прочным.
Точно так же Вашингтон может в любой момент спровоцировать и погасить конфликт Индии с Пакистаном. В том числе последний, когда в ночь на 7 мая Индия начала военную операцию «Синдур» против «террористической инфраструктуры в Пакистане» и в ответ Исламабад нанес ракетные удары по индийской территории, и ситуация мгновенно накалилась между двумя ядерными державами. Но уже на третий день Трамп в своей соцсети Truth Social объявил: «После долгой ночи переговоров при посредничестве Соединённых Штатов я рад объявить, что Индия и Пакистан договорились о полном и немедленном прекращении огня. Поздравляю обе страны с тем, что они воспользовались здравым смыслом и великим умом. Я считаю, что вопрос урегулирован». Чем не «голубь мира»?
Правда, спорный Кашмир, спасибо британцам, так и остаётся спорным, правительство премьер-министра Индии Нарендры Моди отвергло заявления о ключевой роли Вашингтона в прекращении этого конфликта, а соглашение между Индией и Пакистаном настолько хрупкое, что никак не решает проблему Кашмира, которая уже спровоцировала три полномасштабные войны между ними.
Кто в списке Трампа следующий? Так же, как Алиев с Пашиняном, в Овальном кабинете подписали в присутствии Трампа мирное соглашение, призванное завершить многолетний кровопролитный конфликт между странами, и главы МИД Демократической Республики Конго и Руанды. Ещё в начале года повстанческая группировка «Движение 23 марта» (M23), которое на Западе связывают с властями Руанды, захватила часть территории на богатом полезными ископаемыми востоке ДР Конго. За два дня до встречи с главами МИД этих стран в Белом доме Трамп анонсировал грядущее событие как великий день для Африки и для всего мира. Но этот «триумф дипломатии Вашингтона» конфликт между ДР Конго и Руандой так и не погасил. По данным миссии ООН, только с июня 2025 года в провинциях Итури и Северное Киву были убиты 1087 мирных жителей. Группировка M23 продолжает контролировать захваченные территории, расширять зоны влияния и усиливать военный потенциал, набрав более семи тысяч новых боевиков. Война грозит перерасти в полномасштабный региональный конфликт, в котором сплетутся этнические разногласия, борьба за ресурсы и глобальные геополитические интересы самих США, Китая и не только.
Четвёртым номером Трампова «мира» идут Сербия и самопровозглашённое Косово, которое и через два десятка лет не признаёт половина государств, членов ООН. Трамп и тут «предотвратил большую войну», пригрозив прекратить с ними торговые связи: «Мы не торгуем с теми, кто воюет», – заявил он. Само по себе это была уже вторая попытка. Ещё в 2020 году стороны заключили всё в том же Овальном кабинете при Трампе соглашение, согласно которому обязались наладить свои экономические отношения, но провозглашенная в одностороннем порядке независимость Косово в 2008 году для Белграда никогда не станет законным.
Номер пятый. В конце июля начались боевые действия на границе Камбоджи и Таиланда. Войска обеих стран обменивались ударами в течение нескольких дней. Конфликтующим сторонам удалось договориться о прекращении огня при посредничестве Малайзии, однако Трамп и здесь рассмотрел свою заслугу – пригрозил, что в случае продолжения военных действий Вашингтон прекратит с ними торговлю.
«Я горжусь тем, что являюсь президентом МИРА!» – писал Трамп в TruthSocial и 22 июня, когда Штаты впервые с 1979 года нанесли массированный удар по ядерным объектам Фордо, Натанз и Исфахан Исламской Республики. Зачем? 13 июня Израиль начал бомбардировки Ирана, нанеся удары по тысяче с лишним целей на его территории, взяв на прицел военную инфраструктуру страны, включая систему ПВО. Начавшийся в конце 1970-х годов, конфликт между Тегераном и Тель-Авивом имеет перспективы стать самым масштабным и кровопролитным противостоянием двух стран на всем Ближнем Востоке. В результате масштабной атаки было убито по меньше мере 30 человек высшего военного руководства Ирана и несколько ученых-ядерщиков. На следующий день Иран запустил по Израилю более 500 ракет и свыше 1000 беспилотников, поразивших жильё, учебные, медицинские заведения и военные объекты. Шаткое равновесие, возникшее после обмена ударами, вполне могло бы означать завершение острой фазы противостояния, но «голубь мира» не дремал и отправил в Иран семь самолётов B-2 с авиабазы Уайтмен в Штатах, одну подводную лодку с «Томагавками» и истребители-бомбардировщики. Всего в операции Midnight Hammer было задействовано свыше 125 самолётов. В ответ на бомбардировку Тегеран символически атаковал американскую военную базу в Катаре, загодя предупредив об этом американцев. А в ночь на 24 июня, Трамп объявил, что Иран и Израиль согласовали прекращение огня, отметив, что стороны пришли к такому решению практически одновременно.
Показателен и очередной всплеск риторики американского президента, будто лишенного элементарных знаний об отношениях «раковой опухоли региона», каковой считают Израиль иранцы, призывающие начать против Тель-Авива священную войну с наращивающим ядерную мощь Тегераном: «Мир и Ближний Восток – настоящие победители! Обе нации увидят огромную любовь, мир и процветание в своем будущем», – торжествовал глава Белого дома. А в интервью NBC News даже заявил, что перемирие между странами будет длиться вечно. Понятно, что вашингтонский любимчик израильский премьер Биньямин Нетаньяху тут же выдвинул Трампа на Нобелевскую премию мира. Тут, собственно, и всё…
Ах, да! Ещё ведь Египет и Эфиопия! Здесь войны из-за строительства крупнейшей в Африке гидроэлектростанции «Хыдасе» на территории Эфиопии не было, хотя в Египте и в соседнем Судане опасались, что эфиопский проект может поставить под угрозу водоснабжение и привести к истощению Нила. 9 сентября премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед торжественно открыл эту ГЭС. Но ведь могла же быть война, заявили изданию Axios в Белом доме и посчитали, что событие вполне можно отнести к разряду «войн, которые Трамп остановил, поскольку бои начались бы, если бы не дипломатические усилия президента США»…
Эта эквилибристика «на мире» при желании может продолжаться бесконечно – Женевская академия международного гуманитарного права и прав человека фиксирует 43 вооружённых конфликта, идущих прямо сейчас. Не на одну премию мира хватит. Но вашингтонский «голубь» с лихвой компенсирует «замеренческий зуд» в другом регионе, без излишнего шума и воплей о мире готовясь к новой войне. Как пишет Reuters, Штаты сейчас быстро накапливают войска и противокорабельные ракеты на севере Филиппин, используя для этого почти непрерывные совместные военные учения по всей стране. Целью тут служит не мир, а возможность перекрыть канал Баши и лишить китайские военные корабли доступа в Тихий океан, «если Пекин предпримет нападение на Тайвань». География здесь такова, что вы не сможете вторгнуться на Тайвань, если не будете контролировать северные Филиппины.
Впервые филиппинские и американские войска высадились на скопление из 10 изумрудно-зеленых островов провинции Батанес для проведения учений по десантированию в апреле 2023 года. С тех пор 20 тысяч жителей Батанеса привыкли к военным манёврам на этих островах с плотно расположенными городами и деревнями, зажатыми между скалистыми склонами и каменистыми пляжами. По словам местных жителей, до недавнего времени эта самая маленькая и наименее населенная провинция Филиппин была тихой заводью. Но сейчас она вышла на передний край борьбы Соединенных Штатов и Китая за мир, конечно, и за господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Острова расположены на южной оконечности пролива Баши, главного судоходного канала между Филиппинами и Тайванем, который соединяет Южно-Китайское море с западной частью Тихого океана. Учения этого года показали, что США и их филиппинский союзник намерены использовать противокорабельные ракеты наземного базирования для того, чтобы лишить ВМС Китая доступа в западную часть Тихого океана, сделав этот водный путь непроходимым в случае конфликта, считает Reuters.
Чтобы противостоять попыткам США и Японии вмешиваться в тайваньский вопрос, ВМС и военно-воздушным силам Китая требуется действовать в западной части Тихого океана. И чтобы обнулить такую возможность, контр-адмирал в отставке Роммель Онг, бывший заместитель командующего ВМС Филиппин, прямо заявил: «У нас должна быть возможность лишить Китай контроля над проливом Баши. В случае конфликта этот решающий момент определит, кто победит, а кто проиграет». «Вторжение на Тайвань практически невозможно, если вы не контролируете северные Филиппины», – согласен с ним бывший начальник штаба Вооруженных сил Филиппин генерал в отставке Эммануэль Баутиста.
Всем должно быть понятно, что американские войска в Батанесе готовятся использовать выгодное положение Филиппинского архипелага «для сдерживания или отражения нападения Китая на Тайвань или другие спорные территории в Южно-Китайском море». И сам Трамп сдерживаться не спешит. Как пишет The Washington Times, 22 июля 2025 года он принял президента Филиппин Фердинанда Маркоса-младшего в Белом доме. О чём поговорили? О «войне и мире» и торговле. После встречи Маркос заявил, что отношения с США «стали настолько важными, насколько это вообще возможно» . Именно поэтому с апреля по июнь этого года во время серии учений вооруженные силы США и Филиппин репетировали сценарий блокировки пролива. В Батанес уже перебросили по воздуху контингент морской пехоты США и новую противокорабельную ракетную установку наземного базирования NMESIS, которая запускает малозаметную ракету, дальность действия которой составляет более 300 километров. Это значит, что военные корабли Китая, пытающиеся пройти через пролив Баши, будут находиться в пределах досягаемости. Кроме того, в прошлом году США развернули рядом с Батанесом, на острове Лусон пусковую установку Typhon, запускающую ракеты Tomahawk на полторы тысячи километров.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев