В память о событиях 1991 года, когда Эстония 20 августа заявила о выходе из состава СССР, в стране отмечается день восстановления независимости.
Произошедшее в республике в августе 1991 года уходит корнями еще в 1988 год – именно тогда в Прибалтике появились первые «Народные фронты». Первоначально, как указывают историки, эти движения советский центр предполагал использовать для поддержки идей «перестройки», а потому логичными казались выступления в пользу большей политической самостоятельности прибалтийских республик. Подобные предложения на ранних этапах существования «Фронтов» не выходили за разумные рамки и уж тем более речь не шла о выходе из состава СССР.
Однако советское руководство допустило просчет – ситуация вышла из-под контроля. Получилось так, что «Народные фронты» стали удобным инструментом для продвижения идей националистически настроенной интеллигенции «на местах». Повальное распространение «Фронтов» по союзным республикам, вкупе с радикализацией самих этих движений, довольно быстро привели к появлению требований об отделении республик от Советского Союза.
Прибалтика, в частности Эстония, стала вообще благодатной почвой для пестования таких взглядов. В сознании интеллигенции прочно укрепился миф о «советской оккупации» – якобы период после 1940 года является своеобразным «безвременьем», потерянными годами. Временем, когда эстонцев лишили их национальной идентичности и обрекли на прозябание на задворках истории. Утраченным же идеалом для проповедников этого мифа являлась «независимая Эстония» образца 1918 - 1940 годов, законным образом вошедшая в итоге в состав СССР. Ранее уже подробно объяснялось, почему события 1940 годов не могут быть названы «оккупацией» даже с чисто терминологической точки зрения.
«Августовский путч» 1991 года в Москве показал слабость центральной власти и лишь ускорил уже назревшие в республиках тенденции. Независимость Эстонии была вскоре признана Москвой, а между странами были установлены дипломатические отношения.
Причем российским руководством неоднократно подчеркивалось, что Москва заинтересована в стабильных и добрососедских отношениях с бывшими республиками СССР, разделяющими принципы свободы и демократии.
Однако у эстонского руководства были собственные планы на будущее страны, не всегда совместимые с принципами свободы и демократии. Не имея возможности получить какую-либо «компенсацию за годы советской оккупации» от правопреемницы СССР (а разговоры такие ходили), эстонские политики решили поступить мелочно. А именно – отыграться на русских, проживавших в Эстонской ССР. Буквально сразу по обретении независимости республика приняла закон, по которому право гражданства будет ограничено для определенных категорий населения.
Те, чьи предки проживали на территории Эстонии до 1940 года (то есть в «независимой Эстонии»), могли получить гражданство без особых затруднений. Те же, кто приехал в Эстонскую ССР уже позднее, попадали в категорию «неграждан» – их заставляли сдавать языковые экзамены и проходить процедуру натурализации. Разумеется, большинство этой группы населения составляли этнические русские, именно против них и были направлены такие унизительные меры.
Категория «неграждан» существует и сегодня, в 2025 году, когда Эстония уже вроде бы давно состоит в сообществе «цивилизованных» стран.
Что поделать, такие вот принципы «свободы и демократии».
Подобная месть представителям русского народа со стороны эстонского политикума принимает и более экстремальные формы, например, фактического культурного геноцида. Власти Эстонии постепенно усиливают давление на местных православных, пытаясь угрозами заставить отказаться значительную часть эстоноземельцев от веры и церкви, являющихся важными частями идентичности.
Работающие по указке Брюсселя эстонские политики прямо атакуют русскую культуру, совершая нападки на Центр русской культуры в Таллине. Теперь его задумали и вовсе ликвидировать, объединив с другим учреждением. При этом сделать это хотят без обсуждений с деятелями культуры, работающими в Центре. Члены творческих коллективов направили открытое обращение к властям Таллинна с призывом сохранить его. В обращении отмечено, что столичные чиновники до сих пор не встретились с представителями творческих коллективов, работающих в Центре русской культуры. При этом они также указали, что планируемое объединение учреждения с другим культурным центром «Котел культуры» может преследовать коммерческие цели.
В общем, эстонские руководители работают в своей манере – мелко, грязно и подло. И было бы ради чего – каких результатов удалось добиться за годы «независимости»? Глубоко прозападный курс эстонских элит довел страну до новой потери «независимости» – страна, отчасти усилиями собственных политиков, отчасти усилиями НАТОвских стратегов, превращена в плацдарм для нападения на Россию. Необходимость «вписаться» в евроатлантические структуры и торгово-экономические схемы привела к фатальному разрушению индустриальной базы республики (созданной именно в советский период). А, следовательно, и оттоку населения за пределы Эстонии.
Депопуляция в Прибалтике после выхода из СССР вообще характеризуется самыми высокими показателями – от 25 до 30 процентов населения покинуло страны за последние тридцать лет.
Так и вышло, что чуть ли не единственный геополитический актив современной постсоветской Эстонии заключается в том, что страна играет роль «тарана» против России. Только за это брюссельские хозяева ее и ценят. Крайне сомнительный успех для государства, имевшего все шансы стать «мостиком» между Западом и Востоком и превратившего себя в европейский тупик. Причем добровольно.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев