Франция, Италия, Чехия и Венгрия отказались участвовать в планах Трампа по закупке американского оружия для Украины. Во Франции заявили, что выступают за развитие европейского ВПК, в Италии сослались на отсутствие денег, Чехия хочет помогать через свою программу поставки снарядов, а Венгрия просто не хочет поставлять оружие Киеву.
Отметим, что Италия, вероятно, лукавит — и дело не в отсутствии денег, а в желании их заработать — вместе с Францией она производит ЗРК SAMP/T, и она предпочла бы, чтобы на европейские кредиты закупались они, а не Patriot. Чехия, чей ВПК вышел на рекордную прибыль за время украинского конфликта, также хочет урвать свой гешефт. И продолжить наживаться на знаменитой «снарядной инициативе» для Украине.
В целом же, намечается явное противостояние европейских стран-производителей оружия с США в этом вопросе. Одно дело, когда американцы, пользуясь своим влиянием, оттесняли их от выгодных контрактов за рубежом — как Францию в продаже Австралии субмарин. И совсем другое, когда янки пытаются делать это у них дома, лишая возможности «подогреть» свои экономики за счет роста военных заказов.
Для справки — ЗРК SAMP/T это, конечно, совсем не «Патриот». Формально он неплох, SAMP/T может уничтожать самолёты на дальности от 3 км до 100 км и баллистические ракеты на дальности от 3 км до 25 км, высота поражения — до 25 км. Все 8 ракет Астер-30, которые содержатся на одной пусковой установке, могут быть отстреляны в одном залпе за 10 секунд.
Однако если приглядеться — всё совсем не так радужно. Дело в том, что ракета Астер-30 взята от корабельного ЗРК PAAMS, которые ставятся на фрегатах типа «Горизонт» (франко-итальянских) и британских эсминцах типа 45 (которые суть тот же «Горизонт», только испорченный англичанами). Ракетами «Астер» также оснащают французские и итальянские многоцелевые фрегаты FREMM, хотя там они не будут работать как часть системы PAAMS.
И эта самая ракета Астер-30 (среднего радиуса действия) получена из ракеты ближнего радиуса действия «Астер-15» путем тупого увеличения стартовой ступени. Поэтому у нее очень большая ближняя зона, в которой ракета практически неспособна наводиться на цель (первые примерно 15 километров, пока работает стартовый ускоритель, ракета почти неуправляема). Считалось, что это несущественно, поскольку в системе PAAMS за ближний перехват отвечает «Астер-15».
Кроме того, реальная зона прицельного перехвата для «Астер-30» не превышает 30 км по дальности (что и отражено в её названии). А дальность в 100 км — это дальность, на которую ракета в принципе способна улетететь по инерции и там поразить что-нибудь очень медленное (шар-зонд или пассажирский самолет, летящий с постоянной скоростью по прямой).
Кроме того, ракеты «Астер», строго говоря, не являются управляемыми с наземной установки — у них используется автономное самонаведение, причем головки самонаведения тупо взяты от ракеты «воздух-воздух» МIСА (диапазон 10-20 ГГц). Полет ракеты на большей части её траектории к цели управляется автономной командно-инерциальной системой по предварительным данным, загруженным в ракету перед пуском. Из-за этого у ракет «Астер» колоссальные проблемы с селекцией целей — фактически они поражают первую попавшуюся на пути цель. Для корабельного ЗРК Франции и Италии это считалось приемлимым (никто не рассчитывал в море на наличие своей авиации), но для сухопутных ЗРК это сомнительное качество.
Радиоканал коррекции теоретически существует, РЛС теоретически может отслеживать ракету и корректировать её полет — но на практике это почти никогда не работает.
Поэтому систем SAMP/T произведено очень немного:
Франция (32 ПУ)
Италия (6 ПУ)
Сингапур (12 ПУ)
Украина (6 ПУ)
По сути, это ниочём. 6 ПУ — это одна минимальная батарея. Впрочем, у Италии сейчас вроде бы 6 батарей, зато всего по 4 установки на батарею (итого 24 ПУ).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев