Станислав Тарасов
Реджеп Тайип Эрдоган © REX
Премьер-министр Албании Эди Рама заявил, что президент Украины Владимир Зеленский в ближайшее время может встретиться с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом . Во время визита в Анкару Рамы Эрдоган получил приглашение на саммит стран Юго-Восточной Европы и на встречу с Зеленским и дал согласие на диалог.
Судя по всему, запрос о встрече с Эрдоганом поступил от Зеленского.
Предыдущая встреча Эрдогана и Зеленского состоялась 7 июля 2023 года в особняке Вахдеттин в Стамбуле. По ее итогам Эрдоган заявил, что Анкара «продолжит прикладывать усилия для прекращения конфликта на Украине путем переговоров».
Вообще позиционирование Турции как посредника в переговорах России и Украины, которое, кстати, привело к стамбульским договоренностях, стало постоянным трендом турецкой дипломатии. Как писало турецкое издание Hürriyet, «тогда были неплохие шансы на успех диалога, но Запад принял решение (…), что надо и дальше громить Путина, а не договариваться». На этом «Стамбул» закончился. Тем не менее, на Западе многие политики эксперты не исключают появления «Стамбула-2», имея в виду сохраняющуюся вовлеченность Турции в российско-украинские проблемы. К чему стоит готовиться сейчас, и что может предложить Зеленский Эрдогану для передачи Москве? После падения Авдеевки такой ход со стороны Киева не вызывает сомнений. Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов .
«Турция действительно очень внимательно следит за развитием событий на Украине. Она изначально критиковала политику Запада на Украине и предсказывала проигрыш Запада. В сентябре 2023 года Эрдоган говорил, что считает неправильным политику Запада по Украине, по его словам, она нацелена на провокацию, и не похоже, что это конфликт скоро закончится». Эрдоган сам оказался в сложном положении. Он понимает, что Россия, выигрывает военную кампанию на Украине и усиливается с точки зрения геополитики. Соответственно у него исчезнет пространство для дипломатического манёвра между центрами силы. Поэтому Анкара видит свою главную задачу в том, чтобы при помощи посреднических усилий в украинском конфликте добиться либо его «заморозки», либо фиксации ничьей, в которой Украина сохраняет государственность, но с территориальными и политическими уступками России», — отметил Тарасов.
Судя по всему, такой сценарий будет отрабатываться Анкарой и после падения Авдеевки.
«При этом Эрдоган остается единственным западным лидером, который сохраняет возможность вести напрямую диалог с Зеленским и президентом России Владимиром Путиным, предлагая свои посреднические услуги. Но проблема в том, что никто не знает, с чем явится теперь Зеленский на встречу с Эрдоганом и имеет ли его команда приемлемую для России «дорожную карту», — говорит Тарасов.
Существует еще один важный момент.
«Анкара перестала воспринимать украинский кризис как локальный и рассматривает его в контексте противостояния Запад - Россия. Эрдогану хорошо известно, что США рассматривают вероятность того, что российско-украинская СВО превратится в замороженный конфликт, который продлится много лет – возможно, десятилетий – и пополнит ряды подобных длительных противостояний, как на Корейском полуострове или в Южной Азии. Варианты, обсуждаемые в администрации Джо Байдена, включают установление потенциальных границ, которые Украина и Россия согласились бы не пересекать, но которые не будут официальными границами. Об этом недавно писала Politico. Поэтому сложно назвать случайностью попытку Зеленского пробиться к Эрдогану с какой-то мирной инициативой, о которой пока ничего не известно, но вполне можно предположить, что Киев решил выступить в роли маркера того, что, возможно, может обсуждаться в других форматах. Наконец, косвенным свидетельством того, что Запад закулисно пытается определиться с украинским сценарием может служить то, что в Вашингтоне и в Брюсселе стали задумываться об «поствоенной» архитектуре мира. Но это только предположения. Нельзя исключать и «игры» Эрдоган - Зеленский с целью возобновить американскую помощь Украине, ставя перед США вопрос ребром. На фоне нестабильной политической обстановки в Киеве, сформировавшейся после отступления ВСУ из Авдеевки и других поражений украинской армии на линии соприкосновения, в Киеве произойти может всякое, так что не будем пока «стрелять в темноту»,- резюмирует Тарасов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев