3
Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Взамен погибших уральская земля выставляла свежее пополнение.
16 января 1943 года газета «Уральский рабочий» опубликовала заметку «Танковый корпус сверх плана». В ней сообщалось, что танкостроители Урала обязуются изготовить сверх плана первого квартала столько танков и самоходок, сколько требуется на армейский корпус, одновременно обучив из своих же рабочих водителей-добровольцев.
Обкомы ВКП(б) Свердловской, Пермской и Челябинской областей обратились в Центральный Комитет партии с просьбой сформировать и отправить на фронт Уральский добровольческий танковый корпус, полностью снаряженный на средства рабочих горнодобывающего края. ЦК ВКП(б) одобрил инициативу уральцев, и за одну неделю в горкомы партии и военкоматы поступило свыше ста тысяч заявлений.
И в Асбесте не знали, что делать с добровольцами. Тщательно изучал заявления заведующий военным отделом горкома партии Иван Кочергин. В конце концов было решено — тринадцать человек.
«От участника Великой Отечественной войны, временно, по ранению, освобожденного от службы в Красной Армии,— писал Антон Пеполь, электрик фабрики № 2.— Готов досрочно вернуться в строй фронтовиков. Доверие коллектива полностью оправдаю».
Антон воевал в лыжном разведывательном батальоне, был ранен под Орлом. После шестимесячного пребывания в госпиталях отправили фронтовика в тыл, в родной Асбест. Не истекла и половина отсрочки, а он, узнав о формировании добровольческого танкового корпуса, стал штурмовать медкомиссию. Но рана еще не зажила. Разведчик проявил характер, уговорил все же главного врача.
Сборы были долгими, зато отбор — верный. Правда, уже не тринадцать, как было решено, а двадцать коммунистов и комсомольцев выставил Асбест в танковый корпус: Петр Григорьев, тоже ■понюхавший пороху, как и Пеполь, Дмитрий Антоненко, Павел Шмыков, Иван Брызгалов, Алексей Непомнящих, Василий Гущин...
А вскоре асбестовцы узнали, что их посланцы воюют на совесть. Орден Красной Звезды вручен за храбрость Андрею Черепанову, которого накануне отправки на фронт приняли кандидатом в члены ВКП(б). Рискуя жизнью, вывел из окружения «катюшу» старшина Дмитрий Антоненко. Медаль «За отвагу» получил комсомолец Антон Пе-поль. Отличился в бою коммунист Владимир Братский. Добрые вести шли в Асбест из добровольческого соединения.
Не обошлось и без потерь. В числе первых не стало Андрея Дмитриевича Черепанова. Только через тридцать лет стало известно, где он похоронен. Вдова и дети героя навестили братскую могилу на высоком днепровском берегу. В музее боевой славы станции Гусино, что на Смоленщине, где был госпиталь, в котором умер раненый танкист, хранится теперь фотография уральского солдата, а рядом с ней — серый, в асбестовых прожилках камень, который тоннами ворочал на фабрике № 1 упаковщик Андрей Черепанов.
Подробнее: https://asbestgid.ru/news/v_ogne_ne_gorit_3/2025-08-07-5816
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев