ПЁТР ВАЙЛЬ :,,...Пустота заполняется домыслами и умственными упражнениями с оттенком мистики. Вспоминаются сбывшиеся пророчества, отмечаются, по слову Пушкина, “странные сближения”.
28 января скончались Петр Великий и Достоевский,
на день позже — 29 января — как раз Пушкин.
Стихотворение Бродского “На смерть Т.С. Элиота” начинается строчками :“Он умер в январе, в начале года. Под фонарем стоял мороз у входа”. Еще раньше стихи “На смерть Роберта Фроста” датированы 30 января:
“Значит, и ты уснул.
Должно быть, летя к ручью,
ветер здесь промелькнул,
задув и твою свечу”.
Кто-то сказал, что случайностей не бывает только в плохой художественной литературе. Литература продолжается. ...
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
И самое последнее его, январское, стихотворение — “Август” — есть образец некой абсолютной поэзии, высочайшей экономии языка, огромной смысловой, эмоциональной, музыкальной нагрузки на каждую букву. То же — в осеннем 95-го “Корнелию Долабелле”.
,,Корнелию Долабелле.,,
Добрый вечер, проконсул или только-что-принял-душ.
Полотенце из мрамора чем обернулась слава.
После нас — ни законов, ни мелких луж.
Я и сам из камня и не имею права
жить. Масса общего через две тыщи лет.
Все-таки время — деньги, хотя неловко.
Впрочем, что есть артрит если горит дуплет
как не потустороннее чувство локтя?
В общем, проездом, в гостинице, но не об этом речь.
В худшем случае, сдавленное «кого мне…»
Но ничего не набрать, чтоб звонком извлечь
одушевленную вещь из недр каменоломни.
Ни тебе в безрукавке, ни мне в полушубке. Я
знаю, что говорю, сбивая из букв когорту,
чтобы в каре веков вклинилась их свинья!
И мрамор сужает мою аорту.
1995 г. ИОСИФ БРОДСКИЙ
По поводу этого стихотворения я позвонил, чтобы выразить свои восторги, в пятницу 26 января, за два до. Бродский сказал: “Последняя строчка довольно точно отражает то, что со мной происходит”. Эта строчка — “И мрамор сужает мою аорту”. Аорта сузилась. Ток остановился. Остается — мрамор....
Пьеса Бродского “Мрамор” заканчивается словами: “Человек одинок, как мысль, которая забывается”. Если верно это уподобление, посмертное одиночество не может угрожать поэту. Так было и при жизни. Он знал любовь, дружбу, семейное счастье. Знал множество житейских радостей: с удовольствием водил машину, ценил вино, разбирался в еде, не пропустил ни одного кафе в Гринвич-Виллидже, восхищался Мэрилин Монро и Хэмфри Богартом, слушал своих излюбленных Перселла и Гайдна, смотрел первенство мира по футболу, и летом 94-го мы подробно обсуждали каждый игровой день. Его строчку справедливо отнести к нему самому: “...понимавшему жизнь, как пчела на горячем цветке”. И жизнь ему воздавала любовью и преданностью — отзываясь в рифму.
Наследием Иосифа Бродского занимаются и будут заниматься литературоведы, критики, ученые. Но есть один очень простой прием, вопрос, который вообще стоит задавать себе, когда читаешь стихотворение или рассказ, смотришь фильм или слушаешь музыку: “Это про меня или нет?”. Вот стихи Бродского — про меня, про нас. Один мой нью-йоркский приятель сказал: “Знаешь, я хоть и жил с рядом с Бродским, но даже не стремился с ним знакомиться. Думаю, зачем — ведь у меня и так никого ближе не было”.
Фрагменты из книги ,,Вайль,Бродский, Довлатов и другие...,,
Комментарии 3
И голос мой, на тысячной версте столкнувшийся с твоим непостоянством, весьма приобретает в глухоте по форме, совпадающей с пространством. Здесь, в северной деревне, где дышу тобой... Иосиф Бродский
• Все будут одинаковы в гробу, Так будем хоть при жизни разнолики!
• В отличие от животных, человек уйти способен от того, что любит.
• Будущее, мягко говоря, есть частная утопия индивидуума.
• Потерять независимость много хуже, чем потерять невинность.
• Человек есть то, что он читает…
• Сумев отгородиться от людей, я от себя хочу отгородиться.
• Нет одиночества больше, чем память о чуде.
• Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть.
• Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.
• Человек одинок, как мысль, которая забывается.
• Смерть — это то, что бывает с другими.
• Объект любви не хочет быть объектом любопытства.
• На каком-то этапе понял, что я сумма своих действий, поступков, а не сумма своих н...ЕщёИосиф Бродский
И голос мой, на тысячной версте столкнувшийся с твоим непостоянством, весьма приобретает в глухоте по форме, совпадающей с пространством. Здесь, в северной деревне, где дышу тобой... Иосиф Бродский
• Все будут одинаковы в гробу, Так будем хоть при жизни разнолики!
• В отличие от животных, человек уйти способен от того, что любит.
• Будущее, мягко говоря, есть частная утопия индивидуума.
• Потерять независимость много хуже, чем потерять невинность.
• Человек есть то, что он читает…
• Сумев отгородиться от людей, я от себя хочу отгородиться.
• Нет одиночества больше, чем память о чуде.
• Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть.
• Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.
• Человек одинок, как мысль, которая забывается.
• Смерть — это то, что бывает с другими.
• Объект любви не хочет быть объектом любопытства.
• На каком-то этапе понял, что я сумма своих действий, поступков, а не сумма своих намерений.
• Только пепел знает, что значит сгореть дотла.
• Как известно, именно в минуту отчаянья и начинает дуть попутный ветер.