Но учиться людям надо так любить и петь, В трепетаньи вольной песни так всегда гореть. Ф. Сологуб.
— Что ты делаешь, птичка, на черной ветке,
оглядываясь тревожно?
Хочешь сказать, что рогатки метки,
но жизнь возможна?
— Ах нет, когда целятся из рогатки,
я не теряюсь.
Гораздо страшнее твои догадки;
на них я и озираюсь.
— Боюсь, тебя привлекает клетка,
и даже не золотая.
Но лучше петь сидя на ветке; редко
поют, летая.
— Неправда! Меня привлекает вечность.
Я с ней знакома.
Ее первый признак — бесчеловечность.
И здесь я — дома.
1993
Вечная борьба между плотью и духом, по Бродскому......
Птичку привлекает вечность именно из-за её беспощадной жестокости, бесчеловечности. Но почему? В стихотворении «Конец прекрасной эпохи» Бродский писал: «Время создано смертью». Иначе говоря, вечность, бесконечная протяжённость времени, порождает тотальное торжество умирания. Достаточно вспомнить, например, финальные строки из его стихотворения «Представление»:
Это — время тихой сапой
убивает маму с папой.
По Бродскому, сам феномен вечности бесчеловечен.
«И здесь я — дома», — говорит птичка. Она привыкла жить в состоянии экзистенциального отчаяния. Более того, именно эта бездна ужаса её привлекает. Показателен и скорбный тон её ответа в финале стихотворения. Интересно, однако, что птичка выбирает слово «бесчеловечность». Птицы у Бродского — это поэты. В сущности, птичка — это образ-маска, за которым скрывается лирический субъект, как, например, у Лермонтова в стихотворениях «Парус» и «Утёс».
В финале стихотворения выясняется, что всё, о чем спрашивал чел
...Ещё
Птичку привлекает вечность именно из-за её беспощадной жестокости, бесчеловечности. Но почему? В стихотворении «Конец прекрасной эпохи» Бродский писал: «Время создано смертью». Иначе говоря, вечность, бесконечная протяжённость времени, порождает тотальное торжество умирания. Достаточно вспомнить, например, финальные строки из его стихотворения «Представление»:
Это — время тихой сапой
убивает маму с папой.
По Бродскому, сам феномен вечности бесчеловечен.
«И здесь я — дома», — говорит птичка. Она привыкла жить в состоянии экзистенциального отчаяния. Более того, именно эта бездна ужаса её привлекает. Показателен и скорбный тон её ответа в финале стихотворения. Интересно, однако, что птичка выбирает слово «бесчеловечность». Птицы у Бродского — это поэты. В сущности, птичка — это образ-маска, за которым скрывается лирический субъект, как, например, у Лермонтова в стихотворениях «Парус» и «Утёс».
В финале стихотворения выясняется, что всё, о чем спрашивал человек, относительно малозначимо, тогда как птичку интересует трагическая обречённость бытия как такового. Бродский любил говорить о важных вещах, шутливым тоном.
Комментарии 3
Ты заметил чем она вообще кончается? Сергей Довлатов ( "Избранное" )
Птичку привлекает вечность именно из-за её беспощадной жестокости, бесчеловечности. Но почему? В стихотворении «Конец прекрасной эпохи» Бродский писал: «Время создано смертью». Иначе говоря, вечность, бесконечная протяжённость времени, порождает тотальное торжество умирания. Достаточно вспомнить, например, финальные строки из его стихотворения «Представление»:
Это — время тихой сапой
убивает маму с папой.
По Бродскому, сам феномен вечности бесчеловечен.
«И здесь я — дома», — говорит птичка. Она привыкла жить в состоянии экзистенциального отчаяния. Более того, именно эта бездна ужаса её привлекает. Показателен и скорбный тон её ответа в финале стихотворения. Интересно, однако, что птичка выбирает слово «бесчеловечность». Птицы у Бродского — это поэты. В сущности, птичка — это образ-маска, за которым скрывается лирический субъект, как, например, у Лермонтова в стихотворениях «Парус» и «Утёс».
В финале стихотворения выясняется, что всё, о чем спрашивал чел
...ЕщёПтичку привлекает вечность именно из-за её беспощадной жестокости, бесчеловечности. Но почему? В стихотворении «Конец прекрасной эпохи» Бродский писал: «Время создано смертью». Иначе говоря, вечность, бесконечная протяжённость времени, порождает тотальное торжество умирания. Достаточно вспомнить, например, финальные строки из его стихотворения «Представление»:
Это — время тихой сапой
убивает маму с папой.
По Бродскому, сам феномен вечности бесчеловечен.
«И здесь я — дома», — говорит птичка. Она привыкла жить в состоянии экзистенциального отчаяния. Более того, именно эта бездна ужаса её привлекает. Показателен и скорбный тон её ответа в финале стихотворения. Интересно, однако, что птичка выбирает слово «бесчеловечность». Птицы у Бродского — это поэты. В сущности, птичка — это образ-маска, за которым скрывается лирический субъект, как, например, у Лермонтова в стихотворениях «Парус» и «Утёс».
В финале стихотворения выясняется, что всё, о чем спрашивал человек, относительно малозначимо, тогда как птичку интересует трагическая обречённость бытия как такового. Бродский любил говорить о важных вещах, шутливым тоном.
Читайте на Правмире:
https://www.pravmir.ru/pavel-spivakovskiy-agnosticheskaya-metafizika-iosifa-brodskogo-antinomiya-veryi-i-neveriya/