СЬЮЗЕН ЗОНТАГ: «.....Иосиф возник из облака на сверкающей колеснице… садится в самолет в Ленинграде и летит в Вену, где его уже ждет Карл Проффер. Они прямиком направляются к Одену; затем в Лондон и т. д. КОРОНАЦИЯ, не что иное! Его прибытие на Запад сопровождалось КОРОНОЦИОННОЙ атмосферой. Ну а потом, потом он оправдал ожидания, нарушив правила.... Люди заранее были готовы восторгаться Иосифом — благодаря его позиции, его самоуверенности, его стремлению быть американцем в каком-то смысле....,,
Из книги " Иосиф Бродский глазами современников "
,,К этому можно ещё прибавить, что эмигранту появиться в Нью-Йорке и через короткое время оказаться в постели Сьюзен Зонтаг, которую тогда почитали как главного интеллектуала, главного литературного критика и популярного философа. Действительно - КОРОНАЦИЯ.,, Из книги " Иосиф Бродский глазами современников "
«Сьюзен была у его ног». Ее семейство на какое-то недолгое время стало его домом, все вчетвером они шатались по Манхеттену, пили в кафе, спрашивали себя: «Правда же, мы счастливы?»
Несколько раз Бродский и Зонтаг ездили в Венецию. Она упоминается в «Набережной неисцелимых». Первая часть «Венецианских строф» посвящена ей.
ИОСИФ БРОДСКИЙ из «Набережной неисцелимых». :,,Любовь есть бескорыстное чувство, улица с односторонним движением. Вот почему можно любить города, архитектуру, музыку, мертвых поэтов, или, в случае особого темперамента, божество. Ибо любовь есть роман между предметом и его отражением. Это, в конце концов, и приносит тебя в этот город, как прилив приносит воды Адриатики и, дополнительно, Атлантики и Балтики.... любовь больше того, кто любит...,,
Венецианские строфы (Сюзанне Зонтаг)
I
Мокрая коновязь пристани. Понурая ездовая
машет в сумерках гривой, сопротивляясь сну.
Скрипичные грифы гондол покачиваются, издавая
вразнобой тишину.
Чем доверчивей мавр, тем чернее от слов бумага,
и рука, дотянуться до горлышка коротка,
прижимает к лицу кружева смятого в пальцах Яго
каменного платка.
II
Площадь пустынна, набережные безлюдны.
Больше лиц на стенах кафе, чем в самом кафе:
дева в шальварах наигрывает на лютне
такому же Мустафе.
О, девятнадцатый век! Тоска по востоку! Поза
изгнанника на скале! И, как лейкоцит в крови,
луна в твореньях певцов, сгоравших от туберкулеза,
писавших, что – от любви.
III
Ночью здесь делать нечего. Ни нежной Дузе, ни арий.
Одинокий каблук выстукивает диабаз.
Под фонарем ваша тень, как дрогнувший карбонарий,
отшатывается от вас
и выдыхает пар. Ночью мы разговариваем
с собственным эхом; оно обдает теплом
мраморный, гулкий, пустой аквариум
с запотевшим стеклом.
IV
За золотой чешуей всплывших в канале окон -
масло в бронзовых рамах, угол рояля, вещь.
Вот что прячут внутри, штору задернув, окунь!
жаброй хлопая, лещ!
От нечаянной встречи под потолком с богиней,
сбросившей все с себя, кружится голова,
и подъезды, чье небо воспалено ангиной
лампочки, произносят "а".
V
Как здесь били хвостом! Как здесь лещами вились!
Как, вертясь, нерестясь, шли косяком в овал
зеркала! В епанче белый глубокий вырез
как волновал!
Как сирокко – лагуну. Как посреди панели
здесь превращались юбки и панталоны в щи!
Где они все теперь – эти маски, полишинели,
перевертни, плащи?
VI
Так меркнут люстры в опере; так на убыль
к ночи идут в объеме медузами купола.
Так сужается улица, вьющаяся как угорь,
и площадь – как камбала.
Так подбирает гребни, выпавшие из женских
взбитых причесок, для дочерей Нерей,
оставляя нетронутым желтый бесплатный жемчуг
уличных фонарей.
VII
Так смолкают оркестры. Город сродни попытке
воздуха удержать ноту от тишины,
и дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры,
плохо освещены.
Только фальцет звезды меж телеграфных линий -
там, где глубоким сном спит гражданин Перми.
Но вода аплодирует, и набережная – как иней,
осевший на до-ре-ми.
VIII
И питомец Лоррена, согнув колено,
спихивая, как за борт, буквы в конец строки,
тщится рассудок предохранить от крена
выпитому вопреки.
Тянет раздеться, скинуть суконный панцирь,
рухнуть в кровать, прижаться к живой кости,
как к горячему зеркалу, с чьей амальгамы пальцем
нежность не соскрести.
ИОСИФ БРОДСКИЙ
1982
Комментарии 3
СЬЮЗЕН ЗОНТАГ. Наиболее интересные цитаты из ее работ.
*** Интерпретация — это месть интеллектуала искусству. «Против интерпретации»
***Правда — это всегда то, что мы говорим, а не то, что знаем. Если бы у нас не было возможности говорить и писать, правды бы не существовало. Было бы только то, что есть. «Благодетель»
*** Сфотографировать человека — значит совершить над ним некоторое насилие: увидеть его таким, каким он себя никогда не видит, узнать о нём то, чего он не знал, словом, превратить его в объект, которым можно символически владеть. Если камера — сублимация оружия, то фотографирование — сублимированное убийство — кроткое убийство, под стать печальным, испуганным временам. «О фотографии»
*** Любить кого-то — значит прощать те недостатки, которые никогда не простишь самому себе. «Любовница вулкана»
*** В последнее время фотография стала почти таким же популярным развлечением, как секс или танцы, — а это з
...ЕщёСЬЮЗЕН ЗОНТАГ. Наиболее интересные цитаты из ее работ.
*** Интерпретация — это месть интеллектуала искусству. «Против интерпретации»
***Правда — это всегда то, что мы говорим, а не то, что знаем. Если бы у нас не было возможности говорить и писать, правды бы не существовало. Было бы только то, что есть. «Благодетель»
*** Сфотографировать человека — значит совершить над ним некоторое насилие: увидеть его таким, каким он себя никогда не видит, узнать о нём то, чего он не знал, словом, превратить его в объект, которым можно символически владеть. Если камера — сублимация оружия, то фотографирование — сублимированное убийство — кроткое убийство, под стать печальным, испуганным временам. «О фотографии»
*** Любить кого-то — значит прощать те недостатки, которые никогда не простишь самому себе. «Любовница вулкана»
*** В последнее время фотография стала почти таким же популярным развлечением, как секс или танцы, — а это значит, что, как всякой массовой формой искусства, большинство людей занимаются ею не в художественных целях. Она главным образом — социальный ритуал, защита от тревоги и инструмент самоутверждения. «О фотографии»
*** Проживание за границей способствует тому, что жизнь воспринимается как спектакль. «Любовница вулкана»
*** Человек может решиться на самые ужасные поступки, если их совершение не требует усилий. «Любовница вулкана»
*** Когда уходят претензии на знание, их место занимают претензии на творчество. «О фотографии»
*** Созерцание бедствий, происходящих в чужой стране, стало существенной частью современного опыта. «Смотрим на чужие страдания»
*** Обозначить ад — это, конечно, еще не значит сказать нам, как вызволить людей из ада, как притушить адское пламя. Но уже то хорошо, что признано, что нам дано яснее почувствовать, сколько страданий причиняет человеческое зло в мире, который мы делим с другими. «Смотрим на чужие страдания»
известно, Иосиф Бродский скончался в январе 1996 года в Нью-Йорке,
но, предчувствуя скорую кончину, завещал похоронить себя в Венеции
на знаменитом кладбище — острове Сан-Микеле и мы начинаем смотреть на эти стихи
другими глазами. Не становится ли СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ выраже-
нием этой нежности-любви к красоте, которая, согласно Бродскому,
останется, когда мы исчезнем, и никогда не будет нашей?
И теперь, действительно, эту «нежность не соскрести» с амальга-
мы венецианского зеркала, равного воде, равного времени:
"...вода равна времени и снабжает красоту ее двойником.
Ибо мы уходим, а красота остается. Ибо мы направляемся к будущему, а
красота есть вечное настоящее. Слеза есть попытка задержаться, остаться,
слиться с городом. Но это против правил. Слеза есть движение вспять, дань
будущего прошлому. Или же она есть результат вычитания большего из
меньшего: красоты из человека. То же верно и для любви, ибо и любовь
больше того, кто любит..."(Набережная неисцелимых"И.Бродск...ЕщёКак
известно, Иосиф Бродский скончался в январе 1996 года в Нью-Йорке,
но, предчувствуя скорую кончину, завещал похоронить себя в Венеции
на знаменитом кладбище — острове Сан-Микеле и мы начинаем смотреть на эти стихи
другими глазами. Не становится ли СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ выраже-
нием этой нежности-любви к красоте, которая, согласно Бродскому,
останется, когда мы исчезнем, и никогда не будет нашей?
И теперь, действительно, эту «нежность не соскрести» с амальга-
мы венецианского зеркала, равного воде, равного времени:
"...вода равна времени и снабжает красоту ее двойником.
Ибо мы уходим, а красота остается. Ибо мы направляемся к будущему, а
красота есть вечное настоящее. Слеза есть попытка задержаться, остаться,
слиться с городом. Но это против правил. Слеза есть движение вспять, дань
будущего прошлому. Или же она есть результат вычитания большего из
меньшего: красоты из человека. То же верно и для любви, ибо и любовь
больше того, кто любит..."(Набережная неисцелимых"И.Бродский)
Тянет раздеться, скинуть суконный панцырь,
рухнуть в кровать, прижаться к живой кости,
как к горячему зеркалу, с чьей амальгамы пальцем
нежность не соскрести.
1982 г.