Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Два простых решения, которые повысят качество образования в школе
Мы наблюдаем нарастающий кадровый дефицит в образовании на фоне ухудшения качества обучения. Звучит множество предложений с разных сторон, но изобретать велосипед нет смысла. ШАГ 1. Нужно повысить зарплаты учителям. Педагоги должны получать всё, что им положено, то есть не ниже средней по региону, а точнее, по стране в целом, причем ПРИ РАБОТЕ НА ОДНУ СТАВКУ, а не на полторы, две, а иногда и больше, как сейчас бывает. Тогда не будет вопросов с вовлечённостью в профессию, с воспитательной работой среди школьников, повышением квалификации. Профессия учителя вновь станет престижной и будет популярна. ШАГ 2. Вернуть норм
Провалившие экзамены девятиклассники смогут бесплатно поступить в колледж
На прошедшей неделе Государственная дума в третьем чтении приняла законопроект, согласно которому школьники, не сдавшие государственную аттестацию после 9-го класса, смогут поступить на бесплатное обучение рабочей профессии. Такой ученик по завершении учебы сможет снова пройти аттестацию и сразу получить два диплома — об общем образовании и профессиональном. Изменения заработают уже с января 2026 года. Каждый регион будет отдельно по желанию устанавливать такую возможность для тех, кто не смог успешно сдать экзамены после 9-го класса. В таком случае власти должны будут определить перечень профессий рабочих, должно
Зарплаты российских учителей. Денег нет, но они держатся
Напомню, что в Указе президента № 309 есть требование, чтобы в 2026 году Правительство Российской Федерации провело эксперимент в ряде регионов по новым системам оплаты труда в бюджетной сфере и, в частности, в образовании и медицине. По плану в 2027 году эти новые системы должны быть введены в действие. Более того, выступая на съезде профсоюзов, Владимир Путин заявил, что правительству предстоит найти на эти цели значительные деньги. Но, видимо, указ даже Президента — указ не для всех. На прошлой неделе прошло заседание Комитета по науке и высшему образованию Государственной думы, на котором я спросил представителя министерства
Детский омбудсмен Москвы Ольга Ярославская предложила сделать июнь учебным месяцем, во время которого дети будут заниматься творческими предметами – музыкой, трудом, рисованием, физкультурой. То есть озвучена идея о сокращении летних каникул. Я уже говорил о том, что современный российский школьник живет в ситуации постоянной учебной перегрузки, что прямо сказывается и на качестве его обучения, и на здоровье. При этом возникает ряд других моментов: 1) Общественное мнение. Если бы мы провели опрос среди школьников и родителей, то большинство выступило бы против такого предложения. 2) Распределение сложности учебных предметов. Если
Травля и жесткая конкуренция. Как выжить в современной школе?
На мой взгляд, проблема травли, или так называемого буллинга не столько юридическая, сколько социально-нравственная. Начну с того, что в школе, в которой я учился, травли, по крайней мере, в мой период (1960-е годы) точно не было. Но уже в середине 80-х годов эта проблема появляется, что нашло отражение в знаменитом фильме Роллана Быкова «Чучело». Замечу, что сейчас один из факторов травли – это социальное неравенство. Как правило, травят все-таки детей не из самых обеспеченных семей. Мало того, опрос Высшей школы экономики показывает, что нередко учителей, точнее, учительниц, травят по принципу материального положения. Д
Сокращать или увеличивать?! В России продолжают обсуждать срок обучения школьников
Напомню, что не так давно мы обсуждали предложение Владимира Мединского о сокращении обучения в школе до 10 лет. Теперь говорим об увеличении до 12 лет. Где истина и баланс? Надо исходить из тех проблем, которые сегодня остро стоят. Например, перегрузка школьников. Если учитывать это, то увеличение сроков обучения нецелесообразно, поскольку не решит проблему. Нам предлагают начинать образование с шести лет, то есть нагрузить дошкольников, а основная часть перегрузки приходится на средние и старшие классы. Поэтому им легче не станет. Еще один вопрос — это количество книг, которые читают дети. Согл
Не ЕГЭ, а трудоустройство: об эффективности работы вузов
На фоне обсуждения ограничений для платного образования и эффективности работы вузов, надо говорить о критериях оценки. И, на мой взгляд, количество баллов за ЕГЭ при поступлении не является важнейшим показателем для определения качества университета. Мы знаем немало примеров, когда ребята очень прилично сдали ЕГЭ, пошли в университет и там ничего не делали. С моей точки зрения, обсуждаемым критерием должен был стать уровень трудоустройства. То есть если выпускники университета трудоустраиваются, значит, он работает не вхолостую. Всё-таки одна из основных задач высшего образования — формирование кадров для экономики. Поэтому мне к
Напишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Левая колонка
О бизнесе
Политик, госслужащий
Олег Смолин:
- депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
- доктор философских наук, профессор, академик РАО;
- председатель движения «Образование для всех»;
вице-президент Всероссийского общества слепых