Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Баллы растут. В России выросло требование к минимальным баллам ЕГЭ
Минобрнауки объявило о повышении минимальных баллов ЕГЭ для поступления в вузы с 2026 года:
Физика — 41 балл вместо 39; История — 40 вместо 36; Информатика — 46 вместо 44; Иностранный язык — 40 вместо 30; Биология — 40 вместо 39; Химия — 40 вместо 39
Также с 1 марта 2026 года вузы смогут требовать ЕГЭ по истории для поступления на популярные гуманитарные специальности вроде юриспруденции, социологии, PR и конфликтологии Допускаю, что таким образом стремятся дополнительно переориентировать ребят на инженерные или околоинженерные специальности и, соответственно, ограничить доступ к гуманитарному образов
Решение ключевых проблем образования в текущей ситуации крайне затруднительно
29 сентября Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов. Поговорим об основных характеристиках главного финансового документа страны, в том числе в части расходов на образование.
«Переохлаждение» бюджета и нереальные обещания
Начнем с некоторых общих позиций. Как известно, Центральный банк и Министерство финансов нас заверили, что в прошлом году экономика была «перегрета» и в этом году ее надо «охлаждать». Это охлаждение продолжится в 2026 году. Как бы наш пациент не переохладился и не получил температуру 33 градуса. И выскажу личную точку зрения.
Искусственный интеллект в образовании: грани допустимого
В Уральском федеральном университете разрешили использовать ИИ. Эксперимент должен продлиться 2 года. Студенты смогут применять нейросети для поиска и анализа информации, а также для редактирования текстов. Преподаватели смогут с их помощью создавать и проверять «типовые задания». Не вижу никаких проблем в том, чтобы использовать ИИ для поиска информации и для редактирования текстов. Но категорически против того, чтобы научные статьи за преподавателей и дипломные или курсовые работы за студентов писал ИИ. Это две разные позиции. Первая ситуация помогает человеку концентрироваться на творческой работе, а вторая ставит под сомн
Нагрузка растет, зарплаты режут. Как учителя стали новыми бедными
C сентября российские учителя работают еще больше, а получают меньше. С одной стороны, регионы сокращают финансирование образования из-за дефицита бюджета. Параллельно федеральные власти увеличивают нагрузку на преподавателей школ. По данным Министерства просвещения, в России не хватает 0,2% учителей, при этом Центр непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы нам говорит, что если бы нагрузка была более или менее разумная, условно говоря, 1,25 ставки, как это всегда и было, то не хватало бы 250 тыс. учителей. Сокращение и без того низкой зарплаты учителей — путь к кадровому кризису. Согла
На неделе в Государственной думе прошёл Правительственный час, на котором обсуждали вопросы технологического суверенитета и роста производительности труда. Среди участников были представители правительства и депутаты. Чиновники отметили, что производительность труда в стране все последние годы росла очень высокими темпами — по 4 процента в год. Но при этом связано это с тем, что оборонно-промышленный комплекс работал более чем на полную мощность. Тема производительности труда и технологического развития очень важна для страны, и сегодня у нас есть ряд сложных вопросов, которые необходимо решать. Первое — это количество промышлен
На прошлой неделе Госдума в первом чтении приняла законопроект об обязательной отработке студентов-медиков в государственных больницах. При этом министр просвещения Сергей Кравцов одобрил идею введения обязательных отработок для выпускников педагогических вузов по аналогии с медиками. Он отметил, что лучше расширить целевой прием в вузах под конкретные школы. Думаю, что это не очень правильная идея, и тему стоит раскрыть подробнее. Во-первых, у учителей зарплата очень небольшая. Во-вторых, у них нет возможности, как у городских врачей, дополнительно подработать в частной клинике. В-третьих, я думаю, что, хотя конкурсы на педагогиче
Продолжаем тему принудительного распределения студентов-медиков. Во время обсуждения в первом чтении законопроекта я задал вопрос замминистра здравоохранения Татьяне Семёновой о том, сколько сегодня требуется врачей, какая у них нагрузка и решит ли инициатива задачу пополнения государственных больниц. Ещё раз подметил, что мало принуждать через «кнут», нужны конкретные социальные гарантии, чтобы сделать профессию и работу в государственных клиниках привлекательной.
Напишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Левая колонка
О бизнесе
Политик, госслужащий
Олег Смолин:
- депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
- доктор философских наук, профессор, академик РАО;
- председатель движения «Образование для всех»;
вице-президент Всероссийского общества слепых