14 февраля 1896 года в Ельце была открыта новая табачная фабрика купца Заусайлова, построенная по проекту известного зодчего А. С. Каминского в модном тогда «кирпичном» стиле (это значит, наружные стены не штукатурились и не украшались лепниной).
Комплекс зданий елецкой «табачки» (его строительство началось примерно в 1894 году) и сегодня остается одним из самых красивых классических образцов промышленной архитектуры ХIХ века в Центральном Черноземье.
Трактир Горшковых
История фабрики не менее интересна, чем ее яркий внешний вид. Когда-то (до середины ХIХ века) на ее месте располагался целый квартал с усадьбами местных жителей. Тут же стоял трактир купцов Горшковых.
Сегодня об этой славной фамилии богачей, пивоваров, конезаводчиков и даже художников, «обскакавших» самого Репина, в Ельце напоминает большой дом с колоннами на перекрестке ул. Советской и Коммунаров.
Однако вернемся к истории нашей «табачки». В трактире, некогда стоявшем на ее месте, собирались страстные ценители петушиных боев со всей округи. Эта забава в то время была в большом почете у наших земляков, почти, как игровые автоматы в недавнем прошлом (все-таки азартный народ — ельчане!). В трактире делали ставки на пернатых бойцов, обсуждали их достоинства, оценивали и продавали петухов специальных пород.
Примерно в 50-е годы ХIХ века елецкий купец Гавриил Заусайлов, имевший в этих местах землицу (а возможно, еще и прикупивший ее), в 1858 году построил на ней деревянный склад, сушилку и мельницу для измельчения листьев табака, положив основу производства махорки-крупки.
Амбициозный внук
Табачное дело оказалось прибыльным, и сын основателя доходного промысла Николай Гаврилович Заусайлов, продолживший семейный подряд, считался в Ельце уже фабрикантом и богачом. Однако в 1894 году бизнес потерпел крах из-за тогдашнего бича русских деревянных городов — «красного петуха» (как тут не вспомнить снесенный петушиный кабак Горшковых?!). В общем, пожар почти полностью уничтожил полукустарное производство. И вряд ли б оно продолжилось, кабы не внук его основателя — Александр Николаевич Заусайлов.
Это был талантливый, предприимчивый, деловой, очень амбициозный и самолюбивый человек. Он, например, всю жизнь пытался добиться потомственного дворянства — ну очень непростое дело. А. Н. Заусайлов окончил елецкую мужскую гимназию, затем будто бы учился во Франции. А вернувшись в патриархальный Елец, изо всех сил старался быть круче всех в купеческом сословии. Он одним из первых в губернии приобрел автомобиль, построил в своем имении Пажень завод шампанских вин, возвел в Ельце новую церковь и табачную фабрику. С ней-то, с «табачкой», вышла целая история!
Здесь ей не место!
Поначалу городская управа ни в какую не хотела давать согласия на постройку в центре муниципалитета вредного, да еще и огнеопасного, производства. Отцы города уперлись крепко, мол, ни о какой реконструкции фабрики не может идти и речи. К тому же деревянную застройку тут к тому времени вообще запретили.
Резон в такой позиции был: вдруг восстановленный заводик опять полыхнет? А рядом жилые дома. Да что дома! По соседству, на Архангельской площади (ныне пл. Ленина), —куча торгово-промышленных заведений, лавок и магазинчиков. А ну как все это сгорит?! Это ж какой ущерб! К тому же ельчане и раньше жаловались на разлетавшуюся по центру города едкую табачную пыль… В общем, управа решила: «табачке» в центре города не место!
Помог губернатор и голова
Но хитрый А. Н. Заусайлов пошел выше и представил проект постройки своей табачной фабрики в Орловское губернское правление. По этому документу весь комплекс зданий предполагалось возводить из кирпича. Также планировалось начинить цехи самыми современными по тем временам машинами и оборудованием, причем с новейшими пылеуловителями, а также противопожарными «примочками».
Говорят, этот проект рассматривал сам губернатор. И принял его при поддержке елецкого городского головы (ходили слухи, что дело тут не обошлось без крупной взятки должностным лицам Ельца).
Как бы там ни было, новую заусайловскую фабрику начали строить и сдали ее в рекордно короткие сроки. Все это породило множество легенд и баек, например, о фундаменте, который якобы сотни мастеров возвели за одну ночь…
Как же без воды?
Впрочем, новостройка действительно шла непросто. Прогрессивное производство требовало воды, которой в то время Ельцу и самому едва хватало. Оборудованный в 1868 году водопровод (первый в Орловской губернии!) был маломощным. И Александру Николаевичу только ценой невероятно больших усилий (моральных и материальных) удалось получить разрешение на получение воды для фабрики из городской сети.
Краеведы утверждают, что водонапорная башня (нынешние куранты) появилась на здешней Хлебной площади (когда-то она занимала территорию скверов Соломенцева и Бунина) в 1872 году. Но есть также легенда, рассказывающая, что башню возвели почти на четверть века позже на средства все того же Заусайлова именно для того, чтобы снабдить водицей «табачку», а уж заодно и Елец.
Украшение города
Новая фабрика получилась нарядной и украсила собой целый городской квартал. В производстве тут действительно использовались самые передовые технологии того времени, от электрического освещения и внутреннего водопровода до вентиляции и специальных каминов для очистки воздуха (эдакий прообраз нынешних кондиционеров).
Тут едва ли не впервые применялись герметически закрывающиеся двери, специальные печи для сушки, высокие железные трубы для отвода из помещений спертого воздуха, камеры для сбора табачной пыли, механические вентиляторы. Все машины также оборудовались вентиляционными трубами. В общем, табачная фабрика купца Александра Николаевича Заусайлова соответствовала самым передовым на тот момент техническим и санитарно-гигиеническим нормам. Она считалась образцовой.
Тут трудилась тысяча вольнонаемных рабочих, из которых половину составляли женщины. На «табачке» имелся штат из 75 приказчиков. К началу ХХ века ее товарооборот достигал четырех миллионов рублей в год. При фабрике открыли приют «Ясли», в котором бесплатно содержалось 50 детей работников предприятия (сегодня это здание музея народных ремесел и промыслов, ул. Ленина, 68).
Кого снабжали табаком?
Продукция фабриканта А. Н. Заусайлова поставлялась даже в гвардейские полки Петербурга для нижних чинов.
Через год после революции «табачку» национализировали. В разное время она называлась «Елецкая махорочная фабрика», «5-й Красный Октябрь», «Елецкая сигаретно-махорочная фабрика», «Елецкая сигаретная фабрика», «Елецкий табак».
Весь советский период наша фабрика снабжала СССР, в том числе и его Вооруженные Силы, своим товаром — папиросами и сигаретами. Последние делали тут с фильтром и без него.
Помнится, в начале 2000-х даже экспериментировали, добавляя в табак ментол. Получались сигареты с мятным привкусом.
Удивительно, но с наступлением новой эпохи фабрика, проработавшая более 100 лет и все это время приносившая стабильный доход своим владельцам, вдруг обанкротилась. Случилось такое 20 лет назад, в 2003 году. Потом предприятие оказывалось в руках разных арендаторов, но никто из них ничего путного сделать тут уже не смог. Оборудование пораспродали и сдали в металлолом, а заброшенные корпуса пришли в разруху и запустение.
Путин о фабрике знает
Лишь в 2018 году для памятника архитектуры забрезжила надежда. В Коломне 17 января состоялся Форум малых городов, в работе которого принял участие Президент России В. В. Путин. В числе участников этого съезда был и тогдашний глава Ельца С. А. Панов. Сергей Алексеевич обратил внимание Владимира Владимировича на заброшенные исторические здания, которые оставаясь федеральной собственностью, разрушаются посреди исторических городов, и для примера привел елецкую «табачку».
Путин тут же спросил градоначальника: готова ли местная власти взять на баланс такой объект без дополнительных денег из российского бюджета. Елецкий глава ответил утвердительно.
Надежда на возрождение
Через некоторое время благодаря поручению Президента РФ комплекс зданий елецкой табачной фабрики перешел из федеральной собственности в муниципальную.
Наконец, уже в 2021 году, как сообщило ТАСС, Елец вошел в список российских городов, которым окажет помощь в социально-экономическом росте Новый банк развития (НБР) БРИКС. Одним из проектов такой поддержки, возможно, станет создание на территории заброшенной табачной фабрики культурного центра с всероссийским музеем И. А. Бунина.
Планируется, что это будет многофункциональный объект с выставочными пространствами и социальной инфраструктурой.
К работам тут собираются преступить после 2024 года. Очень хочется, чтоб старинную елецкую «табачку», входящую в список объектов культурного наследия Липецкой области, ожидало возрождение в новом осовремененном виде.
В ТЕМУ:
У нашей красавицы-табачки многострадальная судьба. Вот что писала газета «Новости дня» от 29 (16) октября 1903 года: «Елец. Вечером сгорела табачная фабрика Заусайлова, изготовлявшая до 11200 пудов махорки. Она не была застрахована. Убыток 100000 рублей. Осталось без работы 700 рабочих». И все же предприятие всякий раз восставало из пепла, хочется надеяться, что и теперь произойдет чудо и этот замечательный памятник архитектуры будет радовать своим видом ельчан и гостей города..
Газета города Ельца "Красное знамя"

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3