Ответ протоиерея Димитрия Смирнова на вопрос из видеозаписи прямого эфира радио "Радонеж" от 3 мая 2014 года
Радиослушатель: В «Добротолюбии» написано, Антоний Великий пишет, что нужно любить поношение больше, чем честь. Как стяжать такое состояние, чтобы поношение любить больше, чем честь?
Прот. Димитрий Смирнов: Нет ничего проще, дорогой Виктор. Нужно постоянно упражняться. Постоянно. Вот, например, перед вами звонила одна молодая женщина, у которой проблема с психологом на работе. Вы слышали? Она могла бы это положение использовать не для того, чтобы как-то себя защитить от этой наглой девки, а, допустим, она решила бы последовать совету Антония Великого и решила бы упражняться. Та ее поносит, а она кротко это, с терпением воспринимает. И так прошло бы годик-полтора-два-три, и, глядишь, она бы уже возлюбила поношения больше, чем честь. Но так как ей такие упражнение брать ещё, она слишком молода, поэтому она хочет защититься. Поэтому я ей даю совет, как защититься. А если бы она захотела смириться и достичь того, что советует Антоний Великий… Это, кстати, такой прием, он способствует полной победе над тщеславием. Самый краткий такой, быстрый путь. Поэтому я говорю, года полтора-три всего лишь уйдет. Обычно для победы над страстью какой-то уходит до двадцати лет.
Прот. Александр Березовский: Батюшка, но вот одна слушательница рассказывала, что она претерпела от своей матери поношения в течение почти пятнадцати лет. Но как-то вот злоба на мать, она только увеличивалась. Так, говорит, измывалась, ну как только могла.
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, я знаю одну женщину, которой нет еще пятидесяти. И мать ее просто тоже травила, унижала, оскорбляла. И это продолжается до сего дня. Но она преодолела. И мать сейчас очень старенькая стала, а она за ней ходит, кормит, лечит и все для нее делает. В общем, вот вижу, что она все понимает, что мама-то лучше не стала, но относится к ней вполне с любовью, как, так сказать, настоящая дочь.
Прот. Александр Березовский: В одном случае это приносит плоды, а в другом случае только ослабление.
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это должно быть сознательно воспринятое упражнение.
Прот. Александр Березовский: То есть не как вынужденная мера.
Прот. Димитрий Смирнов: Нет, как вынужденная, это, конечно, не всегда может помочь. Хотя вот есть такие сильные средства – например, тюрьма – которые смиряют. Потому что такая безнадега, что приходится принимать вот эти условия. Если ты скажешь: «Ни за что сижу», хохот только поднимется. Как мне один рассказывал: «Какой у тебя срок?» – «25 лет» – «За что?» – «Да ни за что». «Э, врёшь. Ни за что 10 дают». Ну, это буквально такой был диалог.
Прот. Александр Березовский: Ни за что – 10. О, как людей смиряли.
Прот. Димитрий Смирнов: Да. Ну, а 5 считалось детским сроком. 5 лет – это детский срок. Это просто, кто получал пятерку, выходили, как на крыльях, когда им это объявляли.
Прот. Александр Березовский: То есть это считалось, что крупно вообще повезло?
Прот. Димитрий Смирнов: Ну, просто это в рубахе родился, шитой золотом.
Помощь мультиблогу
http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/Помощь приходу
https://blagodrevo.com/donate/#протоиерейДимитрийСмирнов #православие #христианство #религия #жизнь #мультиблог #ответнавопрос #Радонеж #радиоРадонеж
Нет комментариев