ЖРЕБИЙ МЕЖДУ ЖЁНАМИ. [Сказал аш-Шаукани]: «И, если он отправляется в путь, выбирает, кого из жён взять с собой, проводя между ними жеребьёвку». ✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан: Во избежание обид, исходя из хадиса, приводимого в обоих достоверных и других сборниках со слов ‘Аиши, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда желал отправиться в путь, бросал жребий между жёнами, и брал с собой ту, на кого выпадал жребий. [Аль-Бухари (5211).] 📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».
    0 комментариев
    5 классов
    Разговор во время полового акта. ✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан: А что касается разговора во время полового акта, то некоторые учёные аргументируют нежелательность этого, проводя аналогию с нежелательностью разговоров во время справления нужды, считая это так же является состоянием осквернения. Но это ошибка, ведь состояние человека во время интимной близости – это состояние получения наслаждения, а не состояние осквернения, а слова, произносимые во время полового акта, являются разновидностью проявления благого отношения. Более того, в самих этих словах содержится явное наслаждение, как об этом говорили некоторые поэты: «Мне нравится в тебе во время полового акта, нежность слов и полуоткрытые веки». Если же половой акт является чем-то иным, то что это? А ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) узаконил игры и заигрывание между супругами, и наиболее подходящим для этого временем является именно время прелюдий и самой интимной близости. 📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».
    0 комментариев
    9 классов
    СОБЛЮДЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ МЕЖДУ ЖЁНАМИ. [Сказал аш-Шаукани]: «Тот, у кого две и более жены должен проявлять справедливость в распределении времени, проводимом с ними, и в другом, в чём есть необходимость». ✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан: Исходя из хадиса, который приводят Ахмад, авторы «ас-Сунан», ад-Дарими, Ибн Хиббан и аль-Хаким, который сказал, что его иснад соответствует условиям Аль-Бухари и Муслима, а также достоверным его посчитал ат-Тирмизи. Все они приводят хадис со слов Абу Хурайры, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, у кого было две жены, и он склонялся к одной из них, пренебрегая другой, в Судный День придёт, волоча половину своего тела» [Абу Дауд (2133), ат-Тирмизи (1141), Насаи (7/63), Ибн Маджа (1969). См. также «Сахиху ль-Джами‘» (6515).] Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по очереди ночевал у каждой из своих жён, поэтому они собирались в доме, в который он должен был прийти, как об этом говорится в сборнике у аль-Бухари [Аль-Бухари и Муслим (1462).] Авторы «ас-Сунан» привели хадис со слов ‘Аиши, а также Ибн Хиббан и аль-Хаким, которые подтвердили его достоверность, о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) распределял дни поровну между жёнами и говорил: «О мой Господь, это то, что подвластно мне из деления между жёнами, так не взыщи же с меня за то, чем владеешь Ты, а я не владею» [Недостоверный хадис. См. «аль-Ирва» (2018).] Ад-Дахляуи в «аль-Худжа аль-балига» сказал: «Верным является то, что со стороны пророка (да благословит его Аллах и приветствует) это было пожертвованием и хорошим отношением и не было его обязанностью исходя из слов Всевышнего: «Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из своих жён, и удержать возле себя ту, которую пожелаешь» [Сура «аль-Ахзаб», аят 51.] А что касается любого другого, помимо пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то он насколько возможно обязан стараться к равному распределению ночей между жёнами. Большинство учёных правоведов на мнении обязательности равного распределения ночей между жёнами, однако их мнения разошлись в отношении правомерности жеребьёвки. Я считаю, что сказанные пророком (да благословит его Аллах и приветствует) слова «…и не был справедлив между ними», – являются обобщёнными и точно неизвестно какую именно справедливость он имел в виду». Я (Сыддик Хасан Хан) говорю: Что же касается рабыни, с которой заключён никах, то в отношении неё применимы как положения жены, так и положения наложницы. Поэтому данное устрашение касается того, у кого было две жены либо две женщины, которые имели на него равные права. И мнение о том, что наложница имеет только половину прав свободной женщины в отношении распределения ночей, нуждается в доводе. А от самого пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по данному вопросу до нас не дошло ничего достоверного, а что касается преданий с оборванными иснадами в форме «мурсаль», то они не могут служить доводом. А что касается разговора во время полового акта, то некоторые учёные аргументируют нежелательность этого, проводя аналогию с нежелательностью разговоров во время справления нужды, считая это так же является состоянием осквернения. Но это ошибка, ведь состояние человека во время интимной близости – это состояние получения наслаждения, а не состояние осквернения, а слова, произносимые во время полового акта, являются разновидностью проявления благого отношения. Более того, в самих этих словах содержится явное наслаждение, как об этом говорили некоторые поэты: «Мне нравится в тебе во время полового акта, нежность слов и полуоткрытые веки». Если же половой акт является чем-то иным, то что это? А ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) узаконил игры и заигрывание между супругами, и наиболее подходящим для этого временем является именно время прелюдий и самой интимной близости. 📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».
    0 комментариев
    3 класса
    Должна ли жена прислуживать мужу в его доме? ✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан: Но должна ли она (жена) прислуживать ему (мужу) в его доме? Я говорю: мне неочевидна обязательность этого, однако жёны сподвижников проделывали по дому всю ту работу, посредством которой приходит в порядок семейная жизнь. Более того они выполняли даже такую работу, которая выходила за рамки этого и являлась неимоверно сложной. И неизвестно ни от одной из них, чтобы она воспротивилась этому и сказала: «Я не обязана выполнением этой работы» или чтобы сказала: «В силу моей красоты и статуса я не принадлежу к той категории женщин, которые выполняют подобную работу». Достоверно передаётся в сборниках у аль-Бухари, Муслима и у других, что ручная мельница оставила следы на ладонях Фатымы, дочери пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а от бурдюка для воды были следы на её шее. А ведь нет женщины более почётной, чем она, да будет доволен ею Аллах. И если некая женщина думает, что не обязана перед мужем ничем, кроме половой близости, а за выполнение домашней работы требует плату, то не дозволено удовлетворять её требование. Однако проблема в том, если она изначально воспротивится выполнять работу по дому, заявляя о том, что это не входит в её обязанности. Принуждение её к этому нуждается в доводе. Если окажется достоверным то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел своей дочери Фатыме прислуживать мужу, то это действительный довод для принуждения к работе той, которая отказывается её совершать. А что касается считающих необязательным служение жены мужу и их аргументацию словами Всевышнего: «Ваши жены являются вашей нивой. Приходите же на вашу ниву, как пожелаете» [Сура «аль-Бакара», аят 223.] и подобное этому, то эти доводы не указывают на предмет спора. Им было бы достаточно сказать, что не знают довода на обязательность, а такие обременения не взваливаются на человека, кроме как при наличии довода. А молчаливое одобрение пророка (да благословит его Аллах и приветствует) работы его жён и жён мусульман в их домах может указывать максимум на дозволенность, но никак не на обязательность. 📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя». [Шейх Альбани сказал: «Доказательств в Коране и Сунне, указывающих на обязательность прислуживания жены мужу, неограниченное количество, их много, и они не скрыты. Каждый, кто понимает Коран и Сунну, видит эти доводы, обязывающие женщин служению своим мужьям. В Книге Всевышнего Аллаха муж называется господином своей жены, а именно в словах «и у двери они наткнулись на её господина (своего мужа)» (12:25). А в Сунне посланника Аллаха ﷺ мы встречаем, что он называет жён пленницами в руках мужей, как мы это видели в предыдущих хадисах. И ни для кого не секрет, что положение раба или пленника – это служение тому, под чьей властью он находится. Также Всевышний говорит: «Жёны имеют такие же права, как и обязанности» (2:228), а это не что иное, как прислуживание мужу И точно так же, как муж обязан содержать её и одевать, так же и она обязана прислуживать ему. И это не скрыто, однако является ясным положением. А кто желает более подробно ознакомиться с этим вопросом, пусть обраться к "аль-Фатауа" Ибн Таймии (2/234) и "Заду ль-ма‘ад" (4/45)». Вот что пишет шейх Альбани в своей книге «ЭТИКЕТ БРАКОСОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНО ПРЕЧИСТОЙ СУННЕ»: Советы супругам. … В-третьих, женщина должна подчиняться мужу и выполнять все то, что он наказал ей в посильных для нее пределах. Аллах наделил мужчин правом превосходства над женщинами – в айатах, приведенных выше, говорилось: «мужья стоят над женами», «мужьям над ними – степень». Нам известно огромное число хадисов, в которых это право мужчин подтверждается. В этих же хадисах в доступной и понятной форме нам разъясняется, какими правами и обязанностями располагают при этом женщины как те, которые повинуются супругу, так и те, которые идут против его воли. Мы приведем лишь некоторые из этих хадисов – и, может быть, они станут напоминанием нашим современницам. Всевышний Аллах говорил: «Напоминай, ведь напоминание помогает верующим!» Коран, 51 (“Рассеивающие”): 55. Первый хадис: «Женщине не позволено поститься по своему усмотрению (в другой передаче хадиса: женщина да не постится по своему усмотрению), когда муж рядом*, только с его разрешения. [За исключением поста в рамадан]. Женщина распоряжается в доме супруга лишь с его разрешения”. [Этот хадис передают аль-Бухари (4 / 242 243) – он приводит его в первой передаче, Муслим (3 / 91) – он приводит хадис во второй передаче, а также Абу Дауд (1 / 385) и ан-Наса’и в аль-Кубра (63 / 2) – они приводят дополнение к хадису. Иснад хадиса признан достоверным соответствует требованиям двух Шайхов аль-Бухари и Муслима. Этот же хадис приводят Ахмад (2 / 316, 444, 464, 476, 500), ат-Тахави в аль-Мушкиль (2 425) и Абу-ш-Шайх в Ахадис Аби-з-Зубайр (номер 126). Все они приводят хадис со слов Абу Хурайры по разным путям передачи. У Ахмада в одной из передач хадис приводится в редакции, учитывающей содержание дополнения]. *[То есть: когда муж присутствует при этом, не пребывает в отъезде. Ан-Навави в отношении второго варианта передачи хадиса в Шарх Муслим (7 / 115) говорил так: «Отрицание здесь следует понимать, как повеление-запрет. Так поясняли наши коллеги». Примечание автора: В аль-Фатх сообщается, что большинство людей утверждает то же, и первый вариант передачи хадиса, таким образом, не противоречит второму. Ан-Навави также сказал: «Причина такого запрета состоит в том, что у супруга есть право вступать в интимную близость со своей женой в любой из дней, и это его право должно быть реализовано тотчас – оно не может зависеть от наличия на то доброй воли супруги, а осуществление этого права не может происходить с задержкой во времени». Примечание автора: И если женщине надлежит быть покорной пред возжелавшим ее супругом, то и подавно ей надлежит быть покорной ему во всем остальном, что намного значительней, чем просто интимная близость между мужчиной и женщиной, в таких вопросах, как воспитание совместных детей, благочестивое поведение в семье, а также во всем, что так или иначе связанно с реализацией прав и обязанностей супругов друг перед другом. Аль-Хафиз в аль-Фатх утверждал: «В данном хадисе указывается, что право супруга является более весомым, чем добрая воля женщины, поскольку его право – это обязанность для нее, а выполнение обязанностей пользуется приоритетом над любым добровольным поступком»]. Второй хадис: “Если супруг пригласил жену разделить с ним постель*, а жена не пришла, и мужчина так и провел ночь зол на свою супругу, ангелы будут проклинать ее до самого утра (в одной из передач хадиса: …или до тех пор, пока она не прийдет; в другой передаче: до тех пор, пока муж не останется ею доволен)”. [Этот хадис передают аль-Бухари (4 / 241), Муслим (4 / 157) – он приводит хадис в последней из передач, Абу Дауд (1 / 334), ад-Дарими (2 / 149, 150) и Ахмад (2 / 255, 348, 386, 439, 468, 480, 519, 538) –как и ад-Дарими, Ахмад приводит этот хадис во второй передаче]. *[Под словом “постель” подразумевается интимная близость между супругами. Это подтверждается высказыванием Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет: “Потомство – следствие постели”, то есть: потомство является следствием полового акта, совершенного супругами в постели. Под словом “постель” подразумевают все то, о чем не пристало говорить напрямую в Коране и Сунне – так утверждает Ибн Абу Джамра в аль-Фатх]. Третий хадис: “Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада! Женщина не может отдать должное своему Господу до тех пор, пока не отдаст должное супругу. И даже если бы муж возжелал ее, а она сидела бы в седле (катаб)*, она была бы не в праве отказать ему [в себе]”. [Это достоверный хадис. Его приводят Ибн Маджа (1 / 570), Ахмад (4 / 381) со слов Абдаллаха ибн Абу Ауфа, Ибн Хиббан в Сахих, а также аль-Хаким по ат-Таргиб (3 / 76) – он приводит шахед, переданный со слов Зайда ибн Аркама. Аль-Хаким (3 / 77) замечает: “Ат-Табарани передавал этот хадис с хорошим иснадом”. Исход этого хадиса я проследил в ас-Сахиха (173)]. *[Катаб – седло. В аль-Лисан говорится: аль-китб и аль-катаб – седло для езды на верблюде. В ас-Сыхах сообщается, что катаб – это небольшое седло размером с горб верблюда. В ан-Нихайа утверждается следующее: “Аль-катаб – седло, предназначенное для езды на верблюде, точно также как седло икяф предназначено для езды на других верховых животных. Данное высказывание побуждает женщин к покорности перед мужьями в нем утверждается, что, даже находясь в седле, женщина не в праве отказать супругу в интимной близости. Таким образом, может ли она отказать ему в другой, более простой ситуации?”]. Четвертый хадис: “Всякий раз, когда женщина наносит оскорбление своему супругу в Дольней жизни, его суженая из чернооких гурий говорит ей: «Не оскорбляй его, да разразит тебя Аллаха, ведь он для тебя пришлый [В ан-Нихайа читаем: слово “пришлый” значит “гость”, “постоялец”] и совсем скоро уйдет от тебя к нам». [Этот хадис приводят ат-Тирмизи (2 / 208), Ибн Маджа (1 / 621), аль-Хайсам ибн Куляйб в Муснад (5 / 167 / 1), Абу-ль-Хасан ат-Туси в Мухтасар (1 / 119 / 2), Абу-ль-Аббас аль-Асамм в Маджлисан мин аль-Амали (3 / 1), а также Абу Абдаллах аль-Каттан в Хадис ‘ан аль-Хасан ибн ‘Урфа (145 / 1). Все авторы приводят этот хадис в форме марфу‘ со слов Исма‘ила ибн ‘Аййаша, передававшего со слов Бухайра ибн Са‘да аль-Кила‘и со слов Халида ибн Ма‘дана со слов Кусаййира ибн Мурры аль-Хадрами со слов Му‘аза ибн Джабала. Ат-Туси говорил: «Этот хадис хороший, редкий. Нам он известен только в одном виде. Передача Исма‘ила ибн 'Аййаша со слов сирийцев достоверна». Примечание автора: Это как таз тот случай, когда Исма‘ил ибн 'Аййаш передает со слов сирийцев]. Пятый хадис: Хусайн ибн Мухсын передает: как-то раз тетушка мне рассказывала: «Однажды я пришла к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по какой-то нужде. Он спросил меня: «Кто это еще? У тебя есть супруг?» Я ответила: Да. Он вновь спросил: «Как у тебя с ним?» Я ответила: «Делаю для него все, что в моих силах» [То есть: повинуюсь ему и служу на совесть по мере сил]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал на это: «[Смотри], куда тебе до него? Истинно, он Рай и Ад для тебя». [Этот хадис приводят Абу Шайба (7 / 47 / 1), Ибн Са‘д (8 / 459), ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’, Ахмад (4 / 341), ат-Табарани в аль-Аусат (170 / 1), аль-Хаким (2 / 189), а со слов аль-Хакима – аль-Байхаки (7 / 291), аль-Вахиди в аль-Васит (1 / 161 / 2), и Ибн Асакир (16 / 31 / 1). По утверждению аль-Хакима иснад этого хадиса надежен. Аз-Захаби придерживался того же мнения. Аль-Мунзири говорил: «Ахмад и ан-Наса’и передавали этот хадис по двум достоверным иснадам»]. Шестой хадис: «Если женщина молилась пять раз в день, была целомудренна и покорна супругу, она войдет в Рай через те врата, через которые сама пожелает». [Этот хадис можно считать хорошим или достоверным, он передавался по нескольким иснадам. Ат-Табарани в аль-Аусат (169 / 2 – в моей обработке) и Ахмад (номер 1661) передают этот хадис со слов Абд ар-Рахмана ибн Ауфа. Аналогичное сообщение приводит Ибн Хиббан в Сахих в передаче от Абу Хурайры по ат-Таргиб (3 / 73). Абу Ну‘айм (6 / 308) и аль-Джурджани (291) приводят тот же хадис со слов Анаса ибн Малика]. (Далее пишет шейх Альбани): Необходимо отметить, что некоторые из хадисов, приведенных выше, абсолютно недвусмысленно указывают на то, что жене следует быть покорной пред своим супругом, она должна служить ему на совесть по мере своих сил. Несомненно, первейшая обязанность жены перед мужем – это выполнение работ по дому, всего круга обязанностей, связанных с воспитанием детей, и т. п. Ученые по-разному трактуют этот вопрос. Так, Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в аль-Фатава (2 / 234 235) пишет: «Ученые расходятся во мнении: должна ли супруга оказывать мужу такие услуги, как уборка дома, приготовление пищи и напитков, выпечка хлеба, измельчение злаков, приготовление пищи для всех, кто зависим от супруга, приготовление корма для его домашних животных например, для верховых животных, и т. п. Некоторые ученые говорят: «Супруга вовсе не обязана этим заниматься». Однако это утверждение ложное. Так же ложно утверждение тех, кто полагает, что муж не обязан общаться со своей супругой и вступать с ней в близость! Сожительство мужа с супругой без интимной близости между ними не соответствует требованиям закона. Ведь если компаньон соратник другого человека и его сожитель не оказал ему содействие в пути, их отношения не могут считаться соответствующими требованиям закона. Говорят, также – и это правильно, – что супруга все же обязана выполнять эти обязанности. Ведь муж является господином для нее согласно Писанию Аллаха, а супруга «трудится ради супруга» согласно Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (как говорилось выше). Как всем нам известно, обязанность любого труженика или невольника служить, и это соответствует закону. Некоторые ученые утверждают: обязанности супруги должны быть нетрудными, а некоторые полагают: объем ее обязанностей должен соответствовать требованиям закона. Это верно. Жена должна исполнять пред мужем лишь те обязанности, выполнение которых в пользу подобных ему мужчин предписано законом подобным ей женщинам. Круг этих обязанностей бывает разным и зависит от обстоятельств. Обязанности при кочевом образе жизни отличаются от обязанностей при оседлом образе жизни, а работа, выполняемая физически крепкой женщиной, не будет равна работе, выполняемой женщиной физически слабой». (Конец слов ибн Теймии). Итак, абсолютно верно если того пожелает Всевышний Аллах, что женщина должна заниматься работой по дому. Так утверждали Малик, Асбаг в аль-Фатх (9 / 418), Абу Бакр ибн Абу Шайба, ханбалит аль-Джузаджани в аль-Ихтийарат (с. 145), а также наши праведные предшественники и их последователи – об этом сообщается в аз-Заад (4 / 46). Нам не удалось обнаружить каких-либо достоверных контраргументов в работах авторов, утверждавших, что женщина не должна заниматься работой по дому. Кое-кто утверждает следующее: “Подразумевается, что после заключения брака мужчина получает право пользоваться услугами супруги для плотских удовольствий и не может эксплуатировать ее труд”. Это утверждение не выносит никакой критики ведь супруга также пользуется услугами мужа для удовлетворения своих плотских желаний, и с этой точки зрения муж и жена абсолютно равны друг перед другом. Вместе с тем, нам известно, что Аллах, благословенный Он и Всевышний, возложил на мужчину целый ряд других, более существенных обязанностей – расходы, связанные с содержанием супруги, обеспечение супруги одеждой и кровом, и будет справедливым признать, что в обмен за это женщина также должна иметь перед супругом определенные обязанности – служить ему. Более того, как сообщалось выше, согласно установлению благородного Корана, мужчина стоит над женщиной. Но если женщина не будет выполнять свои обязанности по дому, их будет вынужден выполнять ее супруг, и тогда получится, что женщина стоит над мужчиной, а не наоборот, что в корне противоречит установлению айта. Таким образом, женщина обязана служить своему мужчине, что и требовалось доказать. В продолжение той же темы добавим: если мужчина возлагает обязанности по ведению домашнего хозяйства на себя, мы получаем своего рода парадокс – мужчина выполняет функцию добытчика в семье, другие свойственные ему функции, а женщина сидит дома и ничем себя не утруждает. Безусловно, с точки зрения Шариата, установившего паритет прав между мужчиной и женщиной и предоставившего мужчине определенные преимущества перед женщиной, такая ситуация более чем абсурдна. Именно поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ответил на жалобу Фатымы, мир ей, когда она явилась к нему, чтобы пожаловаться на то, что вынуждена сама брать в руки мельницу и молоть зерно. Тогда ей сказали, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел какой-то невольник, и Фатыме не удалось встретиться с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет. Фатыма рассказала обо всем Аише, и когда пришел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, Аиша пересказала ему жалобу Фатымы. Али, да будет доволен им Аллах, далее рассказывает: “К нам пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а мы тогда взяли свои ложа и стали собирать их после сна. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Погодите-ка. А затем подошел и сел между нами так близко, что обратной стороной стопы я почувствовал холод, идущий от его ног. Он продолжил: Всякий раз, когда вы меня спрашиваете о чем-нибудь, я даю вам совет, как поступать правильно, – не так ли? Так вот: всякий раз, когда вы собираете свои ложа после сна или, напротив, расстилаете их перед сном, тридцать три раза повторите “Хвала Аллаху!”, тридцать три раза – “Слава Аллаху!”, и тридцать четыре раза – “Аллах велик!” Это лучшее для вас, чем любой из слуг. [Али говорил: С тех пор я так и поступаю. Кто-то спросил: А как же в ночь битвы при Сиффине? Али ответил: И в ночь битвы при Сиффине!]”. Этот хадис передает аль-Бухари (9 / 417 418). Как следует из хадиса, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не сказал Али: Это не ее работа, или: Это твоя обязанность. Как говорил Ибн аль-Каййим, да будет доволен им Аллах, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в этом своем решении не встал на сторону кого-либо из супругов, а был нейтрален. Желающие изучить этот вопрос во всех его нюансах могут обратиться к великолепной книге Ибн аль-Каййима Заад аль-ма‘ад (4 / 45 46). Ни один из выше приведенных хадисов, предписывающих женщине служить своему супругу, не запрещает мужчине помочь женщине в работе по дому, если у супруга найдется для этого свободное время и силы. Такое поведение мужчины свидетельствовало бы о полной гармонии в отношениях между супругами. Так, госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Бывало, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помогал супруге в ее делах, то есть в ее хлопотах. Но когда наступало время молитвы, он шел молиться”. Этот хадис приводят аль-Бухари (2 / 129, 9 / 418), ат-Тирмизи (3 / 314) – он счел хадис достоверным, аль-Мухаллис в аль-Мухаллисыйат (66 / 1) и Ибн Са‘д (1 / 366). В сочинении аш-Шама’иль Ибн Са‘д приводит этот хадис со слов Аиши с другим иснадом в такой редакции: «Он был обыкновенным человеком – сам чистил одежду от паразитов, сам доил козу, ухаживал за собой». В иснаде к этому хадису один из передатчиков признан слабым. [Примечание автора: - Именно поэтому комментатор Шарх ас-Сунна (13 / 243 / 3676) посчитал данный хадис слабым – он не знал о существовании другого, сильного пути передачи хадиса. Об этом пути передачи мы скажем ниже. Желающие могут обратиться к книге Мухтасар аш-шама’иль (номер 293)]. Однако Ахмад и Абу Бакр аш-Шафи‘и передавали тот же вариант хадиса с надежным иснадом – я исследовал его в книге Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха (номер 670). (Конец слов шейха Альбани, всю книгу прочитаете здесь: https://vk.com/wall-58318828_405 ).]
    0 комментариев
    12 классов
    ПОДЧИНЕНИЕ МУЖУ. [Сказал аш-Шаукани]: «А она (жена) обязана подчинением (мужу)». ✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан: Исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Если же они покорятся вам, то не ищите пути против них» [Сура «ан-Ниса», аят 34.] В двух достоверных сборниках и других приводится хадис со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если муж позовёт свою жену в постель, а она воспротивится, чем вызовет его гнев, в котором он уснёт, то ангелы будут проклинать её до самого утра» [Аль-Бухари (5193, 3237), Муслим (1436), Ахмад (2/439, 480).] Авторы сборников «ас-Сунан» привели хадис, который ат-Тирмизи назвал достоверным, со слов ‘Амра ибн аль-Ахуаса о том, что он находился вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) во время его прощального паломничества, во время которого он, после восхвалений Аллаху и увещевания, сказал: «Относитесь хорошо к женщинам, ведь, поистине, они пребывают у вас подобно пленницам, и вы не имеете право на что-либо иное, кроме как если они преступят границы, совершая явно неприемлемые вещи. В таком случае отстраняйтесь от них на ложах и побивайте их несильно. Если же они покорятся вам и исправятся, то не ищите пути к их притеснению. Поистине, вы имеете определённые права на своих жён, и они имеют права на вас. Что касается ваших прав на них, то это, чтобы они не позволяли никому садиться на ваши постели и не позволяли заходить в ваши дома никому, кроме тех, кому вы это позволяете. А что касается их прав на вас, то вы должны предоставлять им достойную одежду и пищу» [См. «аль-Ирва» (1997), «Сахих Ибн Маджа» (1541), «Адабу з-зифаф» (156).] По данной теме имеется еще много других подобных хадисов. Но должна ли она (жена) прислуживать ему (мужу) в его доме? Я говорю: мне неочевидна обязательность этого, однако жёны сподвижников проделывали по дому всю ту работу, посредством которой приходит в порядок семейная жизнь. Более того они выполняли даже такую работу, которая выходила за рамки этого и являлась неимоверно сложной. И неизвестно ни от одной из них, чтобы она воспротивилась этому и сказала: «Я не обязана выполнением этой работы» или чтобы сказала: «В силу моей красоты и статуса я не принадлежу к той категории женщин, которые выполняют подобную работу». Достоверно передаётся в сборниках у аль-Бухари, Муслима и у других, что ручная мельница оставила следы на ладонях Фатымы, дочери пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а от бурдюка для воды были следы на её шее. А ведь нет женщины более почётной, чем она, да будет доволен ею Аллах. И если некая женщина думает, что не обязана перед мужем ничем, кроме половой близости, а за выполнение домашней работы требует плату, то не дозволено удовлетворять её требование. Однако проблема в том, если она изначально воспротивится выполнять работу по дому, заявляя о том, что это не входит в её обязанности. Принуждение её к этому нуждается в доводе. Если окажется достоверным то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел своей дочери Фатыме прислуживать мужу, то это действительный довод для принуждения к работе той, которая отказывается её совершать. А что касается считающих необязательным служение жены мужу и их аргументацию словами Всевышнего: «Ваши жены являются вашей нивой. Приходите же на вашу ниву, как пожелаете» [Сура «аль-Бакара», аят 223.] и подобное этому, то эти доводы не указывают на предмет спора. Им было бы достаточно сказать, что не знают довода на обязательность, а такие обременения не взваливаются на человека, кроме как при наличии довода. А молчаливое одобрение пророка (да благословит его Аллах и приветствует) работы его жён и жён мусульман в их домах может указывать максимум на дозволенность, но никак не на обязательность. 📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя». [Шейх Альбани сказал: «Доказательств в Коране и Сунне, указывающих на обязательность прислуживания жены мужу, неограниченное количество, их много, и они не скрыты. Каждый, кто понимает Коран и Сунну, видит эти доводы, обязывающие женщин служению своим мужьям. В Книге Всевышнего Аллаха муж называется господином своей жены, а именно в словах «и у двери они наткнулись на её господина (своего мужа)» (12:25). А в Сунне посланника Аллаха ﷺ мы встречаем, что он называет жён пленницами в руках мужей, как мы это видели в предыдущих хадисах. И ни для кого не секрет, что положение раба или пленника – это служение тому, под чьей властью он находится. Также Всевышний говорит: «Жёны имеют такие же права, как и обязанности» (2:228), а это не что иное, как прислуживание мужу И точно так же, как муж обязан содержать её и одевать, так же и она обязана прислуживать ему. И это не скрыто, однако является ясным положением. А кто желает более подробно ознакомиться с этим вопросом, пусть обраться к "аль-Фатауа" Ибн Таймии (2/234) и "Заду ль-ма‘ад" (4/45)». Вот что пишет шейх Альбани в своей книге «ЭТИКЕТ БРАКОСОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНО ПРЕЧИСТОЙ СУННЕ»: Советы супругам. … В-третьих, женщина должна подчиняться мужу и выполнять все то, что он наказал ей в посильных для нее пределах. Аллах наделил мужчин правом превосходства над женщинами – в айатах, приведенных выше, говорилось: «мужья стоят над женами», «мужьям над ними – степень». Нам известно огромное число хадисов, в которых это право мужчин подтверждается. В этих же хадисах в доступной и понятной форме нам разъясняется, какими правами и обязанностями располагают при этом женщины как те, которые повинуются супругу, так и те, которые идут против его воли. Мы приведем лишь некоторые из этих хадисов – и, может быть, они станут напоминанием нашим современницам. Всевышний Аллах говорил: «Напоминай, ведь напоминание помогает верующим!» Коран, 51 (“Рассеивающие”): 55. Первый хадис: «Женщине не позволено поститься по своему усмотрению (в другой передаче хадиса: женщина да не постится по своему усмотрению), когда муж рядом*, только с его разрешения. [За исключением поста в рамадан]. Женщина распоряжается в доме супруга лишь с его разрешения”. [Этот хадис передают аль-Бухари (4 / 242 243) – он приводит его в первой передаче, Муслим (3 / 91) – он приводит хадис во второй передаче, а также Абу Дауд (1 / 385) и ан-Наса’и в аль-Кубра (63 / 2) – они приводят дополнение к хадису. Иснад хадиса признан достоверным соответствует требованиям двух Шайхов аль-Бухари и Муслима. Этот же хадис приводят Ахмад (2 / 316, 444, 464, 476, 500), ат-Тахави в аль-Мушкиль (2 425) и Абу-ш-Шайх в Ахадис Аби-з-Зубайр (номер 126). Все они приводят хадис со слов Абу Хурайры по разным путям передачи. У Ахмада в одной из передач хадис приводится в редакции, учитывающей содержание дополнения]. *[То есть: когда муж присутствует при этом, не пребывает в отъезде. Ан-Навави в отношении второго варианта передачи хадиса в Шарх Муслим (7 / 115) говорил так: «Отрицание здесь следует понимать, как повеление-запрет. Так поясняли наши коллеги». Примечание автора: В аль-Фатх сообщается, что большинство людей утверждает то же, и первый вариант передачи хадиса, таким образом, не противоречит второму. Ан-Навави также сказал: «Причина такого запрета состоит в том, что у супруга есть право вступать в интимную близость со своей женой в любой из дней, и это его право должно быть реализовано тотчас – оно не может зависеть от наличия на то доброй воли супруги, а осуществление этого права не может происходить с задержкой во времени». Примечание автора: И если женщине надлежит быть покорной пред возжелавшим ее супругом, то и подавно ей надлежит быть покорной ему во всем остальном, что намного значительней, чем просто интимная близость между мужчиной и женщиной, в таких вопросах, как воспитание совместных детей, благочестивое поведение в семье, а также во всем, что так или иначе связанно с реализацией прав и обязанностей супругов друг перед другом. Аль-Хафиз в аль-Фатх утверждал: «В данном хадисе указывается, что право супруга является более весомым, чем добрая воля женщины, поскольку его право – это обязанность для нее, а выполнение обязанностей пользуется приоритетом над любым добровольным поступком»]. Второй хадис: “Если супруг пригласил жену разделить с ним постель*, а жена не пришла, и мужчина так и провел ночь зол на свою супругу, ангелы будут проклинать ее до самого утра (в одной из передач хадиса: …или до тех пор, пока она не прийдет; в другой передаче: до тех пор, пока муж не останется ею доволен)”. [Этот хадис передают аль-Бухари (4 / 241), Муслим (4 / 157) – он приводит хадис в последней из передач, Абу Дауд (1 / 334), ад-Дарими (2 / 149, 150) и Ахмад (2 / 255, 348, 386, 439, 468, 480, 519, 538) –как и ад-Дарими, Ахмад приводит этот хадис во второй передаче]. *[Под словом “постель” подразумевается интимная близость между супругами. Это подтверждается высказыванием Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет: “Потомство – следствие постели”, то есть: потомство является следствием полового акта, совершенного супругами в постели. Под словом “постель” подразумевают все то, о чем не пристало говорить напрямую в Коране и Сунне – так утверждает Ибн Абу Джамра в аль-Фатх]. Третий хадис: “Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада! Женщина не может отдать должное своему Господу до тех пор, пока не отдаст должное супругу. И даже если бы муж возжелал ее, а она сидела бы в седле (катаб)*, она была бы не в праве отказать ему [в себе]”. [Это достоверный хадис. Его приводят Ибн Маджа (1 / 570), Ахмад (4 / 381) со слов Абдаллаха ибн Абу Ауфа, Ибн Хиббан в Сахих, а также аль-Хаким по ат-Таргиб (3 / 76) – он приводит шахед, переданный со слов Зайда ибн Аркама. Аль-Хаким (3 / 77) замечает: “Ат-Табарани передавал этот хадис с хорошим иснадом”. Исход этого хадиса я проследил в ас-Сахиха (173)]. *[Катаб – седло. В аль-Лисан говорится: аль-китб и аль-катаб – седло для езды на верблюде. В ас-Сыхах сообщается, что катаб – это небольшое седло размером с горб верблюда. В ан-Нихайа утверждается следующее: “Аль-катаб – седло, предназначенное для езды на верблюде, точно также как седло икяф предназначено для езды на других верховых животных. Данное высказывание побуждает женщин к покорности перед мужьями в нем утверждается, что, даже находясь в седле, женщина не в праве отказать супругу в интимной близости. Таким образом, может ли она отказать ему в другой, более простой ситуации?”]. Четвертый хадис: “Всякий раз, когда женщина наносит оскорбление своему супругу в Дольней жизни, его суженая из чернооких гурий говорит ей: «Не оскорбляй его, да разразит тебя Аллаха, ведь он для тебя пришлый [В ан-Нихайа читаем: слово “пришлый” значит “гость”, “постоялец”] и совсем скоро уйдет от тебя к нам». [Этот хадис приводят ат-Тирмизи (2 / 208), Ибн Маджа (1 / 621), аль-Хайсам ибн Куляйб в Муснад (5 / 167 / 1), Абу-ль-Хасан ат-Туси в Мухтасар (1 / 119 / 2), Абу-ль-Аббас аль-Асамм в Маджлисан мин аль-Амали (3 / 1), а также Абу Абдаллах аль-Каттан в Хадис ‘ан аль-Хасан ибн ‘Урфа (145 / 1). Все авторы приводят этот хадис в форме марфу‘ со слов Исма‘ила ибн ‘Аййаша, передававшего со слов Бухайра ибн Са‘да аль-Кила‘и со слов Халида ибн Ма‘дана со слов Кусаййира ибн Мурры аль-Хадрами со слов Му‘аза ибн Джабала. Ат-Туси говорил: «Этот хадис хороший, редкий. Нам он известен только в одном виде. Передача Исма‘ила ибн 'Аййаша со слов сирийцев достоверна». Примечание автора: Это как таз тот случай, когда Исма‘ил ибн 'Аййаш передает со слов сирийцев]. Пятый хадис: Хусайн ибн Мухсын передает: как-то раз тетушка мне рассказывала: «Однажды я пришла к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по какой-то нужде. Он спросил меня: «Кто это еще? У тебя есть супруг?» Я ответила: Да. Он вновь спросил: «Как у тебя с ним?» Я ответила: «Делаю для него все, что в моих силах» [То есть: повинуюсь ему и служу на совесть по мере сил]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал на это: «[Смотри], куда тебе до него? Истинно, он Рай и Ад для тебя». [Этот хадис приводят Абу Шайба (7 / 47 / 1), Ибн Са‘д (8 / 459), ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’, Ахмад (4 / 341), ат-Табарани в аль-Аусат (170 / 1), аль-Хаким (2 / 189), а со слов аль-Хакима – аль-Байхаки (7 / 291), аль-Вахиди в аль-Васит (1 / 161 / 2), и Ибн Асакир (16 / 31 / 1). По утверждению аль-Хакима иснад этого хадиса надежен. Аз-Захаби придерживался того же мнения. Аль-Мунзири говорил: «Ахмад и ан-Наса’и передавали этот хадис по двум достоверным иснадам»]. Шестой хадис: «Если женщина молилась пять раз в день, была целомудренна и покорна супругу, она войдет в Рай через те врата, через которые сама пожелает». [Этот хадис можно считать хорошим или достоверным, он передавался по нескольким иснадам. Ат-Табарани в аль-Аусат (169 / 2 – в моей обработке) и Ахмад (номер 1661) передают этот хадис со слов Абд ар-Рахмана ибн Ауфа. Аналогичное сообщение приводит Ибн Хиббан в Сахих в передаче от Абу Хурайры по ат-Таргиб (3 / 73). Абу Ну‘айм (6 / 308) и аль-Джурджани (291) приводят тот же хадис со слов Анаса ибн Малика]. (Далее пишет шейх Альбани): Необходимо отметить, что некоторые из хадисов, приведенных выше, абсолютно недвусмысленно указывают на то, что жене следует быть покорной пред своим супругом, она должна служить ему на совесть по мере своих сил. Несомненно, первейшая обязанность жены перед мужем – это выполнение работ по дому, всего круга обязанностей, связанных с воспитанием детей, и т. п. Ученые по-разному трактуют этот вопрос. Так, Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в аль-Фатава (2 / 234 235) пишет: «Ученые расходятся во мнении: должна ли супруга оказывать мужу такие услуги, как уборка дома, приготовление пищи и напитков, выпечка хлеба, измельчение злаков, приготовление пищи для всех, кто зависим от супруга, приготовление корма для его домашних животных например, для верховых животных, и т. п. Некоторые ученые говорят: «Супруга вовсе не обязана этим заниматься». Однако это утверждение ложное. Так же ложно утверждение тех, кто полагает, что муж не обязан общаться со своей супругой и вступать с ней в близость! Сожительство мужа с супругой без интимной близости между ними не соответствует требованиям закона. Ведь если компаньон соратник другого человека и его сожитель не оказал ему содействие в пути, их отношения не могут считаться соответствующими требованиям закона. Говорят, также – и это правильно, – что супруга все же обязана выполнять эти обязанности. Ведь муж является господином для нее согласно Писанию Аллаха, а супруга «трудится ради супруга» согласно Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (как говорилось выше). Как всем нам известно, обязанность любого труженика или невольника служить, и это соответствует закону. Некоторые ученые утверждают: обязанности супруги должны быть нетрудными, а некоторые полагают: объем ее обязанностей должен соответствовать требованиям закона. Это верно. Жена должна исполнять пред мужем лишь те обязанности, выполнение которых в пользу подобных ему мужчин предписано законом подобным ей женщинам. Круг этих обязанностей бывает разным и зависит от обстоятельств. Обязанности при кочевом образе жизни отличаются от обязанностей при оседлом образе жизни, а работа, выполняемая физически крепкой женщиной, не будет равна работе, выполняемой женщиной физически слабой». (Конец слов ибн Теймии). Итак, абсолютно верно если того пожелает Всевышний Аллах, что женщина должна заниматься работой по дому. Так утверждали Малик, Асбаг в аль-Фатх (9 / 418), Абу Бакр ибн Абу Шайба, ханбалит аль-Джузаджани в аль-Ихтийарат (с. 145), а также наши праведные предшественники и их последователи – об этом сообщается в аз-Заад (4 / 46). Нам не удалось обнаружить каких-либо достоверных контраргументов в работах авторов, утверждавших, что женщина не должна заниматься работой по дому. Кое-кто утверждает следующее: “Подразумевается, что после заключения брака мужчина получает право пользоваться услугами супруги для плотских удовольствий и не может эксплуатировать ее труд”. Это утверждение не выносит никакой критики ведь супруга также пользуется услугами мужа для удовлетворения своих плотских желаний, и с этой точки зрения муж и жена абсолютно равны друг перед другом. Вместе с тем, нам известно, что Аллах, благословенный Он и Всевышний, возложил на мужчину целый ряд других, более существенных обязанностей – расходы, связанные с содержанием супруги, обеспечение супруги одеждой и кровом, и будет справедливым признать, что в обмен за это женщина также должна иметь перед супругом определенные обязанности – служить ему. Более того, как сообщалось выше, согласно установлению благородного Корана, мужчина стоит над женщиной. Но если женщина не будет выполнять свои обязанности по дому, их будет вынужден выполнять ее супруг, и тогда получится, что женщина стоит над мужчиной, а не наоборот, что в корне противоречит установлению айта. Таким образом, женщина обязана служить своему мужчине, что и требовалось доказать. В продолжение той же темы добавим: если мужчина возлагает обязанности по ведению домашнего хозяйства на себя, мы получаем своего рода парадокс – мужчина выполняет функцию добытчика в семье, другие свойственные ему функции, а женщина сидит дома и ничем себя не утруждает. Безусловно, с точки зрения Шариата, установившего паритет прав между мужчиной и женщиной и предоставившего мужчине определенные преимущества перед женщиной, такая ситуация более чем абсурдна. Именно поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ответил на жалобу Фатымы, мир ей, когда она явилась к нему, чтобы пожаловаться на то, что вынуждена сама брать в руки мельницу и молоть зерно. Тогда ей сказали, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел какой-то невольник, и Фатыме не удалось встретиться с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет. Фатыма рассказала обо всем Аише, и когда пришел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, Аиша пересказала ему жалобу Фатымы. Али, да будет доволен им Аллах, далее рассказывает: “К нам пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а мы тогда взяли свои ложа и стали собирать их после сна. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Погодите-ка. А затем подошел и сел между нами так близко, что обратной стороной стопы я почувствовал холод, идущий от его ног. Он продолжил: Всякий раз, когда вы меня спрашиваете о чем-нибудь, я даю вам совет, как поступать правильно, – не так ли? Так вот: всякий раз, когда вы собираете свои ложа после сна или, напротив, расстилаете их перед сном, тридцать три раза повторите “Хвала Аллаху!”, тридцать три раза – “Слава Аллаху!”, и тридцать четыре раза – “Аллах велик!” Это лучшее для вас, чем любой из слуг. [Али говорил: С тех пор я так и поступаю. Кто-то спросил: А как же в ночь битвы при Сиффине? Али ответил: И в ночь битвы при Сиффине!]”. Этот хадис передает аль-Бухари (9 / 417 418). Как следует из хадиса, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не сказал Али: Это не ее работа, или: Это твоя обязанность. Как говорил Ибн аль-Каййим, да будет доволен им Аллах, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в этом своем решении не встал на сторону кого-либо из супругов, а был нейтрален. Желающие изучить этот вопрос во всех его нюансах могут обратиться к великолепной книге Ибн аль-Каййима Заад аль-ма‘ад (4 / 45 46). Ни один из выше приведенных хадисов, предписывающих женщине служить своему супругу, не запрещает мужчине помочь женщине в работе по дому, если у супруга найдется для этого свободное время и силы. Такое поведение мужчины свидетельствовало бы о полной гармонии в отношениях между супругами. Так, госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Бывало, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помогал супруге в ее делах, то есть в ее хлопотах. Но когда наступало время молитвы, он шел молиться”. Этот хадис приводят аль-Бухари (2 / 129, 9 / 418), ат-Тирмизи (3 / 314) – он счел хадис достоверным, аль-Мухаллис в аль-Мухаллисыйат (66 / 1) и Ибн Са‘д (1 / 366). В сочинении аш-Шама’иль Ибн Са‘д приводит этот хадис со слов Аиши с другим иснадом в такой редакции: «Он был обыкновенным человеком – сам чистил одежду от паразитов, сам доил козу, ухаживал за собой». В иснаде к этому хадису один из передатчиков признан слабым. [Примечание автора: - Именно поэтому комментатор Шарх ас-Сунна (13 / 243 / 3676) посчитал данный хадис слабым – он не знал о существовании другого, сильного пути передачи хадиса. Об этом пути передачи мы скажем ниже. Желающие могут обратиться к книге Мухтасар аш-шама’иль (номер 293)]. Однако Ахмад и Абу Бакр аш-Шафи‘и передавали тот же вариант хадиса с надежным иснадом – я исследовал его в книге Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха (номер 670). (Конец слов шейха Альбани, всю книгу прочитаете здесь: https://vk.com/wall-58318828_405 ).]
    0 комментариев
    13 классов
    Имеет ли право жена на расторжение брака, если муж неспособен содержать её? Ад-Дахляуи в «Аль-Мусаууа» сказал: «Имеет ли право жена на расторжение брака, если муж неспособен содержать её? Аш-Шафи‘и сказал: "Она имеет право на расторжение брака". Абу Ханифа сказал: "Нет у неё такого права". Подобное разногласие существует и в отношении неспособности выплатить махр. Однако аш-Шафи‘и разделил в том, когда жена единожды согласилась с неспособностью мужа обеспечивать её и решила остаться с ним, а потом передумала, и потребовала расторжение брака, в таком случае она имеет на это право. А что касается брачного дара, то если она единожды выразила свое согласие с неспособностью мужа дать его ей, то лишается своего права на расторжение никаха». 📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».
    0 комментариев
    7 классов
    0 комментариев
    15 классов
    Материальное обеспечение жены. ✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан: Основной обязанностью мусульманина является достойное проживание с жёнами, в которое, как разъяснил пророк (да благословит его Аллах и приветствует), входит обеспечение едой и одеждой, а также благое отношение. И невозможно, чтобы в небесных законодательствах была конкретизация определённой еды в качестве пропитания и её количества, так как практически нет того, в отношении чего сошлись бы жители земли на едином мнении. Поэтому веление Всевышнего носит обобщённый характер. Ад-Дахляуи в «Аль-Мусаууа» сказал: «Имеет ли право жена на расторжение брака, если муж неспособен содержать её? Аш-Шафи‘и сказал: "Она имеет право на расторжение брака". Абу Ханифа сказал: "Нет у неё такого права". Подобное разногласие существует и в отношении неспособности выплатить махр. Однако аш-Шафи‘и разделил в том, когда жена единожды согласилась с неспособностью мужа обеспечивать её и решила остаться с ним, а потом передумала, и потребовала расторжение брака, в таком случае она имеет на это право. А что касается брачного дара, то если она единожды выразила свое согласие с неспособностью мужа дать его ей, то лишается своего права на расторжение никаха». 📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».
    0 комментариев
    10 классов
    Хорошее отношение к жене. [Сказал аш-Шаукани]: «Муж обязан проявлением хорошего отношения к супруге в их совместной жизни». ✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан: Исходя из слов Всевышнего: «И живите с ними достойно в соответствии с обычаями» [Сура «ан-Ниса», аят 19.] А в двух достоверных сборниках у Аль-Бухари и Муслима и у других приводится хадис от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, женщина подобна ребру: если ты выпрямишь его – сломаешь, а оставив как есть, будешь наслаждаться. А потому я завещаю вам хорошее отношение к женщинам» [Аль-Бухари (5184), Муслим (1468), ат-Тирмизи (1188).] Ахмад и ат-Тирмизи, подтвердивший достоверность, привели хадис от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самые полноценные верующие своей верой, наиболее нравственные и лучшие среди вас – это те, кто лучше всех относится к своим женщинам» [Ахмад (2/250, 472), Абу Дауд (4682), ат-Тирмизи (1162), Ибн Хиббан (4175).] Также ат-Тирмизи привёл хадис со слов ‘Аиши, посчитав, его достоверным, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшие из вас те, кто лучше всех относится к своим жёнам, а лучше всех к своим жёнам отношусь я» [ат-Тирмизи (3895), ад-Дарими (2260), Ибн Хиббан (4177). См. также «ас-Сахиха» (1/513).] Ад-Дахляуи в «Аль-худжа аль-балига» сказал: «Если человек желает, чтобы женщина выполняла всё необходимое по дому, он непременно должен проявлять снисхождение в отношении незначительных вещей и сдерживать свой гнев при виде того, что ему не нравится, кроме как в отношении того, что относится к причинам похвальной ревности, предотвращению несправедливости и тому подобного». 📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».
    0 комментариев
    8 классов
    Если человек желает, чтобы женщина выполняла всё необходимое по дому, то... ✒️ Пишет шейх Сыддык Хасан Хан: Ад-Дахляуи в «Аль-худжа аль-балига» сказал: «Если человек желает, чтобы женщина выполняла всё необходимое по дому, он непременно должен проявлять снисхождение в отношении незначительных вещей и сдерживать свой гнев при виде того, что ему не нравится, кроме как в отношении того, что относится к причинам похвальной ревности, предотвращению несправедливости и тому подобного». 📖 Источник: Книга Сыддык Хасан Хана «Ар-Роудату ан-надийя», которая является комментариями к книге имама Шаукани «Дуроруль-бахийя».
    0 комментариев
    8 классов
Фильтр
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Фото
Фото
  • Класс
  • Класс
Показать ещё