Кофе успел лишь слегка остыть – Надя любила не очень горячий американо. И все же важно, чтобы он не остывал до еле теплого. Идеальный порядок утренних процедур, выработанный годами, позволял Надежде пить абсолютно правильный по температуре кофе!
Взяв кружку, женщина отправилась на балкон. Она с наслаждением сделала глоток и улыбнулась.
«Я счастлива, - подумала она, - живу той жизнью, какой и хочу. Как прекрасно, что никто больше не действует мне на нервы, не пытается сделать из меня прислугу и подмять под себя».
Надя развелась с супругом Евгением четыре года назад. Нельзя сказать, что это был совсем уж неудачный брак. И все же за двадцать лет ссор, придирок, нужды и непонимания накопилась такая усталость, что в свои сорок два года Надежда почувствовала себя больной и старой.
Узнав о том, что у мужа есть любовница, она будто бы даже обрадовалась. Теперь не нужно было поддерживать видимость счастливой семьи и жертвовать собой ради вялотекущего брака. Надя подала на развод, а Евгений не стал возражать.
- Предлагаю поделить имущество без суда, - сказал супруг, - вы с Андреем остаетесь в нашей квартире, я же забираю себе обе машины.
- Не сильно ли опрометчивое решение? – удивленно приподняла бровь Надежда. Ее абсолютно устраивал такой вариант, и все же смущало то, что бывший муж оставался без жилья.
- Я буду жить у Лиды, - чуть покраснев, ответил Евгений.
- Рада, что ты хорошо пристроен, но все же это ее квартира, - пожала плечами Надя, - не выкинет ли она тебя после первой же ссоры?
- А вот это тебя касаться уже не должно! – возмутился Евгений и обиженно выпятил губу. – С Лидой мы ссориться не собираемся, уж поверить.
- Жень, ты меня неправильно понял, - усмехнулась Надежда, - я желаю вам большого счастья и совместной жизни без ссор. Но хочу обезопасить себя на всякий случай.
- Не переживай, - нахмурился супруг, - соглашение оформим официально, как полагается. И чтобы тебе совсем уж было спокойно, знай. Родительская квартира переходит мне, Генка же забирает дачу и гараж.
Надежда кивнула. Полгода назад умерла ее свекровь. Она прожила всего лишь два месяца после скоропостижной кончины ее мужа, Женькиного отца. Сыновьям остались в наследство однокомнатная квартира, дача и гараж.
Супруги развелись тихо и безэмоционально. Надя осталась в двухкомнатной квартире с сыном. Андрей в ту пору заканчивал техникум и подрабатывал. Дома он только ночевал – днем он работал, учился и встречался с друзьями.
Чего только на наслушалась Надежда от доброжелателей – знакомых и родных. Каждый считал своим долгом донести до разведенной женщины, как она несчастна.
- Надо было бороться за свое счастье! – упрекала Надю ее старшая сестра Анна. – А ты взяла вот так и отпустила хорошего мужика.
- Анют, напомню тебе, что у Женьки была любовница, - ответила Надежда, - и именно к ней он помчался, роняя тапки, едва мы разошлись.
- Вот! У него-то баба есть! – торжествующе воскликнула Анна. – А ты на старости лет останешься одна!
- Мне вообще-то сорок два, - напомнила Надежда с легкой усмешкой.
- Ну это сейчас тебе сорок два, - мрачно ответила сестра, - не успеешь оглянуться, и полтинник стукнет, а там и шестьдесят не за горами. А где шестьдесят, там и…
-Там и семьдесят, я поняла, - кивнула Надя, по твоей логике я должна была биться за мужика, который не просто изменил, но давно уже любит другую женщину. Хорошего же ты обо мне мнения.
- Самого лучшего я о тебе мнения, - ответила Анна, - и желаю только добра. Потому и боюсь, что ты останешься одна.
Промолчала тогда Надя, не стала говорить, что много лет, находясь в законном браке, она втайне мечтала о том, чтобы остаться одной. Ну хоть на какое-то время. Конечно, о разводе она тогда не думал. А все же воображение частенько рисовало ее собственный «рай» - пустую двуспальную кровать, в которой никто, кроме нее не будет спать, обои на стенах, который выбирала она, тишину, которую не станут нарушать «мужские» звуки – храп, ворчание, кашель курильщика.
Не только сестра пыталась «причинить» добро и пожалеть разведенную женщину. Многие предупреждали женщину о грядущей нищете и страданиях, вызванных одиночеством. Но к собственному удивлению, Надя уверенно и легко смотрела в будущее. Одна или не одна – разве это важно? Зато ей не придется теперь выслушивать упреки мужа за купленные дорогие духи, готовить жирное мясо и подстраивать личные планы под желание супруга.
Шли дни, недели, месяцы, Наде становилось все лучше. Она чувствовала себя более молодой и сильной. Даже в тридцать лет у нее не было такой энергии, как теперь после сорока.
«Почему я не сделала этого раньше?» — такова была единственная мысль, которая приходила ей в голову в связи со своим одиночеством.
Денег почему-то стало больше, хотя работа медсестры в городской поликлинике не приносила высоких заработков. Впрочем, через год Надежду пригласили в частный диагностический центр – зарплата у нее стала гораздо выше, а свободного времени больше.
До чего прекрасное время началось для нее! Надя стала ездить в отпуск и встречаться с подругами. Она ходила на йогу и плавала в бассейне. С удивлением обнаружила женщина, что фигура у нее стала лучше, чем во времена юности.
Когда сын закончил техникум, он огорошил мать заявлением о том, что собирается жениться. Его избранницей стала девушка Маша, на года старше Андрея. У «невесты» уже был маленький ребенок.
- Сынок, а ты не слишком торопишься? – осторожно задала вопрос Надежда.
- Мам, техникум я окончил, работаю, зачем ждать? – пожал плечами сын. Тем более, что мы с Машкой любим друг друга.
- А тебя не смущает, что у нее полугодовалый малыш? – спросила мать.
- Нисколько, - ответил Андрей и улыбнулся, - родной отец от него отвернулся, так что Сенька будет звать меня папой.
Надежда замолчала. Она вдруг поняла, что ее сын стал совсем взрослым. Надо же, кто-то вскоре будет называть его папой. И все же мать больше всего волновал другой вопрос.
- Сынок, а где вы собираетесь жить?
- Мам, ты не представляешь, как все здорово получилось! Мы недавно созванивались с папой, и так получилось, что свою новость я рассказал ему.
- И отец поддержал тебя?
- Не то слово! Он сказал, что квартира, которая досталась ему от бабушки, пустует, В общем, он предложил нам переехать туда.
Надя развела руками. Она не знала, что и сказать на это. Конечно, новости о скорой свадьбе сына не очень обрадовали ее. Но возражать она не стала – взрослые люди вправе принимать решения самостоятельно, тем более что у них будет отдельное жилье.
- Папа сказал, что квартира будет нам свадебным подарком, - сказал весело Андрей, и мать ему улыбнулась. Что ж, это была, действительно, хорошая новость.
Молодые поженились тихо, без пышного торжества. Мать подарила молодым деньги. Она полагала, что ребята сделают в квартире ремонт, но они предпочли отправиться в путешествие.
Надю ничуть не огорчило, что молодожены именно так распорядились подарком. Это было их личное дело, а у нее была своя жизнь – интересная, яркая, активная. И теперь она уж точно принадлежала ей одной.
После свадьбы Андрея, доброжелатели Надежды вновь активизировались. Они сочувствовали «несчастной» матери, которая осталась совсем одна. Кое-кто даже пытался стыдить Андрея за то, что якобы бросил родительницу. Надю смешили эти разговоры – она была, по-настоящему, счастлива.
Первое время она даже не хотела думать о мужчинах. Но все же вскоре позволила себе легкий, необременительный роман с симпатичным вдовцом Алексеем. В отличие от других претендентов на ее сердце, Алексей не требовал от Надежды сожительства с сопутствующими «плюшками» - стиркой белья, голубцами и драниками.
Все прекрасно складывалось в жизни Нади, несмотря на грозно нависшее над ней «одиночество». Тот миг, когда все рухнуло, она не забудет никогда.
Андрей общался с отцом не так часто. Они созванивались раз в месяц и даже реже. К тому моменту, когда Андрей узнал трагическую новость, отец и сын не разговаривали более полугода. Евгению не было и пятидесяти лет, когда у него остановилось сердце. Вот только Лида, та самая разлучница, к которой ушел мужчина, сообщила о его смерти лишь спустя две недели. Поэтому сын даже не попал на похороны к отцу.
В тот вечер Андрей пришел к матери с женой Машей и пасынком Арсением. Сенька уже довольно шустро бегал, и Надя все время боялась, что малыш снесет ее косметику с тумбочки или залезет куда не следует.
- Машенька, присматривай за мальчиком, - мягко попросила Надежда.
Маша кивнула, сделала замечание сынишке, но это мало помогло. Он продолжил бегать. Надя же, от души сочувствуя Андрею, все же хотела сказать ему нечто важное.
- Сынок, я не хочу в такой момент показаться бессердечной, но все же меня волнует один вопрос.
- Ты о чем, мам?
- Отец подарил вам квартиру. Вы успели ее переоформить?
- Нет, мам, но это не проблема. Я вступлю в наследство, и квартира станет моей.
- Ну дай-то Бог! – покачала головой Надежда. Сын говорил все логично, но почему-то мать почувствовала тревогу.
Не обманула Надежду интуиция. Однажды Андрей прибежал к матери с выпученными глазами и, захлебываясь, рассказал, что квартиру у него отбирают.
Как оказалось, Лидия заключила брак с Евгением буквально год назад. И уже в браке у них родился сын! Артему Евгеньевичу на момент смерти отца было три месяца.
- Мам, получается у отца три наследника! – в отчаянии закричал. – Жена и двое сыновей – я и Артем! Так вот Лида теперь говорит, чтобы мы убирались из папиной квартиры!
Надя схватилась за голову. Она ведь столько раз капала сыну на мозги по поводу переоформления имущества. Ведь Евгений был совсем не против оставить квартиру Андрею! И теперь их сын будет довольствоваться лишь одной третью.
После длительных разговоров с вдовой отца Андрей сказал, что Лида выплатит ему стоимость его доли. Вот только платила она частями, и молодые, воодушевленные денежными поступлениями, потихоньку тратили из на свои нужды. К тому моменту, когда сумма была полностью выплачена у Андрея на счету оставалось совсем немного денег.
- Да этого не хватит даже на первоначальный взнос по ипотеке! – ахнула Надежда, узнав, что молодые почти полностью потратили наследство.
- Какая ипотека, мам? – махнул рукой Андрей. – Машка только вышла из декрета, зарплата у нее копеечная. У меня тоже невысокий доход. Мы переедем к тебе.
Услышав новость, Надежда почувствовала дурноту. Могла ли она возразить? В тот момент женщине как-то и не думалось об этом. Андрей по-прежнему был прописан с ней в квартире. У Маши и ее сына была деревенская прописка – в доме ее родителей.
«Не выгоню же я на улицу собственного сына, - с горечью подумала Надя, - а принять Андрея, но отказать его жене, тоже не могу».
Понимала женщина, что в ее жизни грядут серьезные изменения. А все же не могла она и представить, в какой ад превратиться ее прекрасное одиночество.
- Не переживайте, я неконфликтная, - заявила с улыбкой невестка, - мы с Вами точно поладим!
Маша, действительно, была покладистой девушкой и всегда стремилась помочь. Но ее понятия о чистоте коренным образом отличались от привычек Надежды.
- Маш, не надо оставлять посуду в комнате, - строго сказала свекровь, - у нас заведутся тараканы! Да и отмыть потом тарелки тяжело.
- Надежда Георгиевна, да я бы и рада, - воскликнула невестка, - но Андрюха такой фильм интересный включил, вот мы и решили поужинать в комнате. А потом и заснули.
Порой Надя приходила в ужас от происходящего в доме. После того, как Маша купала Арсения, на полу в ванной наступал потоп. В ответ на замечания хозяйки девушка послушно кивала головой, но обычно забывала убрать за собой даже после напоминания. То Сенька схватил что-то и потянул себе в рот, то позвонила подружка и отвлекла Машку от дела. В конце концов, Надя вздыхала и протирала пол сама.
Сенька был хорошим мальчишкой – ласковым и не капризным. Но очень уж нравилось ему весело носиться по квартире с радостными воплями.
- Андрюш, я уж стараюсь проявлять понимание, Арсений еще ребенок, - говорила Надежда сыну, когда он возвращался с работы, - но пусть Маша как-то отвлекает его дома. У меня голова уже болит от этого звоночка.
- Хорошо, мамуль, мы постараемся, - отвечал Андрей.
- И еще, сынок, давайте-ка плиту в чистоте содержать, - покачала головой мать, - я ведь редко готовлю. А тут захотела яиц отварить, и в ужас пришла – в безобразном состоянии конфорки. Все грязное, горелая еда прилипла – кошмар!
Больше всего грустила Надежда по тем временам, когда она с радостью встречала каждое утро. Быстрый прохладный душ, кофе, выпитый на балконе – даже эти простые действия перестали быть легкими и доступными. Ванная комната с туалетом были постоянно заняты. А еще Маша любила делать по утрам укладку феном своей свекрови. Когда Надежда была готова выпить кофе, он уже был безнадежно холодным.
Надя постоянно нервничала. Когда-то она выходила из дома заранее и шла на работу пешком. Теперь же она почти всегда торопилась, поэтому ехала в переполненном трамвае.
Три месяца Надежда жила в непрерывном кошмаре. Порой она стыдилась своих чувств, ведь невестка была доброжелательной и покладистой девушкой. Да и Сенька оказался довольно послушным ребенком. Но это семейство грубо нарушило счастливое одиночество Надежды.
Когда Алексей приглашал ее сходить в театр или поужинать в ресторане, она все чаще отказывалась. Женщина теперь чувствовала постоянную усталость. Дом, что еще недавно был ее крепостью, превратился в источник раздражения.
- За то ты теперь не одна! – ободряюще воскликнула сестра, когда Надежда пожаловалась ей на свою ситуацию.
- Господи, - прошептала Надежда, - как я хочу, чтобы меня, наконец-то, оставили одну.
- И что ты будешь делать в одиночестве? – удивилась Анна. Она говорила по телефону с сестрой и периодически отвлекалась на внуков, которые ее о чем-то просили, а еще что-то роняли, теряли, разбивали.
- Я…одна, - тихо произнесла Надежда. – да ничего особенного. Буду в тишине пить кофе, с наслаждением принимать душ, ходить на работу пешком. Я буду наслаждаться чистым полом без крошек, пустой раковиной без посуды. Никаких голосов, писков, визгов – понимаешь?
- Не понимаю, - уверенно заявила сестра, - зачем это надо?
Надежда грустно рассмеялась – тихо, почти беззвучно. Неужели, никто в этом мире не понимает ее желания остаться одной?
Терпение Надежды кончилось в тот день, когда Арсений сломал кофемашину. Он дотянулся до какой-то трубочки и сорвал ее.
- Надежда Георгиевна, ничего страшного, - уверяла невестка свекровь, - можно наливать кипяток из чайника!
Резко развернувшись, Надя сердито посмотрела на Машу. Глаза ее сверкнули, и невестка боязливо попятилась назад.
- Нет уж, можно детей своих держать подальше от техники! – возмутилась она. – А еще помнить, что кое-кто здесь находится в гостях!
Глаза невестки наполнились слезами. Она прижала к себе Арсения и прошептала «он же маленький».
Ни капли не смягчилась свекровь. Она заявила, что хорошо относится к детям, и сама вырастила сына. Поэтому прекрасно знает, что за детьми нужен глаз да глаз.
Андрей вернулся с работы. Он попытался заступиться за жену, но мать продолжала высказывать претензии – по поводу антисанитарии на кухне, часовых заседаний в туалете, длительных плесканий в ванной и потопа после Сенькиных гигиенических процедур.
- А еще, когда я прихожу домой, здесь должно быть тихо! – воскликнула Надежда. Она понимала, что ее несет, но уже не могла остановиться.
- Мам, ну ты же понимаешь, что нам просто некуда деваться, - тихо ответил Андрей. Он еще никогда не видел мать в таком состоянии.
- Я понимаю, что вы растранжирили отцовское наследство, - выкрикнула Надя, - и теперь даже не думаете о том, как решать жилищный вопрос!
- Ты хочешь, чтобы мы брали ипотеку? – вздохнул Андрей.
- Нет, - покачала головой мать, - я хочу, чтобы вы перестали изводить меня грязью, шумом и порчей моих вещей! А уж каким способом вы этого добьетесь, ваше дело.
Андрей увел Машу и Арсения в свою комнату. В тот вечер в доме было тихо. Вот только голова у Надежды разболелась так, как никогда раньше.
***
- Мы поедем в деревню, - сообщил утром Андрей, обиженно глядя на мать, - будем жить у родителей Маши.
- Хорошо, - кивнула Надежда. По взгляду сына она поняла, что он ожидал другого ответа. Например, что мать начнет его отговаривать. Но Надя не чувствовала никаких угрызений совести. Она дала шанс этому безответственному семейству. Но молодые не пожелали считаться с ее потребностями. Что ж… Они взрослые люди, а значит, могут сами решать свои проблемы.
- Я собираюсь уехать на пару недель, - сказала мать, - у вас будет время собрать вещи без спешки.
Сын кивнул. Не хотелось ему переезжать в деревню, но выхода иного не было. Тем более, родители Машки говорили, что ему, как молодому специалисту, и дом могут выделить, если останется работать в селе. Но пока он собирался ездить на работу в город – а это целый час на электричке.
Бросил он взгляд на родительницу – может, передумает? Но матери уже не было рядом. Она собиралась в путешествие.
Ох, чего только не наслушалась Надя по телефону от родственников и знакомых, которые узнали о переезде Андрея в деревню. И в бессердечности обвиняли женщину и снова грозили мрачным одиночеством. Но, попивая коктейль на горячем песочке, Надежда наслаждалась моментом и немного мечтала о том, что снова останется одна.
«Вымою всю квартиру, очищу плиту, отнесу кофемашину мастеру», - размышляла она.
Вот только вернувшись в пустой дом, она не сразу принялась за уборку. Ведь в тот же день ей позвонил Алексей и пригласил на концерт. И Надя с огромной радостью согласилась.
Комментарии 75