В 1893 году директор будущей Всемирной выставки в Чикаго Дэниел Бернхэм собрался затмить Эйфелеву башню, «гвоздь» выставки 1889 в Париже. Оригинальную и смелую мысль предложил инженер Джорж Феррис — он упорно рисовал на салфетках эскизы гигантского колеса обозрения!
Многие инженеры сочли идею сумасшедшей и опасной. Но Феррис был настойчив. Он заручился письмами поддержки от инженерных компаний, потратил все свои сбережения, а главное — привел инвесторов.
Так набросок на салфетке превратился в колесо диаметром 80 м., сидящее на оси длиной почти 14 м. и диаметром в 2 м. — самой большой кованой детали, которую когда-либо изготавливали в Соединенных Штатах. Возвышающаяся на 45 м. над землей опора уходила на 10 м. вглубь в бетонный фундамент, 36 кабинок вмещали по 60 посетителей каждая. Масса всего сооружения составляла 4100 тонн.
Большинство деталей были изготовлены в Детройте и 150 вагонами доставлены в Чикаго. Аттракцион открылся 21 июня 1893, и за 19 недель выставки приняло почти 1,5 млн посетителей (за все время выставки на колесе прокатились почти 1,5 млн. посетителей), что принесло организаторам почти $730 000 прибыли.
Оборот колеса занимал двадцать минут. Весившая 70 тонн его ось была на тот момент самой большой стальной кованой деталью в истории техники. Колесо было выше самого высокого небоскреба того времени, однако оно было в четыре раза ниже Эйфелевой башни. Стало быть, сильные с практической стороны американцы, несмотря на размах, коммерческую выгоду и удачную конструкцию гигантского колеса, переплюнуть французов так и не смогли.
А инженер Феррис причитавшиеся ему 750 тысяч так и не получил: жадная администрация выставки не выплатила изобретателю обещаных денег. В течение последующих двух лет он ходил под судам и в конце концов умер в 1896 году от туберкулеза, отчасти вызванного, как полагают, сильной депрессией. О важности вклада Ферриса в дело строительства колеса обозрения теперь говорит лишь тот факт, что по-английски оно до сих пор называется «Ferris wheel», то есть «колесо Ферриса». В разговорной речи его также именуют чертовым. По одной из версий, чтобы успеть к открытию выставки, рабочие монтировали аттракцион круглосуточно — из-за такой «адской» работы они и дали конструкции это название.
Как бы то ни было, после закрытия выставки это колесо дважды переносили на другое место, а в 1904 году, после того, как оно год проработало на выставке в Сент-Луисе, его разобрали. Но идея Ферриса оказалась живуча и расцвела пышным цветом: сейчас даже трудно представить сколько установлено на Земле колес обозрения! И мало кто знает о несчастном изобретателе, чью судьбу это чертово колесо когда-то раздавило.
Источники: https://yael-shoshany.livejournal.com/33…
https://www.culture.ru/s/vopros/chertovo…
https://weekend.rambler.ru/read/43206507…
https://yael-shoshany.livejournal.com/33…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2