Невидимые войны: 5 конфликтов ХХ века, унесших миллионы жизней В тени крупнейших войн всегда остается множество менее глобальных и не так бередящих коллективную память западного человека вооруженных конфликтов После Второй мировой мир еще долго оставался полем битвы, и в XX веке в столкновениях в разных уголках планеты погибли миллионы. Все хорошо знают про Корею, Вьетнам, Афганистан и Ирак, в боевые действия на территории которых западные державы были вовлечены непосредственно. Большая же часть крупных войн прошлого столетия не удостоилась такого внимания. Сегодня мы вспоминим пять масштабных конфликтов, трагизм и накал которых можно сравнить с катастрофами мировых войн. 1. Гражданская война в Китае Противостояние между китайскими «белыми» гоминьдановцами и «красными» последователями Мао Цзэдуна продолжалось с конца двадцатых годов XX века и прерывалось только на период японской оккупации Маньчжурии, плавно перетекший в китайский фронт Второй мировой. Который прокатился по стране катком: Китай понес невероятные потери, погибло, по разным оценкам, до 35 миллионов человек. После капитуляции Японии красные и белые взялись за старое: уже осенью 1945 года бои шли с размахом. Китай — страна многонаселенная, поэтому и группировки войск тут действовали, по меркам европейских гражданских войн, гигантские. Например, только в гоминьдановском наступлении 1946-го участвовало полмиллиона человек. Решающий перелом в войне наступил в конце 1948 года: коммунистические силы разгромили войска Гоминьдана в Ляошэньском сражении, сотни тысяч солдат погибли, были ранены или попали в плен. После этого Мао Цзэдун уже не упускал инициативы. Точка в войне была поставлена в 1950-м. Общие потери Китая за 1946–1950 годы составили от 3 до 6 миллионов человек.
    4 комментария
    25 классов
    ШАХМАТЫ КОТОРЫЕ СТОЯТ МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ: ТРИ САМЫХ ДОРОГИХ НАБОРА В МИРЕ Шахматы — увлекательная игра для интеллектуалов. Многие ученые и политики любили и любят играть в эту игру, проводя таким способом свой досуг. В последнее время к шахматам возрос интерес. Но шахматы могут быть ценными не только из-а своей интеллектуальной составляющей, но и как шедевр искусства, в том числе ювелирного. Так как шахматы долгое время были привилегией богатых людей, еще в древности их начали делать из особых металлов и драгоценных камней, так что любая игра становилась наслаждением. На таких наборах игрались лучшие партии за всю историю человечества, поэтому интерес к роскошным шахматным наборам не утихает до сих пор. Их продолжают изготовлять в строго ограниченном количестве, и те наборы, о которых пойдет речь, уникальны и просто не имеют аналогов. Цена этих произведений искусства варьирует от полумиллиона до полутора миллионов долларов. Grahl Chess Set Этот набор можно назвать одним из самых тяжелых в мире — помимо фигур, здесь, конечно, еще есть доска, и они находятся под специальным стеклянным «куполом», который оберегает их. Всего таких наборов было изготовлено чуть больше десятка, поэтому каждый набор является большой редкостью, его вполне можно выставлять в музеях, но их приобретали частные лица, которые сделали их частью личных коллекций. Фигуры изготовлены из драгоценных металлов и имитируют реальных людей: королей, королев, рыцарей и епископов. Доска сделана из редкого черного дерева со вставками вишневого. И, конечно, здесь присутствует серебро. Art of War Chess Set Этот шахматный набор сделан в восточном стиле, поэтому все фигурки имитируют образы из Азии. Они выполнены из золота и родия, самого редкого драгоценного металла. В них инкрустированы многочисленные драгоценные камни, такие как бриллианты, изумруды, рубины и другие. К самому набору шахмат прилагается деревянный сундучок, в котором будут храниться шахматы, когда не будут выставлены на всеобщее обозрение, ручка этого сундука сделана из серебра. Такой набор можно с уверенностью назвать шедевром ювелирного искусства, поскольку мастеру приходилось долгие часы кропотливо изготавливать вручную самые мелкие детали фигур, и такая работа не могла быть оценена низко. Это была настоящая находка для ценителей высокого ювелирного искусства. Jewel Royale Chess Set Это официально самые дорогие шахматы в мире. Фигуры здесь выполнены в виде спиралей — все, кроме коней, которые представлены в классическом виде. Конечно, они все выполнены из драгоценных металлов — золота и платины, а сама спираль украшена огромным количеством драгоценных камней. Всего в наборе было использовано 748 бриллиантов, 146 сапфиров, 73 рубина и бесчисленное множество жемчужин. Доска тоже выполнена из драгоценного металла — белого и желтого золота. Эти шахматы существуют в единственном экземпляре, и это существенно поднимает их стоимость. Каждая фигура наверняка заняла у ювелира много времени. Необходимо было выполнить работу идеально, любая ошибка снижала стоимость этих шахмат, так что их вполне можно назвать идеальными, на них нет даже малейшего изъяна. Многие недоумевают, почему шахматы могут стоить так дорого, и их можно понять. Люди готовы тратить целые состояния на шахматы, но надо понимать, что в них никто не собирается играть — они произведения искусства, а не наборы для игры.Такие вещи приобретают истинные ценители шахмат, которые хотят прикоснуться к таким изысканным вещам, связанным с их любимой интеллектуальной игрой https://travelask.ru/blog/posts/38361-po…
    2 комментария
    27 классов
    Танцы в средневековой Европе --- Человек танцевал всегда – даже когда был первобытным и ходил в набедренной повязке. Только если в древние времена танцы были частью первобытного ритуала, то к средним векам они стали играть совсем иную роль. Поначалу то, что исполняли предки современных европейцев, было вовсе не результатом творческого порыва, а своего рода психологической разрядкой и попыткой побороть ужас и депрессию. Но постепенно танец стал популярнейшим видом развлечения и высокого искусства. Танец как психотерапия В раннее средневековье танцы были неразрывно связаны с темой смерти, и эту тему человек использовал в творчестве еще с древних времен. Особенно возрос страх перед смертью во времена распространения в Европе чумы. Именно тогда в живописи и литературе появился образ старухи с косой. Смерть, как и нечистая сила, вызывала у людей ужас, а слабо развитая медицина, войны и антисанитария в условиях эпидемии его только усиливали. Многие жители европейских стран в те годы прибывали в постоянной депрессии и тревоге, и танцы были своего рода разрядкой, хотя бы на время избавляющей от угнетенного состояния. Например, во времена чумы у европейских жителей был популярным «Танец смерти», в котором с удовольствием принимали участие как представители высших сословий, так и бедняки. Этот танец был своеобразным ритуалом, со стороны напоминавшим массовую истерику. Хаотичные движения участников действа сначала были быстрыми, а затем замедлялись, после чего один из пляшущих падал на землю, изображая, что умирает. Остальные продолжали танец, имитируя оплакивание покойного, после чего лица противоположного пола подходили к умершему и начинали его целовать. «Покойник» поднимался, и все оканчивалось общим веселым хороводом. Наиболее характерный пример таких танцев – пляска св. Витта – массовая истерия, охватившая Италию и Германию во время чумы. Это явление впоследствии дало название известному заболеванию нервной системы. Соперничество под контролем церкви В какой-то момент одержимость танцами стала перерастать в Европе в массовое помешательство. Пляски, происходившие возле храмов, часто мешали церковным службам. И если поначалу церковь положительно относилась к танцам (например, в храмах Испании практиковались и священные пляски, и «фарсы» – рассказы на религиозные темы с танцевальным сопровождением), то в дальнейшем отношение резко поменялось на негативное. Танец стали считать делом греховным. Однако тяга человека к пляскам оказалась настолько велика, что в итоге католическая церковь вынуждена была смириться с ней, впрочем, на своих условиях – взяв танцевальную сферу под свой контроль: танец должен быть пристойным и отвечать определенным канонам. Постепенно танцы перестали носить импровизационный характер и напоминать ритуальные обряды. Этот вид искусства начал стремительно развиваться, стали появляться новые танцы. Короли и вельможи постоянно соперничали, стараясь обойти друг друга в искусстве проведения балов, праздничных шествий, маскарадов. Как танцевали в средние века Если народные танцы продолжали быть более свободными в плане движений и представляли собой чаще всего хороводы, то придворные, напротив, стали принимать определенные, строгие очертания. Согласно сохранившимся письменным документам, придворные танцы в основном состояли из определенным образом чередующихся шагов, реверансов и маленьких прыжков. В линейном танце участники выстраивались в один или несколько рядов и выполняли различные па в строгой последовательности. К таким танцам относились, например, джига, моррис и бассе. Помимо хороводных или линейных танцев, в средние века был популярен контрданс, сочетавший в себе оба этих вида. Такие танцы состояли из хлопков и шагов вперед-назад. К контрдансам относятся яичный танец, павана, кадриль. Наиболее модные танцы тех лет Кэрол (другие называния – кароль, карола) был очень модным в XII-XIII веках в Англии, Франции, Италии. Он имел народные корни и представлял собой круговой либо цепочный хоровод. Взявшись за руки, танцующие вышагивали попеременно то в быстром, то в медленном темпе. При этом участники процесса пели: запевал впереди идущий, а припев исполняли все вместе. Ну чем не современный новогодний хоровод! На смену кэролу в XIII веке пришел эстампи. Во время его исполнения танцоры выстраивались попеременно то в две линии, то в круг, но уже не пели - теперь танец сопровождался игрой музыкантов. Очень распространен был и яичный танец, связанный с темой Пасхи. Танцоры плясали между лежавшими в центре яйцами, пытаясь не раздавить их. Танец имел много вариаций. Исполняли его обычно во время народных праздников. Особой популярностью в средние века пользовался старинный английский танец моррис, практиковавшийся еще со времен английского короля Эдуарда III и изначально зародившийся в деревнях. Он был посвящен подвигам храбрых героев и исполняли его, как правило, мужчины одной общей группой из нескольких человек. На ноги, как правило, прицепляли колокольчики. Аккомпанементом служила игра на барабанах, трубах, флейте или скрипке. В качестве дополнительного атрибута танцоры могли использовать мечи или палки, изображая битву. Кстати, в Англии этот танец до сих пор исполняют на фольклорных праздниках – в стране есть даже специальный День танца моррис. Как одевались танцоры Представители богатых сословий для танцев использовали яркие наряды из дорогих тканей. Причем, неизменное обилие кружев было характерно как для женских, так и для мужских костюмов. Дамы под платьями носили корсеты и плиссированные юбки. Мужчины облачались в разноцветные яркие туники, на которых красовались родовые гербы, а на поясе у танцора, как правило, висел меч. Что касается простых крестьян, то у них не было специального наряда для плясок – танцевали в повседневном. Но если кто-то имел более праздничную одежду, облачался в нее. Крестьянки были одеты в простые цветные платья, а мужчины – в деревенские рубахи. Поскольку классы бедняков и представителей знати никогда не проводили совместные праздничные мероприятия, танцы богатых особ сильно отличались от народных плясок. Пропасть между этими двумя социальными слоями была настолько велика, что искусство придворного танца в плане разнообразия и техники исполнения в средние века шагнуло далеко вперед. И такое стремительное развитие танца дало толчок к последующему зарождению более современных стилей.
    1 комментарий
    32 класса
    #вэтотдень #календарьистории 27 августа 1896 года родилась ФАИНА ГЕОРГИЕВНА РАНЕВСКАЯ — советская актриса театра и кино; лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951), народная артистка СССР (1961). Кавалер ордена Ленина (1976). «Талант — это неуверенность и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности» (Ф. Г. Раневская). Настоящая фамилия Фаины Георгиевны — Фельдман. Родилась великая актриса в городе Таганрог. Отец её, Гирши Хаймович, был зажиточным купцом, владельцем магазина и фабрики сухих красок, имел несколько домов, а также пароход «Святой Николай». Все это обеспечивало семье безбедное существование. В семье Фельдманов было пятеро детей: две девочки (младшая Фаина и старшая Изабелла) и три мальчика. Младший брат Фаины, Лазарь, умер, когда ей исполнилось пять лет. В родительском доме будущая актриса чувствовала себя потерянной и одинокой. Отчасти, это происходило от того, что она заикалась, отчасти от ее повышенной ранимости и сложных отношений с отцом. Известно, что Гирши Хаймович говорил о своем ребенке: «Фанечка у нас далеко не красавица, к тому же заикается. Бедное дитя». В 1904 году родители отправили младшую дочь в известную Мариинскую гимназию для девочек. Училась юная школьница плохо, сложнее всего Фаине Фельдман давалась арифметика. С трудом окончив младшие классы, она стала просить отца позволить ей домашнее обучение. Дальнейшее ее образование было типичным для детей состоятельных семей того времени — основной акцент делался на пении, музыки и иностранных языках. Однако с детства будущая актриса обожала читать, а в четырнадцать лет пришло увлечение театром. Фаина посещала все городские спектакли, самое большое впечатление оказал на нее спектакль по пьесе Чехова «Вишневый сад» в постановке Станиславского. Любопытно, что и псевдоним себе Фаина Георгиевна позднее выбрала по фамилии одной из героинь пьесы. Вскоре юная девушка уже твердо решила стать актрисой. Для этого она стала заниматься в одной частной театральной студии. Главной ее целью являлось преодоление заикания. Также на занятиях Фаина Георгиевна изучала сценическую речь, училась правильно двигаться. Ее родители, Гирши Хаймович и Милка Рафаиловна, снисходительно относились к увлечению дочери, но лишь до той поры, пока она не объявила, что всерьез хочет стать профессиональной актрисой. В доме разразился крупный скандал. Однако Фаина Георгиевна была непреклонна в своем решении, и в 1915 году одна отправилась в Москву, чтобы продолжить учиться актерскому мастерству. Так просто сбыться мечтам девушки было не суждено. Ни в одну из столичных театральных школ ее ни приняли «по неспособности». Тогда Фаина Георгиевна стала посещать частное заведение. Денег на оплату катастрофически не хватало, и Раневской пришлось оставить и эту попытку стать актрисой. В трудную минуту она познакомилась с Екатериной Гельцер. Встреча произошла у колонн Большого театра, где в ожидании своего кумира собралось множество поклонников знаменитой балерины. Улыбаясь, Екатерина Васильевна спросила: «Кто здесь самый замерзший?». Самой замерзшей оказалась Фаина Георгиевна. Впоследствии Гельцер представила ее многим своим друзьям — известным деятелям искусства и культуры той эпохи, среди которых были: Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Вместе они ходили во МХАТ на спектакли, Екатерина Васильевна помогла Раневской устроиться в массовку Летнего театра в поселке Малаховка, лежащем в десяти километрах от Москвы. Для Фаины Георгиевны было огромным счастьем оказаться рядом с популярнейшими актерами: Мариусом Петипа, Ольгой Садовской, Илларионом Певцовым. К слову, именно Илларион Николаевич первым предсказал, что Раневская станет выдающейся актрисой. В 1916 году после окончания театрального сезона Фаина Георгиевна осталась без работы. Так начались ее скитания по различным провинциальным театрам. Раневская посетила Керчь, Феодосию, Кисловодск и Ростов-на-Дону. Мать втайне от отца отправляла дочери денежные переводы. А в 1917 году состоятельная еврейская семья Фельдманов была вынуждена бежать от революции, не сулившей ей ничего хорошего. Эмигрировать они решили на своем собственном теплоходе. Вместе с родителями в путь отправился их сын Яков (второй сын Рудольф служил белым офицером и погиб во время Гражданской войны), однако младшая дочь ехать за границу категорически отказалась — Раневской было невыносимо расставание с горячо любимой родиной. О моменте расставания она писала: «Мама плакала, я тоже, но решения своего изменить не могла. Мне было страшно и мучительно больно, но я упрямилась как телеграфный столб. И, наконец, я осталась одна без каких-либо средств к существованию». Спустя годы актриса рассказала о причинах своего упрямства: «Осталась по двум причинам: не представляла без театра своей жизни, а русский театр — лучший в мире. Но это не основное. Как можно оставить землю, где похоронен Пушкин, где каждое дуновение ветерка наполнено талантом и страданием твоих предков!». В 1918 году в Ростове-на-Дону Фаина Георгиевна познакомилась с Павлой Вульф — женщиной, ставшей ее верным другом и наставницей на всю дальнейшую жизнь. В те годы Павла Леонтьевна уже являлась именитой провинциальной актрисой. Она вспоминала, как один раз после спектакля к ней в раздевалку ворвалась «рыжая нескладная девица», начав сразу же выказывать свое восхищение и просить помочь ей стать актрисой. Раздраженная подобным поведением незнакомки Вульф порекомендовала ей выучить из предложенной пьесы любую роль на собственный выбор. Раневская отдала предпочтение персонажу итальянки. Дабы избежать провала и прекрасно осознавая, что это ее единственный шанс, Фаина Георгиевна разыскала в городе булочника-итальянца и усердно репетировала с ним более недели. Когда она выступила перед Вульф, та быстро поняла, что встретила настоящий талант. На тот момент ее труппа отправлялась в Крым, и не было никакого способа устроить Раневскую. И тогда Павла Леонтьевна приняла единственно возможное решение — взяла девушку к себе. С той поры Фаина Георгиевна являлась как ее ученицей, так и полноправным членом семьи. Раневская говорила: «Я не стала бы актрисой без ее поддержки. Она научила меня быть человечной. Научила работать, работать и работать…. Никаких сборищ с анекдотами, вином и блудом, никаких ночных посиделок с актерской братией… Она водила в музеи смотреть то, что для меня создавало смысл бытия. Она запрещала просто читать книги, она давала вкусить лучшее в мировой литературе». Став известной, Фаина Георгиевна ни от кого не терпела замечаний, кроме Вульф, и только ей доверяла в полной мере. Раневская обожала Алексея Щеглова — внука Павлы Леонтьевны — и ласково звала его «эрзац-внуком». Умерла Павла Вульф в 1961 году на руках у Раневской, для которой ее смерть стала сильнейшим потрясением — она бросила даже курить, хотя пятьдесят лет своей жизни не могла обойтись без сигареты. Страшные годы Гражданской войны застали Фаину Георгиевну в Крыму. Власть здесь менялась постоянно, Крым переходил от белых к красным, от махновцев к зеленым, и было невозможно угадать, что произойдет завтра. Воспоминания о тех тяжелых днях, о голоде и бесконечных расправах преследовали актрису всю жизнь. Во многом из-за этого она впоследствии никак не могла закончить мемуары, в итоге разорвав все тетради с записями. Правда была слишком страшна, а врать ей не хотелось. Фаина Георгиевна рассказывала: «В Крыму был ад. Шли в театр, старались не наступать на покойников. Жили в монастырской келье, сам монастырь опустел — от голода, от холеры, от тифа». Выжить в эти годы семье Павлы Вульф во многом удалось благодаря помощи замечательного русского драматурга Максимилиана Волошина. Он приходил к ним по утрам с небольшим рюкзаком за спиной. Там у него лежали хлеб, небольшие рыбешки и касторовое масло, в котором рыбу и жарили. Теплые воспоминания о Волошине Раневская пронесла через всю жизнь: «Мне не попадались люди его ума, его знаний, какой-то неземной доброты. У него была виноватая улыбка, словно всегда хотелось кому-то помочь. В его полном теле была добрейшая душа, нежнейшее сердце». В это время в творческой карьере Раневской наметились кое-какие перемены. Стараниями Павлы Леонтьевны она была принята в Театр актера, режиссером которого являлся Павел Рудин. Дебютом Фаины Георгиевны стала роль Маргариты Каваллини в пьесе «Роман». Затем она сыграла в спектаклях «Без вины виноватые», «Последняя жертва», «Гроза». Одной из лучших стало ее исполнение роли Шарлотты в «Вишневом саду». В 1925 году Раневскую и Вульф приняли в состав передвижного Театра Московского отдела народного образования. К сожалению, эта работа оказалась недолгой — театр закрылся, и девушкам снова пришлось возвращаться в провинцию. Опять последовала смена трупп, поработали они в театрах Баку, Смоленска, Сталинграда и Архангельска. Их скитания продолжались до того момента, пока Раневская не отправила письмо Александру Таирову — режиссеру Камерного театра в Москве. Артисткой этого театра она и стала в 1931 году, именно тогда начался «московский» период ее жизни, а также кинематографическая карьера. Кинодебют Раневской состоялся в 1934 году в фильме «Пышка» Михаила Ромма, поставленному по новелле Мопассана. В дальнейшем Ромм, тогда еще только начинавший свою деятельность, стал любимым режиссером актрисы. Она писала: «Такого доброжелательного педагога-режиссера я не встречала более. Его подсказки, советы были необходимы и точны. Я навсегда сохранила благодарность Михаилу Ильичу за помощь, которую он мне оказал в работе над ролью…». Фаина Георгиевна получила роль госпожи Луазо, и сыграла ее великолепно. Приехавший в Советский Союз популярный писатель Ромен Роллан, увидев фильм, был от него в восторге, а среди актеров в первую очередь выделял именно Раневскую. Он попросил показать фильм во Франции, и там «Пышка» также имела огромный успех. К слову, картина была немой, однако, чтобы прочувствовать свою роль, Раневская выучила на языке оригинала все фразы своей героини. Условия съемок также были тяжелыми — температура в павильонах была как в морозильных камерах, Фаина Георгиевна страдала от непривычной для нее суеты и шума, постоянно возникающего беспорядка. По окончании съемок Раневская приняла решение никогда больше не появляться в кино, однако, к счастью для зрителей, свое обещание не сдержала. В молодости Фаина Георгиевна была страстной поклонницей актера Василия Качалова. Вскоре после того, как она познакомилась с этим талантливым актером, они стали хорошими друзьями. Зная о ее желании устроиться на работу в Художественный театр, Качалов организовал Раневской встречу с его основателем Владимиром Немирович-Данченко. Перед долгожданной беседой актриса сильно волновалась. После того как Владимир Иванович сообщил Раневской, что подумывает о том, чтобы включить ее в театральную труппу, Фаина Георгиевна, вскочила со стула и бросилась благодарить мэтра. Взбудораженная новостью она перепутала его имя и отчество: «Дорогой Василий Степанович, я так тронута». Уже понимая, что что-то не так, Раневская залилась слезами и, не простившись, выбежала из кабинета. Качалов, узнав о случившемся, отправился к Немирович-Данченко, прося еще раз принять актрису. Но режиссер ответил Василию Ивановичу: «Нет, и не просите. Она же, извините меня, ненормальная. Я боюсь ее». В 1935 году из-за нехватки ролей Фаина Георгиевна покинула труппу Камерного театра и перешла в Центральный театр Красной Армии. Здесь ей довелось сыграть главную героиню пьесы Горького «Васса Железнова», затем Оксану в «Гибеле эскадры» по пьесе Корнейчука и сваху в спектакле «Последняя жертва» по Островскому. А в 1937 году Раневской присудили звание заслуженной артистки СССР. В 1939 г. она получила предложение из Малого театра. Отпускать ее со старого места не хотели, однако для Фаины Георгиевны было огромной честью выступать на сцене, где когда-то играла сама Ермолова. Со скандалом она ушла из театра Красной Армии, однако, как вскоре выяснилось, старейшины Малого театра воспротивились приходу новой актрисы, и Раневская осталась без работы. К счастью, в то время она была востребована в кино. Фаина Георгиевна сразу снялась в трех фильмах: «Человек в футляре», «Ошибка инженера Кочина» и «Подкидыш». Роль самоуверенной дамы из последней киноленты подарила Раневской всенародную любовь. Для комедии Татьяны Лукашевич актриса самостоятельно придумала ряд фраз. Одна: «Муля, не нервируй меня!» — преследовала ее потом всю жизнь. Многие люди, встречая Фаину Георгиевну, в шутку говорили ей слова, которые, по идее, предназначались подкаблучнику-мужу, а не героине самой Раневской. Это раздражало актрису, впоследствии возненавидевшей роль, принесшую ей популярность. Существует история, что в 1976 году Леонид Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, вместо приветствия выкрикнул: «Муля, не нервируй меня!». Раневская мгновенно отреагировала: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются или хулиганы, или мальчишки». Смутившись, генсек только и произнес: «Простите, я очень люблю вас». В молодости Сергей Эйзенштейн дал Раневской один совет, который впоследствии сыграл огромное значение в ее жизни. Знаменитый режиссер сказал: «Ты погибнешь, Фаина, если не найдешь способ требовать внимания к себе, заставлять окружающих подчиняться твоей воле. Пропадешь, и актриса из тебя не выйдет!». Данные слова Раневская усвоила хорошо, — сам Эйзенштейн спустя несколько лет убедился в этом. Режиссер хотел снять Фаину Георгиевну в своем фильме «Иван Грозный». Однако кинопробы актриса не прошла, министр кинематографии Иван Большаков сказал: «Семитские черты лица Раневской проступают очень ярко, на крупных планах особенно». Узнав, что роль, к которой она с воодушевлением готовилась, не досталась ей, Фаина Георгиевна разозлилась и произнесла: «Лучше буду продавать с ж…пы кожу, чем сниматься у Эйзенштейна». Когда режиссер узнал о словах актрисы, он незамедлительно отправил ей восторженную телеграмму: «Ну и как идет продажа?». Любопытно, что, в конце концов, роль Раневской в фильме исполнила актриса Серафима Бирман, также обладательница еврейских корней. Вполне возможно, что вовсе не национальность стала причиной отказа Раневской, а совсем другие мотивы, которые так и остались неизвестными. Как бы то ни было, вожди советского народа высоко ценили игру Фаины Георгиевны. Иосиф Виссарионович говорил: «Хороший актер товарищ Жаров клеит бакенбарды, усики, нацепляет бороды, но все равно видно сразу — это Жаров. А вот Раневская себе ничего не приклеивает и ведь всегда разная». В 1940 г. Михаил Ромм пригласил Раневскую сняться в еще одном фильме — драме «Мечта». Фаине Георгиевне удалось блестяще сыграть мадам Розу Скороход — скупую хозяйку меблированных комнат, которой, однако, были не чужды сострадание и жалость. В самом начале войны Фаина Георгиевна вместе со всей семьей Вульф была эвакуирована в Ташкент. Там она находилась до 1943 года. Во время эвакуации актриса познакомилась с Анной Ахматовой. Они подружились, за отзывчивость и мудрость Раневская называла известную поэтессу «Рабенька» или «Рабе». Их мировосприятие во многом было схожим, а еще двух женщин объединяла страстная любовь к Александру Пушкину. Близкие отношения великой поэтессы и великой актрисы продолжились и после войны. Когда Фаина Георгиевна приезжала в Ленинград, она обязательно наведывалась за город к Анне Андреевне. После смерти последней Раневская говорила: «Меня спрашивают, отчего я ничего не пишу об Ахматовой, мы ведь дружили… Отвечаю — не пишу, поскольку очень ее люблю». Вернувшись в 1943 году из эвакуации, Раневская устроилась в Театр драмы. За этим последовало несколько ролей в кино, среди которых была Мамаша из «Свадьбы». Снимая киноленту, режиссер Анненский сумел собрать на одной площадке лучших актеров того времени: Михаила Пуговкина, Алексея Грибова, Сергея Мартинсона, Веру Марецкую и многих других. В фильме остроумно высмеивались человеческие пороки, показывались негативные стороны мещанской жизни. Взятые из жизни образы полюбились зрителям, многие фразы «Свадьбы» стали крылатыми. Однако сама Фаина Георгиевна отнеслась к этой работе критически, она считала, что режиссер слишком переделал чеховскую прозу, а талантливые актеры не сумели показать все, на что были способны... Читать далее: https://densegodnya.ru/kultura/article_p…
    1 комментарий
    63 класса
    Зачем во времена Средневековья европейцы ели египетские мумии Европейцы не всегда были просвещенными. Во времена Средневековья итальянская, французская, немецкая знать ела стертые в порошок тела египетских мумий. Делали они это по советам врачей и аптекарей, которые таким способом лечили все болезни. Вещество из страны Аполлона Древние арабские и персидские врачи верили в чудотворное действие природного битума, которым они лечили переломы, язвы и абсцессы. Называли этот материал словом «мум», что в переводе с арабского означает «воск». В VII веке врач ибн Бетар писал, что «вещества мумия» особенно много в стране Аполонии (Египет), где оно светящимися потоками сходит с гор, затвердевает на берегу реки и приобретает запах дегтя. Древний врачеватель отметил, что отыскать чудодейственный мум можно и в черепах и желудках египетских покойников, погребенных тысячу лет тому назад. Во времена Средневековья медицинские трактаты арабов переводились в европейских университетах, откуда знания о муме распространилось по христианским землям. Однако лекарством стали считать не природный битум, а непосредственно мумию. Лекарство из трупа К XIII веку все в Европе знали, что мумия — лечебное вещество из египетских пирамид, которым можно вылечить любую болезнь. Средневековый математик, врач и астролог Герард Кремонский писал: «Это субстанция, которую можно найти в землях, где похоронены тела, забальзамированные с алоэ, с которым жидкости из тела смешиваются и превращаются в мумию». Мумии продавали как кусками, вместе с бинтами, так и в виде порошка, которые врачи рекомендовали добавлять в еду. К ХVI веку формируется полноценный рынок продажи, переработки и покупки высушенных тел. Знать и купцы победнее ограничивались арабскими мумиями, а самые богатые феодалы покупали только мумии из древнеегипетских гробниц, которые назывались mumia sepulchorum. Считались, что именно такие останки имеют чудотворную живительную силу. Индустрия смерти Мумии с Ближнего Востока тоннами отправлялись в Европу. Арабские и еврейские купцы не понимали, как можно есть эту гадость, но заработать не отказывались. Европейские путешественники писали, что египтяне круглосуточно рыщут по своей стране и везут мумии в Каир, где сдают их торговцам. Чаще всего это были покойники из ранних погребений. Во времена фараонов для мумификации использовался щелочной отвар из древесной золы и смолы. Из-за дороговизны его заменили природным битумом. Смола проникала в ткани, и тело приобретало черный цвет. Итальянские, французские и немецкие аптекари перетирали такую мумию в порошок и сбывали его за огромные деньги. Арабы начали массово продавать подделки настоящих египетских мумий. В ход шли тела казненных преступников, умерших нищих, рабов и детей, чьи трупы покрывались природным битумом, высушивались на солнце и продавались оптом от Лиссабона до Варшавы. Мода на мумию К концу ХVII века ситуация изменилась и большинство врачей считали лечение мумиями обычным шарлатанством. Однако «лекарство» не забылось. В 1912 году немецкая фармацевтическая компания Merck внесла мумию в официальный каталог своей продукции. После Египетского похода Наполеона в Европе произошел резкий рост интереса к истории древней цивилизации фараонов. Французы и англичане массово скупали папирусы, статуэтки, керамику и, конечно, мумии. Арабы снова стали выносить на рынки засушенные тела давно умерших людей, среди которых были и фараоны. Мумий больше не ели, но их использовали как развлечение на балах и встречах богемы. Французские дворяне специально собирались по вечерам и наблюдали процесс разматывания бинтов. На такие мероприятия даже продавались билеты. Краска из мумии Египетские мумии применялись и в искусстве. Засушенные тела перетирались в порошок, на основе которого делалась коричневая краска. Для насыщенности и глубины цвета пигмента в него добавляли белую смолу и миро. Называлась краска Mummy Brown, а использовали ее со времен позднего Средневековья, вплоть до ХVIII века. Только в 1964 году английская фирма C. Roberson прекратила производство художественного материала из тел умерших людей. Сегодня эту краску заменил пигмент Caput Mortuum (мертвая голова), которая делается на основе окиси железа.
    0 комментариев
    13 классов
    НИВХИ — САМЫЙ ДРЕВНИЙ КОРЕННОЙ НАРОД САХАЛИНА Нивхи — самый древний коренной народ Сахалина. Сегодня их численность не превышает 5000 человек. Ученые до сих пор спорят о происхождении нивхов. По мнению некоторых археологов, предки нивхов появились в бассейне реки Амур 20 тысяч лет назад. Нивхов, или, как раньше их называли, гиляков, описал в своих путевых заметках по Сахалину Антон Чехов. «Гиляки принадлежат не к монгольскому и не к тунгусскому, а к какому-то неизвестному племени, которое, быть может, когда-то было могущественно и владело всей Азиею, теперь же доживает свои последние века на небольшом клочке земли в виде немногочисленного, но все еще прекрасного и бодрого народа» Антон Чехов, «Остров Сахалин» Нивхи не занимались земледелием и даже считали его грехом, как писал Чехов. Тысячами лет основой жизни им служил рыболовный и морской зверобойный промыслы. С июня нивхи ловили мелкую рыбу типа корюшки, потом — более крупную: горбушу, кету, осетра. В начале осени мужчины промышляли китом, ближе к октябрю охотились на нерпу. Женщины в этот период заготавливали ягоды, съедобные коренья и лекарственные травы. Примерно 12 тысяч лет назад часть народа перекочевала из Азии на Сахалин. Тогда были возможны пешие миграции: моря и океан частично сковывали льды, и на местах современных проливов существовали сухопутные мосты-перешейки. Когда ледник растаял, переселенцы оказались отрезаны от соплеменников на материке. Так появились две этнические группы нивхов: амурские и сахалинские. Амурские нивхи соседствовали с другими сибирскими народами — со временем у них стали появляться новые языковые диалекты и традиции. Сахалинские нивхи долго жили обособленно и сохраняли оригинальную культуру. «Но в своих кочевьях, даже когда приходится предпринимать далекие путешествия на материк, они [сахалинские нивхи] остаются верными острову, и гиляк-сахалинец по языку и обычаям отличается от гиляка, живущего на материке, быть может, не меньше, чем малоросс от москвича». Антон Чехов, «Остров Сахалин» Первые европейцы появились на Сахалине в XVII веке — это были русские землепроходцы, которые осваивали остров с севера. Немногим позже на юг стали приезжать японцы. Сахалин стал спорной территорией двух стран. После поражения Российской империи в Русско-японской войне юг острова отошел японцам. Новая власть начала вести агрессивную политику по отношению к коренным жителям: нивхам стали насильственно давать японские имена и фамилии, запретили праздновать национальные праздники и говорить на родном языке. После окончания Второй мировой войны остров полностью отошел СССР. Но и это не улучшило положения нивхов. Коренным жителям не разрешали исповедовать свою религию, обращаться к шаманам и развивать традиционную культуру. Во времена Хрущева началась принудительная урбанизация деревенских жителей. Неперспективные села — а среди них и все нивхские — были разрушены, а жители расселены в районные центры и города. Лишенный привычной среды обитания, древний народ стал быстро утрачивать свои традиции и язык. С начала 1990-х годов нивхи стали восстанавливать родовые хозяйства, но возродить быт и культуру им удалось лишь частично. Обряды северного народа В целом религиозный культ нивхов похож на верования других северных народов. В представлении островитян вселенная делится на средний, верхний, нижний, горный и водный миры. В первом обитают люди, в остальных — духи. Верховный бог Курн считается создателем всего существующего. К нему нивхи обращаются с краткими молитвами. Для общения с другими духами есть шаманы. Во время специальных обрядов — камланий — шаманы исполняют ритуальные танцы, поют и играют на бубне. Так служители культа передают духам обращения соплеменников: вылечить больного или послать хорошую погоду. Храмов у нивхов нет, ритуалы чаще всего проводят на берегу моря, у горных ручьев или рядом со своими селениями. Из-за того, что кормятся представители древнего народа рыбалкой и морской охотой, особенно они почитают духа воды — Тол-Ызнга. Раньше праздники в его честь островитяне устраивали перед началом рыболовного сезона и после его окончания. Нивхи собирались у берега водоема, клали в ритуальную тарелку коренья, злаки и ягоды, а затем бросали их в воду и просили хорошего улова и здоровья для своих близких. В наши дни упрощенный ритуал задабривания Тол-Ызнга проводят перед каждым выходом в море. Рыбаки выливают в воду стакан водки и бросают угощения. Хозяином суши считается медведь — Пал-Ызнг. Раньше для общения с ним островитяне проводили специальный обряд. Зимой они искали берлогу с медведицей и медвежонком, мать убивали, а детеныша несли в деревню и выхаживали. Когда медведь вырастал, его водили по всем домам в деревне, угощали лакомствами, просили лучшей жизни. Потом животное вели на специально сооруженный алтарь, привязывали и убивали. Нивхи верили, что на том свете задобренное животное рассказывало богам о просьбах селян. После жертвоприношения аборигены несколько дней отмечали Медвежий праздник. В последний раз такой ритуал проходил в сахалинском поселке Ноглики в 1979 году. Сейчас с животными обращаются более гуманно: во время сбора ягод местные жители даже оставляют у деревьев конфеты, чтобы порадовать хозяина тайги. Национальная кухня В рационе нивхов преобладает животная пища в сыром, вареном, реже жареном виде. Многие традиционные рецепты сохранились до наших дней, и по ним готовят современные хозяйки. Одно из самых популярных блюд — вяленая рыба, ее называют здесь «юкола». Раньше она заменяла аборигенам хлеб. Готовят рыбу так: тушки режут на тонкие пластины и развешивают сушиться на специальных перекладинах перед домом. Чаще всего заготовки делают двух видов: более жирные — с кожей, и постные — без шкурки. Юколу едят просто так или варят из нее супы, добавляя свежую рыбу, мясо, травы и коренья. «Около каждой юрты обыкновенно стоит сушильня, наполненная доверху распластанною рыбой, которая издали, особенно когда она освещена солнцем, бывает похожа на коралловые нити». Антон Чехов, «Остров Сахалин» Оставшиеся рыбьи головы и кишки нивхи складывают в котелок и томят без воды несколько часов, пока не получается жирная масса. Позже ее добавляют в другие блюда. А из рыбьей кожи варят традиционный студень — мос. Чтобы его приготовить, хозяйки на пару дней замачивают кожу горбуши или тайменя, а затем очищают заготовку от чешуи. После этого ее опускают на пару минут в кипящую воду и толкут до кашеобразного состояния. В получившуюся массу добавляют нерпичий жир, ягоды и охлаждают до застывания. Подают мос как десерт. «Очевидно, весь жир расходуется на тепло, которого так много должно вырабатывать в себе тело сахалинца, чтобы возмещать потери, вызываемые низкою температурой и чрезмерною влажностью воздуха. Понятно, почему гиляк потребляет в пище так много жиров. Он ест жирную тюленину, лососей, осетровый и китовый жир, мясо с кровью, все это в большом количестве, в сыром, сухом и часто мерзлом виде… Пища исключительно животная, и редко, лишь когда случается обедать дома или на пирушке, к мясу и рыбе прибавляются маньчжурский чеснок или ягоды». Антон Чехов, «Остров Сахалин» Также в нивхской кухне существует множество блюд из нерпы. Островитяне ценят мясо этого животного за то, что температура плавления жира в нем ниже комнатной, поэтому продукт хорошо усваивается даже в холодном виде. К праздникам готовят яктуш. Мясо нерпы мелко режут и варят несколько минут. Готовые кусочки приправляют луком, солью и перцем. Используют и внутренности: тонкую кишку несколько раз промывают, делят на равные части и плетут из них четырехполосную косу. Затем изделие варят 10–15 минут с нерпичьим жиром и подают с отварным мясом нерпы. Называется такое блюдо но-назф. Традиционный костюм Главный элемент народного нивхского костюма — халат. Раньше его носили и мужчины, и женщины, и дети. По крою халаты не различались: левая пола запахивалась направо и застегивалась на маленькие пуговицы. К вороту, левой поле и подолу пришивали широкую полосу из контрастной ткани и украшали орнаментом, похожим на волну. Наряд дополняли штанами, ноговицами (подобие гетр) и головным убором. В холодное время года островитяне надевали нарукавники, наушники, нагрудники и рукавицы. В теплое время года нивхи носили халаты, сшитые из рыбьей кожи. Такие наряды считались очень ценными, и нередко передавались по наследству. Зимой носили халаты из нерпичьих шкур, а сверху надевали собачьи шубы без воротника и капюшона длиной до колен. К поясу подвешивали нож, кисет, трутницу с кремнем и другие необходимые на промысле предметы. Старики носили на поясе обереги, добытые на охоте, — кабаний клык или кусочек оленьего рога. Такая функциональная верхняя одежда не стесняла движений и согревала в непогоду. «Одежда гиляка приспособлена к холодному, сырому и резко переменчивому климату. В летнее время он бывает одет в рубаху из синей китайки или дабы и в такие же штаны, а на плечи про запас, на всякий случай, накинут полушубок или куртка из тюленьего или собачьего меха; ноги обуты в меховые сапоги. Зимою же он носит меховые штаны. Даже самая теплая одежда скроена и сшита так, чтобы не стеснять его ловких и быстрых движений на охоте и во время езды на собаках». Антон Чехов, «Остров Сахалин» В наше время традиционным нарядам островитяне предпочитают современную одежду. Встретить нивхов в национальном костюме почти невозможно, только на выступлениях и фестивалях культуры коренных народов Сахалина. Также настоящий нивхский народный костюм можно увидеть в Сахалинском государственном областном краеведческом музее. https://www.culture.ru/materials/254508/…
    11 комментариев
    51 класс
    Блондины Соломоновых островов: европейцы ни при чём Автор - С. Дробышевский (известный учёный-антрополог, канд. биол. н., доцент кафедры антропологии биологич. ф-та МГУ, а также путешественник и писатель) Человечество разнообразно. Оно разнообразно в гораздо большей степени, чем это кажется на первый взгляд. Лишнее подтверждение этой истины появилось в ходе исследования меланезийцев, жителей Соломоновых островов. Уже давно было известно, что среди меланезийцев довольно часто встречаются люди с белокурыми или даже золотистыми волосами. Происхождение их объясняли по-разному. Исследователи XIX века говорили о том, что волосы островитян "покрашены коралловой известью". Другие предполагали, что волосы быстро выцветают от тропического солнца и морской солёной воды, в которой плещутся местные жители. Более хитроумные предположили, что посветление обусловлено диетой, богатой рыбой. Наконец, как обычно в таких случаях, не обошлось без рассуждений о примеси европейской крови. Вообще-то, ещё в середине XX века серьёзные антропологи писали о том, что светлый цвет волос неоднократно возникал независимо в изолированных популяциях чуть ли не по всему миру. Известны белокурые австралийские аборигены, индейцы, эвенки, горцы Кавказа, Атласа и Гиндукуша. Влияние европейской примеси обоснованно отвергалось во всех этих случаях, а появление относительно светловолосых популяций связывалось с эффектами основателя и "бутылочного горлышка" (см.) Европейская светловолосость уникальна лишь своим огромным ареалом и относительно высокой частотой встречаемости. Однако, одно дело – рассуждать о генетико-автоматических процессах, а другое – обнаружить конкретный ген, ответственный за посветление волос. Этим и занялась международная группа генетиков. Случай меланезийцев замечателен тем, что у них встречаются лишь два варианта цвета волос: чёрный и белый (и никаких промежуточных!). Поэтому исследователи сразу предположили наличие лишь одной простой мутации в одном гене. Осталось "всего навсего" найти её и подтвердить догадку. Для этого пришлось собрать образцы слюны и волос у 1209 островитян. Из этого богатства в дело, правда, поначалу пошли лишь 43 "блондина" и 42 "брюнета". Предположение, конечно, замечательно оправдалось. Среди островитян - 10% блондинов, но 26% населения имеют рецессивную мутацию гена синтеза белка, определяющего пигментацию волос. Результат был проверен уже на 918 меланезийцах Соломоновых островов и 941 жителе других частей планеты. "Соломонова" мутация оказалась простой, но не встречается более нигде в мире. Пресловутые вездесущие викинги Тура Хейердала, видимо, проплыли мимо Меланезии (торопились на остров Пасхи или в Южную Америку?); с другой стороны, меланезийцы тоже не особенно разбредались со своего тропического рая. Что ж, предположения, высказанные более полувека назад, блестяще подтвердились. Светлые волосы светлым волосам рознь! Изоляция и полиморфизм творят чудеса. Осталось генетикам проанализировать гены кабилов, манданов, аранда, эвенков и хунза... Источник: Kenny E.E., Timpson N.J., Sikora M., Yee M.-Ch., Moreno-Estrada A., Eng C., Huntsman S., Burchard E.G., Stoneking M., Bustamante C.D., Myles S. Melanesian Blond Hair Is Caused byan Amino Acid Change in TYRP1 // Science, 2012, V.336, p.554.
    9 комментариев
    26 классов
    Джон Прист был одним из 150 кочегаров на «Титанике». Он выжил, хотя получил сильное обморожение. За год до этого Прист работал кочегаром на близнеце «Титаника» – «Олимпике», который столкнулся с крейсером «Хоук». Прист выжил. А еще перед этим Джон Прист работал на корабле «Астурия», чей первый же рейс тоже закончился столкновением. Прист выжил. После начала Первой Мировой Прист нанялся на орговое судно «Алькантара», которое затонуло после атак немецкого парохода «Greif». Прист выжил. Прист начал работать на «Британике» – третьем трансатлантическом лайнере класса «Олимпик» (как «Титаник» и «Олимпик»). Корабль подорвался на немецкой мине и затонул. Прист выжил. Следующим кораблем было госпитальное судно "Донегал", который потопила немецкая подводная лодка. Прист выжил, на на работу его больше никто не брал.
    2 комментария
    19 классов
    КОГДА-ТО "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО" Те, кто служил в армии, наверняка слышали об аппаратуре засекречивания связи - ЗАС. Но видели и, тем более, знали, как она работает, очень не многие. ЗАС относилась к совершенно секретной технике и доступ к ней имели ограниченный доступ военных, имеющих так называемую первую группу допуска. Засекреченная связь – наиболее широко распространенный и оперативный вид скрытой связи. Она обеспечивается аппаратурой автоматического засекречивания информации (ЗАС) и предназначена для закрытия всего потока секретных и служебных сообщений, передаваемого по техническим средствам связи. Существует несколько видов засекречивающей аппаратуры, которые различаются по принципам шифрования, виду информации, подлежащей засекречиваю, криптографической стойкости. В настоящее время широко применяется засекречивающая телеграфная, фототелеграфная, телекодовая и телефонная аппаратура связи. Засекречивающая аппаратура по стойкости подразделяется на аппаратуру, обеспечивающую гарантированную и временную стойкость. Аппаратура гарантированной стойкости обеспечивает стойкость, при которой передаваемая информация не может быть раскрыта аналитическим методом. Аппаратура временной стойкости обеспечивает такую стойкость, при которой в случае перехвата противником переданной информации, она в течение определенного времени может быть раскрыта аналитическим методом. Как же все это создавалось? По мере нарастания угрозы новой мировой войны в 1930-е годы руководство СССР осознало острую необходимость развёртывания научно-исследовательских и конструкторских работ в области техники связи. Широкомасштабный проект был незамедлительно начат, и поставленную задачу с «честью», ценой надломленных людских судеб, выполнили. 1930-1940 - первый этап. Была разработана аппаратура засекречивания телефонных переговоров для коротковолновой связи. Этим занимался коллектив будущего академика Котельникова. 1941-1947 - второй этап. Были проведены первые НИОКР, выпущены малые серии аппаратуры, собраны коллективы разработчиков, которые занимались обслуживанием самой аппаратуры и развитием службы дешифрования. В 1948 году была образована Марфинская лаборатория, что послужило началом третьего этапа. Целью данного этапа стала разработка аппаратуры, которая обеспечила бы стойкость засекречивания переговоров по стандартному телефонному каналу. Коллективу Марфинской лаборатории предстояло решить, что и как построить без аналогов, впервые в мире и почти при полном отсутствии научного задела. К тому же выделенное для лаборатории здание бывшей духовной семинарии, а в 1930-е годы детской колонии МВД, находилось в крайне плохом состоянии, и работать приходилось в очень трудных послевоенных условиях. Марфинская шарашка / Спецтюрьма № 1 / № 16 МГБ / НИИ Связи - спецтюрьма, расположенная на территории бывшего Александро-Мариинского приюта в Марфине. Заключенные специалисты трудились над изучением «звуковидов» согласно заданию МГБ, отвечающего интересам советской разведки (в настоящее время - НИИ автоматики). После войны на базе шарашки зародилось оборонное предприятие - Лаборатория № 8, где работали, в том числе, и пленные немецкие специалисты. Отцу народов кто-то подсказал идею создать особую секретную телефонию - такую, чтобы никто никогда не мог бы понять, даже перехватив его телефонный разговор. К тому времени уже существовало несколько типов секретных телефонов, но ни один не мог удовлетворить взыскательный вкус Сталина. Связь по ВЧ предохраняла только от прямого подслушивания. По проводам передавался ток высокой частоты, модулированный звуковыми сигналами от мембраны телефона. Подслушивающий воспринимал один лишь непрерывный писк. Но достаточно было подобрать фильтр для «отцеживания» высокой частоты, и разговор становился внятно слышен. В годы Второй мировой войны появились более сложные системы — так называемой мозаичного шифрования. Звуковые сигналы делились частотными фильтрами на три или четыре полосы и с помощью магнитного звукозаписывающего диска дробились по времени на короткие доли — по сто-полтораста миллисекунд. А шифратор перемешивал эти частотно-временные отрезки. По телефонному проводу шло этакое крошево из визга и писка. На приёмном конце передачу расшифровывали и восстанавливали первоначальную речь. Но ведь то же самое мог сделать и противник! Совершить это было довольно просто, обзаведясь нехитрым анализатором частот речевого сигнала — спектрометром. Подавая на его вход слова, раздроблённые мозаичным шифратором, по спектрограмме можно было легко научиться выделять полосы применявшихся в шифраторе фильтров и временные доли, на которые разделялись зашифрованные сигналы. И заодно читать спектрограммы зашифрованного речевого сигнала по слогам и по словам, медленно, но верно. Вероятно, сведения о ненадёжности мозаичных шифраторов достигли уровня самого высокого руководства, поэтому в 1947 году Сталин и поставил перед советскими разработчиками шифровальной аппаратуры задачу изобрести такой телефон, чтобы на многие тысячи километров могла поддерживаться связь, абсолютно недоступная для любого рода подслушиваний. В 1948–1951 годах сотрудниками лаборатории были получены наиболее значимые результаты во всей истории развития секретной телефонии в СССР. На базе «Лаборатории № 8» в Марфино в январе 1952 года был создан ГосНИИ № 2 для выполнения важнейших исследований по разработке и построению техники для засекреченной связи. В 1952 году была создана и запущена в серийное производство первая в СССР цифровая система засекреченной вокодерной связи, работавшая по стандартным проводным каналам. В 1954 году она была установлена на самых протяжённых в то время линиях связи, Москва – Пекин, Москва – Берлин. C выходом Постановления Совмина СССР от 12 января 1952 года «О разработке аппаратуры для засекречивания телефонных переговоров» закончилась эпоха Марфинской лаборатории. Был создан институт со штатом в 700 человек, получивший название ГосНИИ № 2 (НИИ Автоматики). По воспоминаниям, решение о создании НИИ-2 принял лично И.В. Сталин. К первому периоду войны относится разработка портативной засекречивающей аппаратуры СИ-15 (Синица). Её аналог – Снегирь (САУ-16), исполненный в виде чемодана, использовался в основном при выездах командующих фронтами и представителей Ставки Верховного Главнокомандования в пункты, не имеющие ВЧ-станций. Аппараты шифрования КВ радиотелефонных переговоров Соболь-П получили боевое крещение в конце 1942 году на линии связи Москва – Тбилиси, заменяя нарушенную немцами проводную связь со штабом Закавказского фронта. Эта радиосвязь была прекращена только после строительства новой линии проводной связи протяжённостью 1315 км, проходившей по пустынному побережью Каспийского моря. Затем аппаратурой Соболь-П были оборудованы опытные магистральные радиотелефонные связи Москвы с Хабаровском и штабами 2 Украинского, 1 Белорусского и 2 Прибалтийского фронтов. По каналам связи, оборудованным аппаратурой Соболь-П, разрешалась передача совершенно секретных донесений и приказов. Для телефонной связи Ставки Верховного Главнокомандования с фронтами по коротковолновым каналам использовались шифраторы С-1, а по проводным – Сова и Нева. Эти засекречивающие аппараты сложной схемы кодирования были предназначены для использования на всех высокочастотных каналах правительственной связи. Для тыловых каналов стационарной сети правительственной ВЧ-связи применялась засекречивающая аппаратура сложной схемы Волга-С. Аппаратура Нева работала на проводных линиях связи Москвы с 1 Белорусским и 2 Белорусским фронтами. Эта техника засекречивания использовалась во время проведения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций глав трёх стран. А также для связи с Москвой нашей делегации во время принятия капитуляции Германии в мае 1945 года. Аппараты Соболь– II и Нева продолжительное время применялись на связи Москвы с Хельсинки, Парижем и Веной в период проведения переговоров по заключению мирных договоров после окончания Второй мировой войны Шифраторов Соболь-II было выпущено около полусотни экземпляров, а всего за 3 года войны и позднее в общей сложности на линиях связи использовались 2024 аппарата засекречивания, в основном типа инвертора спектра. Виднейшие военачальники периода Отечественной войны Г.К. Жуков, И.С. Конев, И.Т. Пересыпкин, А.Е. Еременко, В.И. Чуйков в ряде публикаций говорят о хорошей работе правительственной связи. Спецслужбой не зафиксировано фактов дешифрования переговоров, засекреченных сложной шифрующей отечественной аппаратурой. Так, в послевоенные годы на связи Париж – Москва передачи с аппаратурой Соболь-II забивались помехами, а не перехватывались для дешифрования. В середине 1950-х годов были созданы промышленные научно-исследовательские организации – ОКБ при заводе ВЭМ в Пензе и ОКБ при заводе КЭМЗ в Калуге, которые включились в процесс разработки и обеспечения промышленного выпуска аппаратуры криптографической защиты телефонных переговоров и телеграфной информации. В 1968 году, совместно с НИИ-2, заводу предстояло изготовить первые 4 комплекта сложного технического комплекса для закрытия всех видов информации на магистральных линиях связи, в двух вариантах – подвижном и стационарном. Вначале был освоен выпуск модульных блоков, а с 1969 года – изделия в целом. Для полевой сети правительственной связи был создан и внедрён ряд образцов аппаратуры как временной, так и гарантированной стойкости. В 1960 годы в странах социалистического лагеря организуются свои сети правительственной связи. Для этого им передавались станции и аппаратура ВЧ-связи, а также аппаратура засекречивания, шифры для которой изготавливались в СССР и направлялись к местам назначения дипломатической почтой. Несмотря на послевоенную разруху, в 1950 –1960 годы были получены новые результаты, способствовавшие прогрессу в разработке методов цифрового представления и кодирования речевых сигналов со всё меньшими скоростями передачи при сохранении разборчивости и натуральности на требуемом практикой связи уровне. Последнее особенно актуально для аппаратуры засекречивания речи, которая неизбежно вносит в сигнал искажения при его шифрующих преобразованиях и последующей передаче по каналам связи. Шифровальные аппараты первого поколения, которые позволяли защищать информацию, передаваемую по телефонным и коротковолновым каналам связи: М-803-5, Лиана, Алмаз, Ландыш, Сирена, КУ-ЛС, Север-М, Лотос-В, Булава были созданы в 1950-1960 годах. Позже были разработаны специальные комплексы технических средств засекречивания связи и управления: Кавказ, Роса и Интерьер. В общем-то аппаратуру ЗАС времен СССР грубо можно было разделить на три большие группы, включающих в себя различные направления: ЗАС телеграф, ЗАС телефония и шифровальные аппараты. При использовании телефонии ЗАС сам канал связи (радио иле проводной) значения не имел.
    3 комментария
    14 классов
    Дорогая, ненаглядная моя супружница, Дашет Егоровна! Посылаю тебе поклон от бела лица до сырой земли. Теперича тебя уведомляю, что у меня в жилах бежит не мужицкая кровья, а ахвицерская и теперича тебя нельзя звать Дашкою — надо Дашет Егоровною, мы теперича из телегентных людей. Посылаю тебе 500 рублей, что получил за спасение жизни ахвицерской. Купи себе шифоньеру с зеркалой и часы с птичкою, на дверь повесь драплю, а на окошки тюльную занавеску с фабричной клеймою. Свиней в хату не приваживай и сама с ними не вожжайся. Найми себе бабу, а величай её горничною. Справь себе костюму модную с прорежами внизу, чтобы было видно подвязки и сшей себе шубу волосами на улицу и зови её монтою. Купи себе шляпу с пушинками и разные там модила, ещё сходи к дядьке Захарке и спроси его, чтобы покрасил тебе волосы в рыжий цвет, как у Прохоровой кобылы. Да смотри не ослухайся, не то разводную отребую, со мной теперь не шуткуй, я не тот, что давеча. Пудру сыпь себе на морду, как фря телегентная. Сходи к сапожнику, пусть сделает тебе на ноги каблуки с тюфелями и ходи задом виляй. Продай мою гармонию и купи себе рояль с пианиной, поставь в правом углу, где телёнок стоял. Ладони три дикалоном, чтоб воняло, как от телегентных людей. Ногти мажь маникюрою, в носу пальцами не ковыряй, а купи себе костяную палочку. Не сморкай в подол, зубы чисть не пальцем, а щёточкой с порошком. Ещё купи себе ведро со шлангом, повесь его над койкою. Всякие разговоры говори с кумплиментою и рот здорово не раззявай. Обрежь до колен мои чёрные штаны, обшей снизу кружавчиками,носи по праздникам. Чулки носи на подтяжках, знай себе цену, не оскорбляй самолюбию. Как с кем полаешься, падай припадкою на землю и лежи, пока воду на кожу не нальют. До ветру в сарай не ходи, а купи себе ведёрко с белой оправою и держи его под койкою . На нашего кобеля сшей папажу, надень цепь и ходи с ним гулять, как столичная прелестница. В гости ходи с радикюлею и зонтою. С деревенскими бабами не вожжайся, а водись с ахвицерскими бабами. Вот и весь мой сказ. Не ослухайся. С тем досвиданьица, твой муж, денщик его величества, 325 Воронежского полка, Свинцов Данила. 1812 год
    20 комментариев
    99 классов
Фильтр
Закреплено
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё