Создание фоторобота - неотъемлемая часть деятельности полиции. Сейчас составить портрет человека на домашнем компьютере может любой пользователь. И всё же это не сравнится с работой настоящего эксперта....
В Древнем Египте люди, которые искали преступников, применяли две системы описания внешности: краткую и детальную. По ним фиксировали имя, возраст, рост, цвет кожи, форму лица. А так описывали злоумышленника в Древнем Риме в IV веке до нашей эры: «Молодой раб Аристогена, сына Хризиппа, представителя от Алабанды, бежал в Александрию, имя его Герман, прозываемый также Нейлос, он уроженец Сирии, из Бамбико, 18 лет от роду, среднего роста, с прямыми ногами, безбородый, с ямочкой на подбородке, с рубцом через левый угол рта».
Первый письменный портрет преступника в России датирован XIV веком: «Микита плешив, бородат, Швец портной. Бородавица на правом лици, пятно у него в коснице».
Однако по таким приметам трудно узнать человека. Нужна была регистрация по отличительным признакам. В мире начали действовать разные методы, среди которых членовредительство и клеймение. При последнем раскалённым железом на тело наносились знаки, указывающие на совершённое преступление. В Средние века такие способы активно практиковались. Во Франции, к примеру, укравших первый раз метили буквой V, а тех, кто совершал кражу повторно - VV. В XVIII веке в России стали клеймить спины осуждённых. Это помогало установить личность человека - при необходимости направлялся запрос туда, где была проведена процедура. Метод не прижился, но полностью от клеймения не отказались.
Против воровства в 1705 году Пётр I ввёл указ «О нечинении смертной казни преступникам, кроме бунтовщиков и смертоубийц, о наказании их кнутом, о вырезывании ноздрей у важнейших преступников и заклеймении прочих». Другим документом предусматривалось вырывание ноздрей.
При Екатерине II ставили на лоб литеру, соответствующую деянию. Так, Гаврилу Кремнева - самозванца, выдававшего себя за императора Петра III, - клеймили буквами «Б» и «С». Означало «беглец» и «самозванец». В 1817-м наложение подобных меток запретили в России, а потом и в других странах.
Варварский способ регистрации лиц, совершивших противоправные деяния, сменился более цивилизованным - словесным методом. Его основателем считается налётчик, аферист и даже убийца Эжен Франсуа Видок. Кто знает преступника лучше, чем сам преступник? Вот и Видок, на счету которого было немало тёмных делишек, явился в 1809 году в префектуру парижской полиции с предложением… очистить Францию от негодяев. Конечно же, взамен на свободу.
Пробыв два года в «должности» тайного осведомителя, он возглавил организацию, получившую название Управление национальной безопасности. На её основе позже создадут ФБР. Здесь действовали тайная слежка и внедрение. Немаловажно то, что новообретённый руководитель ввёл картотеку, где собирал описания внешности каждого преступника. В формуляр вносились фамилия и имя, характерные черты, информация о совершённом злодеянии. Кроме того, Видок и его подчинённые посещали тюрьмы и смотрели на заключённых. Так они тренировали фотографическую память. К слову, преступность во Франции за 10 лет снизилась на 40 %.
Парижская префектура первой начала письменную регистрацию преступников, которую подхватили другие государства. Когда в 1839 году французский физик Франсуа Араго изобрёл фотографию, полицейские стали делать снимки осуждённых. Первые появились в 1841-м в бельгийской тюрьме «Форест». А уже в 1854-м в Швейцарии по фото удалось найти злоумышленника: его опознали в одном из кантонов.
Снимки постепенно накапливались, приходилось выставлять их по алфавиту и формировать специальные альбомы. В Берлине к 1910 году один из них состоял из 370 тысяч фотографий. Сотрудники, перебирая пыльные бумаги, часами рылись в поисках нужной информации. Нетрудно догадаться, что вскоре использовать их стало невозможно.
В 1879 году объявилась ещё одна заметная фигура - Альфонс Бертильон, сын вице-президента Антропологического общества Парижа. Его трижды исключали из школ за неуспеваемость, несмотря на то, что отец обладал немалым авторитетом. Благодаря связям Бертильона-младшего взяли работать писарем в полицейскую префектуру. В его задачи входило вносить в карточки описания внешности преступников. Спустя время молодой человек заметил, что они мало чем отличаются - все параметры были туманные и подошли бы многим. В жаркий июль, когда Альфонс, осознавая всю бессмысленность работы, заполнял очередной лист, его посетила идея. Людей можно безошибочно отличать друг от друга по размерам тела!
Бертильон с разрешения начальства стал сравнивать фотографии преступников, неделями обмерял регистрируемых: рост, голову, длину рук, пальцев, стоп. Всё это вызывало лишь насмешки коллег, но он не отступал и всё больше убеждался: параметры отдельных частей тела у разных людей ещё могут совпадать, но нескольких одновременно - нет.
Альфонс описал свои наблюдения в докладе и отправил префекту. Ответа не было. Отец поверил в сына и, рассчитывая на свой авторитет, стал за него просить, однако безуспешно. Лишь в ноябре 1882 года его друг - парижский адвокат Эдгар Деманж - убедил нового префекта дать Бертильону шанс.
Это оказалось началом многолетнего эксперимента. Уже в 1885-м антропометрия, так назвал свой способ идентификации Альфонс Бертильон, начала применяться в тюрьмах. Криминалистика вышла на новый уровень.
Ещё одним нововведением стала разработка чётких требований к портретным фотографиям преступников: снимать анфас и в профиль.
В России тоже существовала практика использования метода антропометрии в разных случаях. Один из таких произошёл в 1909 году, когда осуждённый в 1902-м за тройное убийство Иван Кордино выдавал себя за другого человека. Всё началось с того, что он бежал с каторги и стал благополучно жить под чужой фамилией. За несколько лет успел побывать в разных городах, выехать за границу и даже поработать там. Однажды с фальшивым паспортом мужчина решил вернуться на родину, где его задержали и… начали измерять. Сыщики быстро установили соответствие характеристик и схожесть с фотоснимками, сделанными в 1902 и 1909 годах.
Между тем в противовес положительному опыту всегда найдётся и отрицательный. Так, в американской полиции в 1890 году воцарился хаос, и начальство старалось привести в порядок структуру работы служб по методу Бертильона. В 1896-м несколько шефов полиции поехали в Чикаго обсудить проблему преследования преступников, переезжающих из одного штата в другой. Там они узнали, что как минимум в 150 правоохранительных учреждениях и тюрьмах имеются антропометрические кабинеты. Среди них федеральная тюрьма Ливенуорт, где развенчали метод опознания преступников, известный как бертильонаж.
В учреждение доставили некого Уилла Уеста. Его сфотографировали, замерили данные и внесли в карточку под № 3246. Сотрудник начал искать соответствующее для неё место, как вдруг… удивлённо окликнул арестанта: «Зачем тебя дважды обмеряли?» И вытащил другой формуляр. Но Уест в заключении находился в первый раз, да и не обмеряли его никогда прежде. Сотрудник тюрьмы не верил: перед его глазами лежали две идентичные карточки, но под разными номерами.
«Уилл Уест! Дважды. Взгляни на фотографии! - кричал он. - На этой карточке ты - и на этой тоже. Мерки практически совпадают! Ты № 2626 и уже восемь месяцев находишься в нашей тюрьме. Будешь дальше лгать? Или сознаешься, что придумал этот трюк, чтобы не работать?»
И правда, одинаковыми оказались даже имена. Позже выяснилось: заключённый Уилл Уест № 2626 работает в мастерской и никак не может быть зарегистрированным под № 3246. В связи с этим директор учреждения приказал привести обоих в антропометрическое бюро. Арестанты были словно близнецы. Система потерпела крах.
Сведения о злоумышленниках стражи правопорядка чаще получали от потерпевших и свидетелей. Бывало, важная информация терялась, поэтому криминалисты стали обращаться к созданию составных и рисованных изображений.
В 1952 году французский криминалист Пьер Шабо внедрил использование фрагментов разных снимков в качестве основы для портретной композиции. Жертвы и очевидцы сначала просматривали наборы. Затем художник по отобранным фотофрагментам создавал предполагаемое изображение разыскиваемого человека - фоторобот.
В СССР был хорошо нарисован портрет убийцы Владимира Ионесяна, который проникал в квартиры под видом сотрудника Мосгаза. Благодаря этому криминалисту Софье Файнштейн удалось составить фоторобот. Тогда, в 1963 году, сотрудники милиции опрашивали всех жильцов дома, где было совершено первое нападение. Среди них оказался мальчик Володя Теплов. Он поведал сыщикам, что в их квартиру тоже приходил незнакомец и представлялся работником Мосгаза, однако ребёнок не открыл дверь.
Показания парнишки, хорошо запомнившего мужчину, очень помогли милиционерам. А чтобы воссоздать внешность преступника, следствие обратилось к художнику Науму Карповскому и известному скульптору и антропологу Михаилу Герасимову.
С этим делом связан ещё один интересный факт. Однажды, когда криминалист работал с Володей, в кабинет вошёл сотрудник МУРа. Мальчик неожиданно узнал в нём преступника, чего не могло быть. Но такая вероятность посеяла панику в уголовном розыске. Полностью развеять сомнения позволил арест настоящего злоумышленника - он оказался внешне очень похож на оперативника.
Другой случай, когда пригласили профессионального художника, произошёл несколькими годами позже. В Баку гражданин попытался сбыть фальшивую купюру в буфете на вокзале. Предполагалось, что подозреваемый - иностранец. Учитывая данный факт и другие показания, был выполнен эскиз. Затем приглашённые специалисты из Москвы создали рисованный портрет. На нём потерпевший узнал разыскиваемого. Оказалось, ранее тот уже был судим за фальшивомонетничество.
Обычные рисунки сменились рисованно-композиционными портретами. Делали их на простых устройствах, в которых переставлялись фрагменты фотоснимков частей лица. Свидетели отбирали из них элементы, они перемещались в рамку, а затем «мозаику» фотографировали.
Чтобы сделать такой снимок, создавались специальные приспособления. В них исходные изображения поэлементно печатались на лентах рулонной фотобумаги. Аппараты в основном были настольные, а количество фрагментов основных частей тела ограниченное. Так, каждая лента прибора ПКБ-2 включала их всего 60.
Когда на смену пришёл полипроектор моделей PS-309 и PS-309-6, фотофрагменты изготовлялись в виде диапозитивных изображений. Для работы требовалось много усилий: выбрать снимки, классифицировать их, изготовить слайды. В помощь разработали прибор типа синтезатора - «Минолта». Нужен он был для изготовления фотокомпозиционных портретов и передачи изображения по телетрансляционной сети.
Впоследствии создавалось ещё много инструментов. Специалисты стремились облегчить задачу получения качественного фоторобота. Только в начале 1990-х плёнки ушли в прошлое. Их заменили фотоснимки элементов лиц реальных людей. Они находились на катушках в специальном приборе с пятью отверстиями.
Ну, а уже в начале этого века к разработке полноценного фоторобота подключились компьютеры. В частности, в России первую систему «Фоторобот-С» изобрели в лаборатории Экспертно-криминалистического центра МВД совместно с университетом имени Баумана. Портреты разыскиваемых стали получаться более реалистичными.
…Прошло около 140 лет, как Альфонс Бертильон придумал метод установления личности преступников. Всё это время полицейских, экспертов, учёных вело к новым открытиям одно - идея. Сейчас на помощь криминалистам приходят не только компьютеры, но и специальные средства, позволяющие уменьшать и увеличивать изображение, регулировать яркость и многое другое.
Эволюция фоторобота продолжается.
https://mvdmedia.ru/publications/shield-…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев