Это было весьма удивительно, поскольку, согласно имеющимся в литературе данным, эти животные сначала тщательно обнюхивают детенышей, которые к ним приближаются, и только в том случае, если запах говорит о том, что это свой ребенок, мама приглашает его в сумку, издавая характерные покашливающие звуки.
Чужаков же гигантские мамаши всегда отгоняют, причем иногда достаточно грубо. Однако данные радиомаяков решительно опровергли эту гипотезу, а выполненный впоследствии генетический анализ клеток приемных детенышей показал, что они являлись чужаками.
В дальнейшем было установлено, что за два года наблюдений среди 134 молодых кенгуру семь были "усыновлены". Причем в четырех случаях это был обмен детенышами между самками, которые, согласно данным генетического анализа, не являлись сестрами и вообще не состояли друг с другом в каком-то родстве.
Исходя из этого, зоологи пришли к выводу, что данную ситуацию нельзя квалифицировать как взаимопомощь в деле воспитания потомства. Остальные же приемыши, скорее всего, появились от "незарегистрированных" самок, то есть от тех животных, на которых не смогли навесить радиомаяки.
Интересно, что все детеныши после того, как их усыновили, уже не могли вернуться к своим матерям, поскольку их запах изменялся и те переставали их узнавать. И что еще любопытно — во всех случаях усыновление приносило одни неприятности родным детям приемных матерей, поскольку, как мы помним, в сумке нет места двум подросшим детенышам. Но они не унывали, и уходили к другим самкам, которые, в свою очередь, усыновляли новоиспеченных сирот.
Судя по всему, подобное явление характерно не только для восточного серого кенгуру. Автор этих строк в свое время исследовал поведение их родственников, исполинских рыжих кенгуру в Московском зоопарке, и тоже наблюдал у них подобные обмены детьми. Хотя случались они не очень часто — впрочем, возможно, из-за того, что животные в той подопытной стае не очень интенсивно размножались.
Почему же происходит так, что мама-кенгуру усыновляет чужого детеныша, но при этом отказывается от своего? Ведь, если подумать, самка, принимающая чужого ребенка, находится в проигрыше, тратя свои силы на чье-то потомство, но игнорируя при этом воспитание своего малыша. Наиболее убедительная версия, с которой согласилось большинство зоологов, такова: мамы-кенгуру попросту ошибаются.
С точки зрения австралийских ученых, ошибаться эти животные могут под влиянием двух факторов — высокой плотности популяции (а та группа, которую они исследовали, действительно была достаточно многочисленна) и регулярного стресса, вызываемого, к примеру, хищниками. Необходимость быть все время настороже могла вымотать маме все нервы и, следовательно, притупить способность самок узнавать своих кенгурят.
Однако эти доводы кажутся не совсем убедительными. Как было сказано выше, подобные обмены случались и в исследуемой мной группе рыжих кенгуру, которую многочисленной назвать было нельзя (два самца и четыре самки).
Нет комментариев