Так, например, когда в конце XIX века орловцы стали проигрывать скачки представителям породы американских рысаков. Многие заводчики тогда разочаровались в орловцах и, вместо того, что бы улучшить беговые качества этих лошадей, вообще перестали их разводить. Это сильно уменьшило поголовье производителей, что, в свою очередь, чуть было не привело к вырождению породы.
Аналогичная ситуация сложилась после Гражданской войны, когда всех лошадей поголовно, в том числе и орловцев "мобилизовывали" для службы в Белой и Красной Армиях. Большая часть четвероногих бойцов так и не вернулись в родные стойла, а среди ветеранов многие оказались не годными к дальнейшему воспроизводству. Только к середине 30-х годов ученым удалось восстановить численность лошадей на уровне, достаточном для поддержания породы.
Следующий резкий спад поголовья орловских рысаков начался в 1990-е годы, как следствие общего ухудшения экономического состояния в России. К 1997 году количество орловских кобыл достигло критической отметки в 800 голов (тогда как для нормального развития конской породы нужно не менее 1000 кобыл). Многие конные заводы были разорены настолько, что лошади в них умирали от голода или всем поголовьем отвозились на бойню. Появившиеся после распада СССР частники не желали разводить национальную породу России, предпочитая ей более экономически выгодного американского или русского рысака. Призовые суммы в заездах для орловских рысаков даже на Московском ипподроме были крайне малы, не говоря уже о провинции.
За спасение орловского рысака взялись специалисты и любители из разных регионов России, включая Ассоциацию рысистого коневодства "Содружество", в которую входят любители и специалисты по лошадям рысистых пород нескольких стран СНГ. Именно при помощи "Содружества" были налажены контакты с Французской рысистой ассоциацией, которая оказала огромную научную и финансовую поддержку "программе" по спасению орловцев.
Началось все с популяризации орловского рысака в России и за её пределами и проведения комплексных мероприятий по восстановлению численности этой породы. Так, на Московском ипподроме ввели обязательную доплату к призовым суммам во всех орловских заездах, а затем увеличили поголовье испытываемых на ипподроме орловских рысаков по всем возрастным категориям. Подобные меры были предприняты и на Раменском ипподроме.
Через некоторое время национальную породу России принялись поддерживать и на многих региональных ипподромах России — Саратовском, Казанском, Новосибирском, Пермском и других. Затем появились частные конные заводы по разведению орловского рысака, и одновременно значительно улучшилась система тренинга и ухода за лошадьми.
Благодаря этим усилиям орловцы, остановившиеся было в резвости в кризисные 1990-е годы, начали устанавливать новые рекорды.
И всё же, несмотря на то, что кризисная ситуация, похоже, пройдена и наметился медленный рост поголовья орловских рысаков, для спасения породы от гибели нужно предпринимать ещё немало усилий в течение многих лет. Но я уверен, что и на этот раз порода будет сохранена и наши внуки и правнуки смогут увидеть, как орловцы вернут себе звание чемпионов мира. А некоторые из них, наверное, смогут поближе познакомиться с этими удивительными лошадями.
Ведь орловец хорош не только на ипподроме. Он также прекрасный племенной "улучшатель" (оказавший на конское поголовье страны большее влияние, чем все другие породы вместе взятые), незаменим как лошадь для фермерских хозяйств, отличный партнер в конном спорте, туризме, прокате, конной милиции, цирке и т. д. В последние годы также возник большой зарубежный спрос на орловского рысака для использования его в драйвинге.
#ИнтересноеПроЛошадей #18
Нет комментариев