Парис был овчаркой-отказником из Выборга. Пёс имел проблемы со здоровьем и не мог участвовать в размножении, его не знали куда девать, и тогда Климов решил попробовать с ним поработать, потому что всегда любил брать сложных собак. Звали пса Парисом.
Работа, предназначенная Парису, была одной из самых сложных. Парис и другие обученные собаки в любое время дня и ночи, в любую погоду, должны были проверять вагоны, которые пересекали государственную границу. Натренированы они были на поиск людей пытающихся незаконно проникнуть на сопредельную территорию. Нарушители часто прячутся среди перевозимого груза. В день собакам приходилось проверять по двести вагонов, а то и больше. Самым трудным делом для собак была проверка вагонов поверху. Собаку надо было поднять на вагон по специальному алюминиевому трапу, осуществить проверку груза, а потом спустить её. Крайне тяжело было работать, когда зимой на границу приходили полностью обледеневшие вагоны, на крыше которых с трудом можно было удержаться, тем не менее, пограничники с собаками всегда с честью выполняли свою работу. В те времена никто в мире так не работал.
Климов начал работать с Парисом и в процессе обучения оказалось — пёс боится высоты. Высота каждого вагона около пяти метров, залезет Парис наверх по команде по трапу, и даже сесть боится, весь трясётся. А его ещё по этому трапу спустить надо. Эту проблему надо было как-то решать. Мастерство дрессировщика состоит из многих навыков, но одним из важнейших является умение найти выход из любой ситуации.
Климов решил залезать на вагоны вместе с псом. Наберёт прикорма, сядет с ним на вагон и кормит его там, пока Парис не успокоится, а то ведь от страха прыгнет вниз с четырёхметровой высоты — разобьётся. Жалко его. Потом начал с собой расчёску брать и чесать его на крыше — псу приятно, он ластиться, о страхе своём забывает, и результат не заставил себя ждать — через несколько дней Парис начал сам бегать по вагону.
Тактильный контакт с человеком оказался очень важным! У собак тактильность, потребность в прикосновениях является важной частью их коммуникации и взаимодействия с миром. Собаки, как и люди, используют прикосновения для выражения эмоций, установления связей. Это не просто милая привычка, а глубоко укоренившийся инстинкт, обусловленный их эволюционной историей и социальным поведением. Когда собака обнимается с нами, в её мозге вырабатывается окситоцин, так называемый «гормон любви и доверия». Этот гормон вызывает чувство удовольствия и привязанности, что делает тактильный контакт ещё более приятным и желанным для собаки.
Парис отлично научился искать нарушителей и за день проверял по сорок-шестьдесят вагонов, наловчившись быстро переходить с вагона на вагон по алюминиевому трапику. Проходил по вагонам Парис не один, а с Климовым и солдатом, чтобы в случае необходимости сразу же задержать нарушителя.
Однажды произошёл такой случай. Пошли Климов с Парисом проверять вагоны «понизу» — это значит под вагонами, и пёс вынюхал затаившегося между колёсами голубя, хочется ему его схватить, а нельзя, надо дальше работать. Только двинулись вперёд, как до ноздрей Париса донёсся чужой запах. Шёл он из нижней части вагона, похоже, нарушитель сидел внутри. Поднялись они внутрь вагона, видят, парнишка притаился в гражданской одежде, а из-под свитера у него солдатский воротничок торчит. «Что такое?», — задумался Климов, и тут до него дошло, видимо кто-то из начальства решил проверить их работу с Парисом.
Обидно ему стало. Стольких собак воспитал, а тут проверка. Значит надо действовать по инструкции. Схватил парнишку за ворот курточки, вытащил из вагона, руки ему связал, лицом в гравий положил и «тревожную группу» по рации вызвал — всё как положено. Пока разбирался с «тревожной группой» Париса отдал солдату, с которым они вышли на проверку.
Солдатик худенький, еле-еле держит рвущегося в бой пса, а тот нервничает, старается схватить нарушителя, он же его нашёл, а значит это его законная добыча. Климов краем глаза смотрит по сторонам, и точно, стоят вдалеке несколько полковников, оценивают его работу с собакой. Выдержали они испытание.
Прошло время. Парис отлично работал, дело своё знал. Климов полностью его обучил, передал сержанту-проводнику, и он остался служить на границе на долгие годы.
В лихие девяностые всем было трудно и людям, и тем более собакам. Никто не хотел заниматься кинологическими службами, а главное готовить инструкторов для обучения собак и случилось так, что там, где служил Парис, обученных собак совсем не осталось, и в итоге Парис несколько лет работал один вместо пяти служебных хорошо обученных собак. Обычно собак списывают в восемь лет — Парис прослужил двенадцать. Он уже не мог залезать на вагон, работал только понизу, но каждый день он исправно выходил на службу.
Умер Парис во время исполнения служебного долга. Отработал половину состава и умер на боевом посту. В Светогорске на самой границе с Финляндией благодарные пограничники вместе с местными жителями поставили Парису памятник. К этому памятнику каждый год носят живые цветы, потому что эта собака сделала для государства больше, чем многие люди. Похоронен Парис на государственной границе, где и прослужил двенадцать лет.
#интересноепрособак
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1