Пауки строят планы.Один из самых увлекательных аспектов охотничьей стратегии Portia заключается в том, что она часто включает в себя обнаружение добычи на расстоянии, а затем планирование тщательно продуманного маршрута, чтобы добраться до нее. Джексон впервые наблюдал это в дикой природе, когда Portia столкнулся с пауком-кругопрядом, который защищал свою паутину, яростно тряся ее, сбрасывая любых вторгшихся прыгающих пауков на лесную подстилку. Вместо того чтобы зайти на паутину, Portia пошел окольным путем, чтобы найти лучшую позицию для нападения. «В этом контексте для Portia было лучше сделать обход, обогнуть ствол дерева, подняться над пауком, спуститься по шелковой нити и, повернувшись, схватить паука своей паутиной, даже не касаясь нити, говорит Кросс. Чтобы выяснить, как эти крошечные пауки прокладывают такие сложные маршруты, Кросс и Джексон проверили умственные способности Portia в лаборатории. Они построили аппарат с центральной смотровой башней на платформе, окруженной водой, с которой паук мог наблюдать две другие башни, увенчанные ящиками: одну с мертвыми пауками, на которых Portia любит охотиться, и другую с листьями. Единственный способ добраться до добычи, не промокнув, что ненавидят пауки-скакуны — это спуститься на платформу, а затем выбрать правильный из двух отдельных проходов, ведущих к ящикам.
В лабораторных экспериментах пауки Portia могут совершать запланированные обходные пути, чтобы добраться до своей добычи На вершине смотровой башни пауки внимательно осмотрели место действия, прежде чем спуститься с башни и подняться по дорожке. Большинство пауков выбирали путь, ведущий к трапезе, даже если это означало отход от добычи и переход по неправильной дорожке. Кросс и Джексон утверждают, что пауки спланировали маршрут со смотровой башни, а затем следовали по нему, возможно, создав мысленное «представление» сцены — впечатляющий когнитивный подвиг для мозга, едва превышающего размеры макового семени.
Пауков можно удивить.В другом тесте идеи о том, что Portia использует ментальную репрезентацию, Кросс и Джексон позаимствовали классический психологический эксперимент, предназначенный для оценки умственных способностей младенцев. Поскольку младенцы, как и пауки, не могут сказать вам, что у них на уме, идея заключается в том, чтобы понять, что они понимают, что видят и удивляются. Например, ребенок, который видит игрушечную пожарную машину, въезжающую за барьер с левой стороны, а затем видит, что пожарная машина или плюшевый кролик появляется с правой стороны, будет дольше смотреть на неожиданно появившегося кролика, чем на пожарную машину, которая появилась как ожидалось. Это говорит о том, что ребенок сформировал мысленное представление о пожарной машине и был сбит с толку, когда кролик не соответствовал ему.
Чтобы посмотреть, смогут ли они удивить Portia, Кросс и Джексон построили для пауков своеобразную демонстрацию добычи. Сначала Portia они показывали один тип добычи на 30 секунд. Затем они закрывали заслонку на передней панели дисплея и заменяли добычу, прежде чем снова открывать заслонку через 90 секунд. Если Portia сначала видел паука аргиродесу, а потом видел паука-кругопряда, что Portia делал? Ученые обнаружили, что если Portia увидел добычу другого вида после того, как была поднята ставня, вероятность его нападения была значительно ниже, чем если бы жертва осталась прежней. Они утверждают, что это показывает, что паук сформировал мысленное представление о жертве в начале испытания, которое не соответствовало тому, что он видел в конце. «В этой работе используются действительно творческие экспериментальные разработки, и она вдохновила нас на нашу собственную работу», говорит поведенческий эколог Элизабет Якоб, изучающая пауков-скакунов в Массачусетском университете в Амхерсте.
Пауки умеют считать.Используя модифицированный обходной тест, Кросс и Джексон исследовали другие способы удивить этих пауков. «Это все равно, что копаться в мозгу Portia и говорить: «Ну, на что ты обращаешь внимание, Portia? Что для тебя важно?», говорит Кросс. Так они обнаружили, что Portia хорошо разбирается в числах. Используя виды из Кении, Portia africana, Кросс и Джексон позволили Portia наблюдать несколько объектов добычи со смотровой башни, а затем изменили количество объектов добычи, пока паук находился в пути и цель была вне поля зрения. Они обнаружили, что если Portia видел одного паука-жертву из башни, но прибыв на место, обнаруживал двух пауков, он был менее склонен к нападению. То же самое было верно для одной жертвы против трех и двух, а также когда он встречал только один предмет после того, как изначально были показаны два или более. При тестировании с большими количествами, пауки не различали трех и более, объединяя их всех в одну категорию «много». Хотя пауки не могут буквально считать один-два-три, исследования показывают, что у некоторых пауков-скакунов есть чувство числа, примерно такое же, как у годовалых младенцев.
Пауки оценивают риск.Быть крошечным пауком, блуждающим по дикой природе — рискованное дело. Хотя они известны своими охотничьими способностями, у пауков-скакунов тоже есть много хищников, в том числе другие пауки, муравьи, птицы, ящерицы, жабы и, что ужасно, роющие осы, которые любят парализовать пауков-скакунов и запечатывать их в клетках осиного гнезда, чтобы их съели заживо вылупившиеся личинки. Но эти умные маленькие пауки умеют выходить из опасных ситуаций, как обнаружила Нельсон. Ее лаборатория в Кентерберийском университете разработала тест, чтобы проверить, насколько хорош Portia в оценке путей эвакуации. Хотя они умеют плавать, пауки-скакуны ненавидят воду, и для этих экспериментов паук начинал с платформы, окруженной поддоном, наполненным водой. У него было четыре способа перебраться через воду к краю лотка, которые требовали прыжков между маленькими островками, сделанными из деревянных дюбелей, торчащих из воды. Фото. Portia оценивает опасность путей эвакуации с вышки, установленной на поддоне с водой, чего паук, естественно, избегает Portia выбрал самый безопасный маршрут, который покрывал кратчайшее расстояние и требовал наименьшего количества прыжков, чем можно было предположить. Но когда он не выбрали самый безопасный путь, пауки неожиданно, казалось, предпочли самый длинный маршрут с наибольшим количеством дюбелей.
Оказывается, Portia просто перехитрил испытание: самый длинный путь был изогнутым, и Portia часто сокращал путь, пропуская дюбели. «По сути, они просто жульничали», говорит Нельсон. Единственная загвоздка заключалась в том, что на выполнение подобных задач у Portia может уйти довольно много времени (иногда несколько часов) и обычно намного, намного дольше, чем у других пауков-скакунов, которые тестировала Нельсон. Нельсон обнаружила четкую взаимосвязь между временем, затрачиваемым пауком на изучение маршрута, и вероятностью выбора безопасного пути. «С моей точки зрения, видеть — значит думать», говорит она. «Portia потратил намного больше времени на изучение маршрута, прежде чем принять решение». Можно поспорить, что по мере того, как ученые продолжают изучать познавательные способности пауков-скакунов, эти животные будут продолжать удивлять нас своими умственными способностями. И если бы другие семейства паукообразных получили такое же внимание, кто знает, что еще узнали бы мы. Пауки-скакуны — не самые большие пауки, но они, вероятно, способны выполнять самые сложные действия среди пауков, говорит Димитров. «Так что я думаю, что мы до сих пор не совсем понимаем, что такое порог, насколько он мал, слишком мал».
#интересноепронасекомых
Комментарии 2