Безусловно, своим бурным развитием реактивная авиация обязана прежде всего Второй мировой войне – начав глобальный конфликт с заметной долей обтянутых тканью деревянных бипланов, к концу войны военно-воздушные силы ключевых участников войны имели прекрасные перспективы перевооружения на цельнометаллические реактивные машины, столь же непохожие на своих предшественников всего лишь пятилетней давности, как и на самолет братьев Райт. Особое место в этой безумной гонке занимает реактивная авиация нацистской Германии – на момент окончания войны в Европе совокупность немецких проектов, доведенных до серийного производства, воплощенных в металле опытных образцов, а также разработок, оставшихся лишь на бумаге, можно без преувеличения назвать целым явлением, равных которому не было и нет.
Нельзя сказать, что реактивное авиастроение развивалось лишь в Германии – эксперименты с реактивными силовыми установками еще в довоенные годы проводились в большинстве ведущих авиастроительных держав, но везде эти программы имели низкий приоритет с соответствующим малым финансированием, а то и вовсе подобные изыскания производились конструкторами на собственный страх и риск. В странах антигитлеровской коалиции такая ситуация, в целом, сохранилась до самого конца войны, и большее внимание реактивным программам было уделено лишь после того, как летчики союзников стали встречаться в воздухе с реактивными «мессершмиттами».
Совсем другая ситуация складывалась в Германии – начав реактивную гонку в том же неспешном темпе, что и противники, во второй половине Второй мировой Третий Рейх в поисках чудо-оружия, способного переломить ход войны, добился огромных успехов, превзойдя союзников в проектировании и производстве реактивных самолетов наголову – но лишь для того, чтобы в самом конце войны потонуть в невообразимом количестве проектов, зачастую заведомо нереализуемых. Закономерным же итогом стало то, что работа немецких ученых, конструкторов и рабочих легла в основу реактивных программ стран-победителей – как говорится, «The Winner Takes It All», и горе проигравшему!
Что же, попробуем хотя бы обзорно разобраться во всем разнообразии немецких самолетов «с дыркой вместо пропеллера». Первым в мире самолетом, совершившим полет исключительно с реактивным двигателем, стал He 176 фирмы «Хейнкель», который поднялся в воздух 20 июня 1939 года. Несмотря на то, что в итоге He 176 достиг небывалой по тем временам скорости 750 км/час, руководство Министерства воздушного транспорта (RLM) и лично Гитлер остались равнодушны к новинке, сочтя ее скорее забавной игрушкой . Следующим шагом стала постройка опытного самолета He 178, который, в отличие от предшественника, оснащенного жидкостным ракетным двигателем (ЖРД), оснащался двигателем турбореактивным (ТРД). Первый полет был выполнен всего за четыре дня до начала войны, 27 августа 1939 года, и остался также практически незамеченным чиновниками RLM
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев