Боевое применение.
Целями для этих самолетов-снарядов были выбраны большие города: Лондон, Манчестер, а позднее Антверпен, Льеж, Брюссель и даже Париж.
Вечером 12-го июня 1944 года немецкие дальнобойные пушки, расположенные в районе Кале на северном побережье Франции начали необычайно сильный обстрел Британских островов. Это была отвлекающая акция. В 4 часа утра обстрел прекратился и спустя некоторое время английскими наблюдателями в Кенте был обнаружен некий "самолет", который издавал странный звук и испускал яркий свет в хвостовой части. Этот аппарат продолжил полет над Даунсом, а затем спикировал и взорвался в Суонскоуме, возле Грейвсенда. Это была первая ракета "Фау-1", взорвавшаяся на Британских островах. В течение последующего часа упали еще три таких ракеты - в Какфилде, Бетнал-Грине и Плэтте. После этого начались ежедневные систематические налеты "Фау-1" на английские города. Жители Лондона стали называть эти ракеты "летающими бомбами" (flying bomb) или "жужжащими бомбами" (buzz bomb) из-за характерного звука их двигателя.
Англичане начали срочно разрабатывать план по обороне своих городов от атак немецких самолетов-снарядов "Фау-1". Планом предусматривалось создание трех рубежей: истребители, зенитная артиллерия и аэростаты. Для обнаружения целей было решено использовать уже существующую сеть радиолокационных станций и наблюдательных постов. Аэростаты заграждения решено было развернуть сразу за линией зенитных орудий в количестве 500 постов. Зенитная артиллерия была усилена в срочном порядке. 28 июня в отражении атаки "Фау-1" на Лондон участвовало всего 363 тяжелых и 522 легких зенитных орудия. Вскоре было решено задействовать зенитные танки, ракетные установки и вдвое больше аэростатов.
Королевский флот высылал корабли к французскому берегу для обнаружения запуска ракет. Они стояли в семи милях от берега с интервалом три мили. Тут же дежурили и истребители. При обнаружении цели корабли давали сигнал истребителям при помощи сигнальных или осветительных ракет. Задача сбить самолет-снаряд была не из легких из-за его высокой скорости. У истребителей было всего 5 минут на это. За эти 5 минут "Фау-1" проходила от французского берега до зоны зенитного огня, а через еще одну минуту до зоны аэростатов заграждения.
Для повышения эффективности обороны против немецких самолетов-снарядов англичане передвинули свою зенитную артиллерию от окрестностей городов прямо к побережью. 28-е августа стало переломным днем, из 97 "Фау-1", пересекших Ла-Манш, 92 были сбиты, только 5 достигли Лондона. Последний самолет-снаряд "Фау-1" упал в Англии только в марте 1945 года, незадолго до окончания войны.
Немецкие ракеты "Фау-1" нанесли Англии большой ущерб: было уничтожено 24491 жилое здание, 52293 постройки стали непригодны для жилья. Потери среди населения составили 5864 человека убитыми, 17197 человек тяжело раненными и 23174 человека легкоранеными. В среднем на один самолет-снаряд, достигший Лондона и его окрестностей, приходилось 10 убитых и тяжелораненых. Кроме Лондона, бомбардировке подверглись Портсмут, Саутгемптон, Манчестер и другие города Англии. Несмотря на то, что только половина "Фау-1" достигла цели, эти удары оказывали большой морально-психологический эффект на население Англии.
Результативность обороны Лондона от атак "Фау-1" в июне-сентябре 1944 года.
С 13-го июня
по 15-е июля С 16-го июля
по 5-е сентября Всего
Количество "Фау-1", выпущенных по Лондону: 4361 4656 9017
Обнаружено системой ПВО Англии: 2933 3790 6723
Преодолели систему ПВО: 1693 1569 3262
Количество "Фау-1", разорвавшихся в черте города: 1270 1070 2340
Количество "Фау-1", уничтоженных системой ПВО: 1240 2221 3461
В том числе:
- истребителями 924 847 1771
- зенитной артиллерией 261 1198 1459
- аэростатами заграждения 55 176 231
Процент сбитых "Фау-1" к числу обнаруженных: 42 58 50
После высадки союзников во Франции и их быстрого наступления на Западном фронте с освобождением Франции и Голландии удары стали наносится по Антверпену и Льежу. Несколько ракет даже были пущены по Парижу. Сами пусковые установки размещались на северном побережье Франции и Голландии.
В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, в котором сравнивалась эффективность действий немецких бомбардировщиков во время "Битвы за Англию" и последующими налетами самолетов-снарядов "Фау-1". Данные, вошедшие в этот отчет представлены внизу таблицей.
Данная таблица сравнивает операцию "Блиц" (ночная бомбардировка Лондона) на период в 12 месяцев с атаками самолетов-снарядов "Фау-1" за период 2,75 месяца.
"Blitz" V-1
1. Стоимость для Германии
Вылетов: 90 000 8025
Вес бомб: 61 149 тонн 14 600 тонн
Расход топлива: 71 700 тонн 4681 тонна
Потеряно самолетов: 3075 0
Потери экипажей: 7690 человек 0
2. Результаты
Строений уничтожено или повреждено: 1 150 000 1 127 000
Потери населения: 92 566 человек 22 892 человека
Отношение потерь к расходу бомб: 1,6 4,2
3. Стоимость для Англии
(действия истребителей-перехватчиков)
Вылетов: 86 800 44 770
Потеряно самолетов: 1260 351
Потери экипажей: 2233 человека 805 человек
Проект "Рейхенберг".
Суть проекта заключалась в создании пилотируемого варианта самолета-снаряда "Фау-1". Прототипы такой версии получили обозначение Fieseler Fi 103R "Рейхенберг". В серийное производство эти летательные аппараты не вышли.
Идею создания подобного оружия приписывают известной немецкой летчице Ханне Рейч и весьма неординарной личности гауптштурмфюреру СС Отто Скорцени. Управляемые ракеты предполагалось использовать против кораблей союзников и укрепленных наземных целей. Первоначально рассматривалось несколько самолетов и "Фау-1" отклонили в пользу Me 328, а затем FW 190. Расчет делался на то, что направив самолет на цель, пилот покидал свое кресло. Под этот проект была даже выделена отдельная часть - 5-я эскадрилья 200-й бомбардировочной эскадры (5./KG200), которую возглавил гауптманн Лянге. Эта эскадрилья получила неофициальное название "эскадрилья Леонидоса", намекающая на особую героическую миссию этого подразделения.
Испытания проводились с FW 190, несущим различные бомбы. Вскоре было установлено, что шансы тяжело нагруженного истребителя пробиться через заслоны перехватчиков союзников крайне малы. Немецкий планерный институт в Айнринге получил задание создать пилотируемый вариант ракеты. Учитывая высокие ставки на данный проект, всего за 14 дней были изготовлены учебный и боевой варианты ракеты и начаты испытания. Одновременно под Данненбургом была подготовлена линия по переделке обычных "Фау-1" в пилотируемые.
Первые летные испытания были проведены в Лярце в сентябре 1944 года. Fi 103R был запущен в безмоторный полет с борта Не 111, но разбился после потери управления из-за случайного сброса фонаря кабины. Второй полет на следующий день также закончился потерей самолета. Третий полет оказался более успешным, хотя Fi 103R и получил повреждения при ударе о носитель в момент отцепки. В следующем полете из-за потери песочного балласта самолет разбился.
Всего по программе "Рейхенберг" были созданы четыре пилотируемых варианта самолета-снаряда, в том числе три учебных. Это были "Рейхенберг-I" одноместный вариант с посадочной лыжей, "Рейхенберг-II" со второй кабиной на месте боеголовки, "Рейхенберг-III" одноместный вариант с посадочной лыжей, закрылками, импульсным двигателем "Аргус" Аs 014 и балластом на месте боеголовки.
Нет комментариев