Автор этого проекта Ш.Н. Хуцишвили родился 25 января 1924 года, в Тбилиси, в семье Н. В. Хуцишвили, ученика и механика первого лётчика Грузии В. Кебурия. Жили он в доме лётчиков, и с детьми часто проводили выходные дни на старом тбилисском аэродроме. В 1944 году, учась в тбилисском авиационном техникуме, им был защищен дипломный проект на тему: "Самолет особой схемы". Предлагался "геликоптер-самолёт" - одноместный истребитель напоминающий Пе-3, с двумя звездообразными моторами воздушного охлаждения, поворотным крылом и пятиметровыми ВИШ ... Тема диплома никак не отвечала тематике дипломных работ для техникумов. Но именно благодаря этому диплому, в том же 1944 году техник Хуцишвили Ш.Н. был зачислен в МАИ без приёмных экзаменов.
В 1947 году Хуцишвили Ш.Н. предложил другой проект СВВП с поворотными двигателями на концах крыльев, роторами еше большого диаметра и меньшей нагрузкой на площадь ометаемой винтом, что приближало его к нормам вертолёта.
Основные данные второго проекта СВВП
полётный вес -2200 кг мошность моторов -2500 л.с. скорость максимальная 300-360 км/ч диаметр ротора - 9,0 м
Предложенный "геликоптер-самолёт" был отклонен протоколом №2 от 10. 02. 47 г. Экспертного Совета Министерства Авиационной Промышленности СССР по рассмотрению эскизных проектов опытных самолетов.
В протоколе было сказано: « 1. Комбинация предложенного геликоптера-самолёта имеет следующий основной недостаток: такой летательный аппарат должен иметь две независимые несущие системы, рассчитанные на полный полётный вес, а также две независимые системы управления, так как на вертолётных режимах полёта рули самолётного типа не действуют и ротор должен иметь автомат-перекоса, который имеет значительный вес и очень сложен. Одновременно аппарат должен быть оборудован системой управления самолётом, необходимой при скоростном полёте. Предлагаемый аппарат будет тяжелее и хуже самолёта с таким же мотором, а так же подобного по мощности вертолёта. 2. Кроме того, вертолётные роторы, для того чтобы обладать удовлетворительными характеристиками на висении, должны иметь плоские незакрученные лопасти. Использование таких лопастей в качестве пропеллеров практически не возможно, в следствии того, что они будут обладать очень низким к.п.д. Предложенный СВВП, при ожидаемых технико-экономическими показателях, не мог представлять интерес для ВВС. Низкие к.п.д. винтов, плохие весовые характеристики и множество не решенных проблем требовали большого объёма экспериментально-исследователских работ и больших финансовых и материальных затрат.»
Управление таким ЛА черезвычайно сложное - только с появлением вычислительной техники на борту стало возможно широкое применение в военной авиации конвертопланов. Камов создал винтокрыл КА-22 который совмещал преимущества как самолета , так и вертолета , но сложность совмещения в период перехода из взлетного режима в горизонтальный полет ( повлекшая несколько катастроф) загубила этот проект
В поисковом музее Курской битвы появится новый раздел, авиационный. Отряд "Курган" поднял 20 самолетов, а погибло их здесь порядка 500. Первый экспонат - Як-1 с героическим сердцем.
Комментарии 4