"25 июня 1943 года во время бомбардировки высоты 103,3 на Кубани сильным зенитным огнем противник буквально изрешетил ее самолет – более 30 пробоин. К тому же звено атаковали два немецких истребителя. Летчицы сумели отбиться.
17 августа 1943 года Клавдия Фомичева в качестве заместителя ведущего девятки Пе-2 бомбила артиллерийские позиции и живую силу противника под городом Ельней. Над целью по нашим самолетам был открыт плотный заградительный огонь – до 80 разрывов одновременно сотрясали воздух. Летчицы совершили почти невозможное: прорвались к цели и выполнили задания. Но осколок снаряда пробил на самолете Фомичевой бензобак, было повреждено управление. Осколками плексиглаза Клавдии Яковлевне повредило лицо. Тяжело ранило и штурмана. Ценой неимоверных усилий Фомичева дотянула плохо управляемый самолет до ближайшего аэродрома, но там посадочная полоса оказалась занятой. Летчица взяла левее… и попала в воронку от снаряда. Самолет скапотировался и загорелся. Экипаж спасли оказавшиеся неподалеку зенитчики.
23 июня 1944 года в составе сборной дивизионной колонны, которую возглавлял комдив генерал-майор авиации Ф.П. Котляр, Клавдия Фомичева вела в бой девятку «Петляковых». На подходе к цели прямым попаданием зенитного снаряда ее машина была пробита, левый мотор загорелся, летчица получила ранение. И все-таки она прорвалась к цели, сбросила бомбы на врага и повела машину обратно. Только перетянув через линию фронта, экипаж покинул горящий самолет. Последней оставила машину командир" (конец цитаты). В августе 1945 года Клавдия Фомичёва удостоилась звания Героя Советского Союза.
При освобождении Орши отличилась эскадрилья Надежды Никифоровны Федутенко (1915 - 1978). Надежда Никифоровна родилась в Белгородской области, в крестьянской семье. Русская. В 1935 году окончила школу гражданского воздушного флота в Тамбове, работала в гражданской авиации до самой войны. С началом войны доброволицей ушла на фронт, служила в военно-транспортной авиации.Служба эта была зачастую сопряжена с неменьшим риском, нежели боевая деятельность истребителей и бомбардировщиков. Галина Ольховская, боевая соратница Надежды Никифоровны, вспоминала такой случай.
"Однажды она (лётчица Надежда Федутенко - М.М.) летела в Киев с представителями Генерального штаба. В районе Брянска самолет вначале шел над лесом, чуть-чуть не касаясь верхушек деревьев. Но вот лес кончился. И вдруг сверху из облаков выскочил истребитель противника и бросился в атаку на одинокий транспортный самолет. Заметив врага, Федутенко резко изменила курс. Истребитель пролетел мимо, разрывы снарядов подняли с земли тучи пыли. Но вот враг снова заходит для атаки. Надя еще больше снижается и маневрирует у земли. Перед ней овраг — она скрывается в нем, лощина — она использует и ее. Вдали снова виднеется лес. «Только бы добраться до него!» — проносится в голове. При подходе к лесу новая атака. Машина вздрагивает от удара, но продолжает лететь. «Мотор цел, рули работают — значит, пока все в порядке», — думает Надя, а взгляд неотступно следит за противником. Теперь истребитель с разворота заходит в лобовую атаку. Ярость и злоба закипают в ней: «Таранить, таранить бы его! Но нельзя рисковать — везу людей. Надо уходить!»
Вот и лес. Федутенко идет вдоль просеки. Истребитель проскакивает мимо. Она меняет направление раз, еще раз, теперь вдоль дороги, прикрываясь лесом, потом оврагом... Напряженно следя за воздухом, с облегчением видит, что враг уходит в сторону. «Потерял, потерял меня наконец!» — обрадованно заключает Федутенко.
На горизонте показался город. Теперь недалеко и аэродром. Осталось несколько минут полета. Сели. Вылезая из самолета, командиры пробуют шутить:
— Мы, кажется, вернулись с того света, — и крепко жмут Надежде Никифоровне руку. — Спасибо вам за второе рождение!" (конец цитаты)
Стоит ли удивляться, что с таким боевым опытом Надежда Никифоровна обратила на себя внимание Марины Расковой, поручившей ей быть командиром эскадрильи? И Федутенко не подвела. "26 июня 1944 года, - пишет Г. Ольховская, - эскадрилья, которую вела в бой Надежда Федутенко, нанесла меткий бомбовый удар по крупному железнодорожному узлу Орше. В результате были уничтожены воинские эшелоны, боеприпасы и техника противника, повреждены железнодорожные пути. Это был снайперский удар!" Но перед этим "снайперским ударом" была ещё Ельня. Сентябрь 1943 года. Советские бомбардировщики были призваны обеспечить прорыв полосы вражеских укреплений. Над целью колонна, в составе которой летела Надежда Федутенко, была обстреляна зенитной артиллерией и атакована истребителями. Ведущий колонны оказался сбит. "Став на его место, - указывает сайт "Герои страны", - Н.Н. Федутенко вывела всю группу - 54 самолёта - точно на цель". Федутенко отличалась новаторскими подходами. "Она первой в полку, - сообщает тот же сайт, - превысила расчётные возможности самолёта, увеличив его бомбовую нагрузку до тысячи двухсот килограммов".
К декабрю 1944 года Надежда Федутенко совершила 56 вылетов на бомбардировку, сбросила 50,4 тонны бомб. 15 декабря 1944 года во главе группы из 9 Пе-2 Федутенко нанесла бомбовый удар по порту Либаве, в ходе которого лично уничтожила 3 склада с боеприпасами, 3 эшелона, 5 пулемётных точек, 30 машин и 12 танков. Звания Героя Советского Союза удостоена 18 августа 1945 года. С 1946 года - в запасе.
И это - лишь некоторые имена и лишь некоторые подвиги 125го гвардейского женского бомбардировочного авиаполка имени Марины Расковой. Девушки в полной мере оправдали доверие своего командира. И клятву верности, данную на могиле Марины Михайловны, сдержали. Низкий им за это поклон!
Комментарии 81
— Если заходили с 2,5 тысяч метров — тогда 60 градусов. Это делали большинство летчиков. Если с 3 тысяч, то 70 градусов — это уже только для опытных летчиков-«стариков». Несколько раз заходили с 4 тысяч, тоже пикировали 70 градусов.После отделения бомб автомат пикирования убирает тормозные решетки и перекладывает триммер руля высоты на «вывод». И тут уже от меня, как от
летчика, зависит, потеряю я высоту и скорость или нет. Так, бывало, что если я немного «перетяну», то мышцы век не выдерживали и глаза закрывались сами собой.
/ летчик ветеран Аносов Александр Петрович./
истребителей . Есть практика высотного бомбометания ( это факт) .