Академик Владимир Николаевич Образцов, известный учёный, специалист по проектированию и строительству железных дорог, был удостоен за свои труды в 1942 году Государственной премии, которую он решил отдать на строительство самолёта. Подготовленный для лётчика истребитель назвали "Ртищевский железнодорожник" - академик был депутатом Верховного Совета СССР от Ртищевского избирательного округа.
Прибыв на заводской аэродром, Лавренов сразу же обратил внимание на оживление у одного из "Яков", на фюзеляже которого значилось: "Ртищевский железнодорожник" ( самолёт так назвали в связи с тем, что его хозяин был депутат Верховного Совета СССР от Ртищевского избирательного округа ). Лейтенант уверенно направился к самолёту и вовремя: инженеры и техники завода демонстрировали истребитель пожилому человеку с аккуратной седой бородкой в форме железнодорожника. На его тужурке сверкали ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, депутатский значок, и Александр понял, что это и есть Владимир Николаевич Образцов.
Академик знакомился с боевой машиной, её оборудованием и вооружением, внимательно слушал пояснения заводчан. Потом сел в кабину "Яка", осмотрел все приборы и, лишь когда вылез из самолёта, сказал удовлетворённо:
- Хорошая работа, чистая. Спасибо заводским товарищам за отличную машину.
После этой церемонии Владимир Николаевич обратился к лётчику - Александру Лавренову:
- Вручаю вам самолёт и надеюсь, что на нём вы добьётесь новых побед над фашистскими оккупантами.
С того дня и завязалась крепкая дружба между 69-летним академиком и 23-летним лётчиком. Владимир Николаевич пристально следил за боевыми успехами Лавренова, писал ему и его матери Дарье Ефимовне письма, поздравлял с праздниками. В одном из ответных писам, Александр Лавренов писал Образцову:
"На Вашем самолете я произвёл более 30 боевых вылетов. Летал на разведку, штурмовал отступающие автоколонны, участвовал в боях с бомбардировщиками и истребителями противника. Сбил 4 самолёта: 3 бомбардировщика и 1 истребитель. Уничтожил 2 автомашины и автобус. Сейчас ведём жестокие бои за город Мелитополь... Фашисты всеми силами стремятся сорвать наше наступление. Но мы уверены, что прорвём все укрепления и будем двигаться победоносно вперёд, освобождая города и сёла нашей Украины..."
...Саша Лавренов снова на фронте. К Ноябрю 1943 года он доводит счёт сбитых самолётов до 22.
1 Ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Александру Филипповичу Лавренову присвоено звание Героя Советского Союза. Откликнулся на это радостное событие и академик Образцов. 20 Ноября 1944 года он писал матери героя:
"Уважаемая Дарья Ефимовна ! Хотелось бы мне, во - первых, поздравить Вас с Героем Советского Союза - Вашим сыном. Я от него не имел писем уже 3 месяца, но от Вашей дочери я узнал, что он жив и здоров и писал мне письма, но почему - то я их не получал. Один раз я получил письмо с фронта от его отца Ф. И. Лавренова и написал ему письмо, но, к сожалению, перепутал адрес ( вместо 20142Д я написал 201420 ) и письмо после долгих блужданий вернулось обратно. Напишите мне, как он, жив ли и где сейчас ? Сегодня же я послал письмо и нашему дорогому Саше и жду от него ответа. В Январе я обращался к нему и по радио...
Желаю Вам, дорогая Дарья Ефимовна, дальнейшей удачи и счастья Вашего сына и всех Ваших. Ждем скорой победы над нашим врагом. С уважением и товарищеским приветом.
В. Образцов".
В одном из последующих писем, от 5 Июня 1944 года, Образцов писал:
"Дорогая Дарья Ефимовна ! Я также давно не получаю писем от Саши. Последнее его письмо ко мне было от 18.03.44 г. В нём он писал мне, что на моём самолёте сделал более 100 боевых вылетов, сбил 9 самолётов в воздухе и 2 уничтожил на земле. Впредь обещает драться ещё лучше. Приглашает меня приехать на фронт, что я сейчас, к сожалению, сделать не могу.
Моя открытка к Саше от 20.02.44 г. вернулась с пометкой о невозможности доставки. Я объясняю это тем, что полевая почта не поспевает доставлять письма из - за быстрого продвижения наших войск. Такой случай был теперь с одним моим знакомым фронтовиком. Я уверен, что если бы случилось что - либо плохое с Сашей, то командир его части сообщил бы мне обязательно. Но, во всяком случае, я запрошу часть и об ответе напишу Вам.
Желаю Вам здоровья, бодрости и всего хорошего ! Шлю привет и жму руку !
Ваш В. Образцов".
Не оправдалось, к сожалению, предположение академика: когда Владимир Николаевич писал это письмо, Саши Лавренова уже не было в живых...
Из воспоминаний сестры героя Елизаветы Филипповны Савиной:
"Каким Саша был в детстве, я помню смутно. Он был старшим в семье, а я на 4 года моложе. Когда мне было 14 лет, он уехал учиться в Борисоглебское военное авиационное училище. После этого мы виделись с ним только два раза: в 1940 году он приезжал в отпуск после окончания училища, и в 1943-м его отпустили с фронта домой на 3 или 5 дней. В моей памяти он остался обычным мальчишкой, ничем не выделявшимся среди своих сверстников. Был он выше среднего роста, с чёрными волосами, карими глазами. По характеру был очень покладистым, добрым, заботливым. Он постоянно проявлял заботу о нашей матери и о нас, своих братьях и сестрах. Вместе с братом Иваном с детства мечтали стать лётчиками. И упорно, настойчиво шли к своей цели".
Из писем Александра Лавренова к сестре Лизе:
От 28 Февраля 1942 года:
"Очень часто вспоминаю брата Ваню, его геройскую гибель. Хочу мстить этим гадам за брата. И если придётся мне драться, я не пожалею ни сил, ни самой жизни, а за брата отомщу".
От 12 Января 1943 года:
"По - видимому, скоро уеду на фронт, где буду мстить за погибшего брата. Буду драться так же, как он дрался... Лиза ! Я люблю свою Родину, свой народ, который доверил мне дорогостоящую боевую машину. Это доверие буду оправдывать, не щадя ни сил, ни жизни".
Из других писем Александра Лавренова:
"Я сейчас нахожусь на фронте, бьём немецко - фашистских гадов, так что они не успевают драпака задавать... Сейчас я нахожусь на юге, дрался за Донбасс, сейчас продвинулись далеко вперёд...
Боевые дела идут хорошо. Сейчас счёт увеличился ещё на несколько фашистских гадов, которые больше никогда не будут летать над нашей землей..."
"...Нахожусь на фронте. Вы за меня не беспокойтесь... Вылетая на боевое задание, я думаю не о своей смерти, а о смерти врага, а когда так думаешь, всегда побеждаешь..."
"Лиза, за меня не беспокойтесь. Мать не труса родила, и никого я в семье не опозорю, буду мстить за брата Ваню, буду бить днём и ночью... Когда вернусь, мама должна подготовить свадьбу... Бабушка должна подготовить мне блинчиков, мы с ребятами приедем кушать, друзья у меня любят блинчики..."
"Лиза, сейчас я на другом фронте. Боевая работа у меня идёт хорошо. Ты можешь судить об этом по фотографии, которую я тебе высылаю. Там на борту самолёта нарисованы звёздочки. Что означает каждая звёздочка ? Это сбитый вpaг, который уже никогда не появится на белом свете. Я его загнал в землю... Как видишь, за смерть родного брата я отомстил и буду мстить ещё крепче, буду бить их до тех пор, пока над нашей землёй не будет ни один фашистский гад летать..."
В одном из писем матери А. Лавренов писал:
"Мама ! Я прошу вас всех, чтобы вы не особенно расстраивались по Ване. Я знаю, что трудно вам это переживать, ведь он был ваш сын, но он погиб не бесшабашной смертью, а погиб как герой, защищая нашу Родину, нашу землю, наше счастье.
Мама ! Пройдёт определённое время, разобьём Гитлера, тогда народ будет вспоминать наших героев, которые не пожалели жизни, чтобы отстоять нашу землю, наше счастье. А сейчас ты по Ване не расстраивайся, война без жертв не бывает.
Мама, от папы писем я не получаю и не знаю, где он находится..."
Из воспоминаний однополчанина Апександра Лавренева - М. И. Куценко:
"С Сашей Лавреневым мы служили на Дальнем Востоке в одном авиационном полку и в одном звене, которым мне довелось командовать. В конце 1942 года наша часть была направлена в действующую армию, а весной 1943 года мы приняли участие в воздушных боях на Кубани. За время боёв на Кубани Саша сбил 20 немецких самолётов, за что был награждён тремя орденами.
В Июле 1943 года мы с ним расстались. Меня отправили лечиться в Москву, а Саша принимал участие в освобождении Донбасса. В это время ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Встретились мы с ним снова в Марте 1944 года. Он занимал должность помощника командира 291-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе, имел звание Капитана.
Саша был любимцем полка и лучшим лётчиком авиакорпуса, которым командовал Генерал - Лейтенант Е. Я. Савицкий. Саша часто летал в паре с ним и имел много побед.
К тому времени наши войска устремились в Крым. Они шли по тому же пути, что и герои Гражданской войны - через ледяной и солёный Сиваш. Нам была поставлена задача прикрыть с воздуха Сиваш, чтобы ни одна бомба не упала на наших пехотинцев".
Нет комментариев