VII. ОКОНЧАНИЕ ПОЛЁТА
Планирование
112. Перед вводом самолёта в планирование перевести винт на малый шаг {2600 об/мин), что облегчает уход на второй круг.
При длительном планировании не допускать охлаждения воды:
для мотора М-105П ..... ниже 40°С
для мотора М-105ПФ ....... ниже 60°С
Скорость планирования на посадку с убранными щитками выдержать не менее 250—260 км/час по прибору, с выпущенными щитками на 60° — 210—220 км/час; минимальная допустимая скорость планирования: с выпущенными щитками на 60° — 200 км/час. Необходимо учитывать, что самолёт ЛАГГ-3 при выполнении любого элемента полёта потерянную скорость восстанавливает медленно.
При заходе на посадку выпускать шасси до четвёртого разворота на планировании при скорости 300—320 км/час. Глиссада планирования с выпущенными щитками круче, чем с убранными щитками, и самолёт тянет на нос («висит» на ручке).
Планирование производить параллельно посадочным знакам и не более 40—50 м в стороне от посадочного Т.
После четвёртого разворота необходимо планирование выдерживать строго по посадочному Т во избежание сноса.
113. На выравнивании не отворачивать самолёт педалью от посадочного Т, так как при этом создаётся штопорное положение и самолёт может свалиться на крыло. В данном случае лучше уйти на второй круг.
Выпуск шасси и костыля
114. Выпуск шасси производить на скорости 300—320 км/час. Для выпуска шасси нажать кнопку крана шасси, расположенную слава под рычагом газа, с надписью «Выпуск».
Проверить полный выпуск шасси по горению зелёных лампочек и сто положению механических указателей.
В случае задержки выпуска шасси добиться полного выпуска, повторно нажимая кнопку.
Примечание. На некоторых самолётах ЛАГГ-3 управление подъёмом и выпуском шасси крановое; кран имеет три положения; «убрано», «выпущено» и «холостой ход» (нейтральное положение). Положение «холостой ход» предусмотрено для разгрузки работы помпы, и в это положение нужно ставить кран после подъёма или после выпуска.
Аварийный выпуск шасси
115. Потянуть за тросы, расположенные на полу кабины лётчика справа, и по красным лампочкам световой сигнализации проверить, сброшены ли обе ноги шасси с замков (лампочка должна погаснуть).
Открыть воздушный кран аварийного выпуска шасси и костыля.
Проверить сигнализацию. При проверке должны загореться зелёные лампочки шасси и костыля, а механические указатели на плоскостях должны выйти из своих гнёзд.
Выпуск и подъём щитков
116. Для выпуска щитков выполнять следующее:
а) нажать кнопку «Выпуск»; после выхода щитков кнопка автоматически займёт исходное положение;
б) если кнопка «Выпуск» выйдет преждевременно, выпустить щитки, удерживая кнопку в нижнем положении;
в) для выпуска щитков на заданный угол, например 10—15°, нажать кнопку «Выпуск» и, как только щитки отклонятся на этот угол, вытянуть кнопку «Выпуск» на себя.
В полёте при отказе в работе гидропомпы щитки на желаемый угол можно выпускать аварийным воздушным краном. Для этого нужно отвернуть доотказа (против часовой стрелки) зарядный края гидросистемы и открыть воздушный кран аварийного выпуска шасси — выпустить щитки.
Выпускать щитки в горизонтальном полёте. После посадки и заруливания зарядный кран гидросистемы завернуть доотказа вправо.
До выпуска шасси пользоваться аварийным выпуском щитков категорически запрещается.
Уход на второй круг
117. Принимать решение об уходе на второй круг на высоте не ниже 50 м.
Уходя на второй круг, плавно дать полный газ и сохранять скорость не меньше 250 км/час. Убрать щитки на. высоте не ниже 100—150 м.
Расчёт на посадку
118. Правилыный расчёт на посадку—залог хорошей посадки. Для выполнения точного расчёта на посадку на самолёте ЛАГГ-3 необходимо соблюдать следующее:
а) третий разворот перед заходом на посадку должен быть на 90°;
б) планируя после третьего разворота под углам 90° к посадочным знакам, уточнить расчёт;
в) последний разворот (заход на посадку) производить на 90°; это обеспечит правильный заход параллельно посадочным знакам;
г) для уточнения расчёта на посадку на последнем развороте допустимо изменять величину крена, но не более чем до 45°.
Посадка
119. Сохранять скорость до начала уменьшения угла планирования. Уменьшать угол планирования с высоты 8—6 м.
Выравнивание самолёта заканчивать на высоте не ниже 1 м с последующим подводом самолёта к земле на 0,5 — 0,25 м. Выравнивать самолёт нужно соразмерным и плавным выбиранием ручки на себя. Выдерживать самолёт над землёй на высоте 0,25 м. Самолёт с выпущенными щитками быстро теряет скорость и легко приземляется на три точки.
При высоком выравнивании и выдерживании самолёта нельзя отдавать ручку от себя. В этом случае нужно задержать ручку в прежнем положении и, по мере приближения самолёта к земле, соразмерно действуя ручкой, произвести нормальную посадку.
При посадке на колёса удерживать самолёт от взмываний и прыжков, задержав движение ручки или соразмерно отдавая её от себя. Запрещается энергично добирать ручку на пробеге во всех случаях посадки самолёта (на колёса, на три точки) во избежание взмываний и сваливания самолёта на крыло.
Тормозить после посадки на пробеге только после того, как самолёт приземлятся на три точки, ручка будет плавно добрана на себя доотказа, а самолёт сохраняет прямолинейность пробега (ориентировочно торможение начинать после первой трети длины пробега). Не допускать резких и больших движений педалями при торможении, так как в этом случае самолёт начинает рыскать и направление пробега изменяется. При посадке на мягкий и вязкий грунт тормозами пользоваться осторожно.
120. По окончании пробега необходимо:
а) убрать щитки;
6) выключить обогрев трубки Пито;
в) поставить гашетку на предохранитель;
г) осмотреть посадочную и взлётную полосы и рулить на место стоянки.
Остановка мотора
121. Открыть заслонки радиаторов.
Охладить мотор работой на малом газа (450— 500 об/мин) в течение двух-трёх минут до падения температуры воды ниже 90°.
Увеличить обороты мотора до 700—800 об/мм, выключить зажигание и плавно дать рычаг газа на одну треть хода от себя:
Выключить аккумулятор.
122. Остановку мотора с винтом ВИШ-61 производить на малом шаги, с винтом ВИШ-105 — на большом шаге; для этого необходимо (с винтом ВИШ-105):
а) поставить рычаг винта полностью на себя;
б) рычагам газа довести обороты до 1500— 1700 в минуту.
Послеполётный осмотр
123. Произвести внешний осмотр самолёта. Доложить инженеру (технику звена) о работе мотора, самолёта, вооружения и специального оборудования в данном полёте.
Дать указания механику самолёта об устранении имеющихся на самолёте дефектов.
VIII. ОСОБЕННОСТИ ПОЛЁТА НА САМОЛЁТЕ С ЛЫЖНЫМ ШАССИ
124. При установке самолёта на лыжи полётный вес его увеличивается на 80 кг, поэтому скорости планирования и набора высоты нужно повысить на 5 км/час.
125. При пробе мотора на полной мощности ручку управления удерживать в положении на себя во избежание отрыва хвоста от земли и удара винта о землю.
126. При страгивании с места стоянки самолёта слегка отпустить ручку из положения полностью на себя и плавно дать мотору газ. Энергичными отклонениями руля направления влево и вправо стронуть самолёт с места. Как только одна из лыж стронется с места, немедленно и энергично дать обратную ногу, чтобы стронулась вторая лыжа.
127. При рулении вблизи препятствий учитывать более трудную управляемость самолёта на лыжах, чем на колёсах, и, кроме того, отсутствие тормозов.
128. На взлёте с лыжами нагрузка на ручку управления для подъёма хвоста уменьшается благодаря действию амортизаторов лыж. Тенденция самолёта к развороту вправо усиливается с увеличением глубины снежного покрова.
129. Подъём лыжного шасси, производится так же, как и колесного шасси, на скорости 250— 270 км/час.
130. На посадке ручку выбирать полностью на себя.
131. Техника пилотирования самолёта с лыжным шасси при выполнении фигур и штопора особенностей не имеет. Вследствие большего полетного веса самолёта и худшей аэродинамики время выполнения фигур увеличивается. Для выполнения петли и иммельмана скорость в начале фигуры необходимо увеличивать на 10 км/час.
Начальник Управления технической эксплоатации ВВС Красной Армии генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы ШУЛЬГОВСКИЙ
Начальник НИИ ВВС Красной Армии генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы ЛОСЮКОВ
Комментарии 1