Армейский истребитель Накадзима Ки-84-Ic "Хаяте" с пушечным вооружением.
Kи-84-II - построенная в небольшом количестве модификация с деревянной хвостовой частью фюзеляжа и новыми законцовками крыла. Появление модификации было вызвано острой нехваткой алюиния в стране. Самолеты оснащались 1990-сильным двигателями На-45-21 мощностью 1990 л.с. На поздние серийные самолеты устанавливались моторы На-45-23 с непосредственным впрыском мощностью 2000 л.с. Максимальная скорость возросла до 670 км/час. Kи-84-III - высотный вариант "Хаяте". Планировалось оснастить истребитель двигателем Накадзима Ha-45Ru с турбокомпрессором, однако работы над этим проектом до конца войны завершены не были. Kи-84N и Kи-84P - модификации высотного перехватчика с двигателем Накадзима На-44-13 мощностью 2500 л.с. и крылом увеличенной площади. Самолеты находились на стадии проектирования и не были завершены. Ki-84R - вариант с планером Kи-84-I, и двигателем Накадзима На-45-44 мощностью 2000 л.с. с механическим приводом двухступенчатого трехскоростного турбокомпрессора. Ко времени капитуляции прототип не был завершен. Kи-106 - вариант разработки фирмы "Тачикава" - цельнодеревянная копия Kи-84 с двигателем На-45-21. В 1945 году было построено три прототипа, облетать успели только два. Первый из опытных самолетов был вооружен четырьмя 20 мм пушками, на другие установили только по две пушки. Завершить работы не успели. Kи-113 - спроектированный вариант, в котором кабинная секция, стрингеры и нервюры были изготовлены из углеродистой стали, а обшивка - из обычной листовой. Прототип был перетяжелен и до полетов довести не смогли. Появление этих модификаций также явилось результатом нехватки алюминия в стране. Kи-116 - прототип, который имел планер Kи-84-Ia и двигатель Мицубиси На-33-62 мощностью 1500 л. с., который вращал трехлопастный воздушный винт от самолета Kи-46-III. Самолет оказался удачным, масса пустой машины снизилась на 454 кг, а маневренность возросла. Работы не были завершены. Всего было произведено 3383 истребителя Kи-84 разных модификаций.
Истребитель Накадзима Ки-84-I имел следующие характеристики - размах крыла 11.30 метра, длина 9.85 метра, высота 3.38 метра, площадь крыла 21.02 кв. метра. Вес пустого самолета 2698 кг, нормальный взлетный 3602 кг, максимальный взлетный 4170 кг. Силовая установка один поршневой двигатель Накадзима Нa-45-21 мощностью 1990 л.с. Максимальная скорость 687 км/час, крейсерская скорость 409 км/час. Практическая дальность 2968 км, боевая дальность 1255 км. Практический потолок 11582 метров. Экипаж один человек. Вооружение две 20 мм пушки, и два 12.7 мм пулемета,
2х 200-кг бомбы.
Боевой дебют "Хаяте", состоявшийся в Китае в марте 1944 года, оказался удачным. Противостоявшие им истребители Кертисс Р-40, пилотируемые китайскими и американскими летчиками, значительно уступали Kи-84 и несли тяжелые потери. Позднее на Филиппинах и в небе над Японией Ки-84 столкнулись с американскими истребителями Локхид P-38J/L, Рипаблик P-47D и Норт Америкeн Р-5 ID. Kи-84 проявили себя очень неплохо, по праву заслужив любовь японских летчиков, уважение противника, и звание лучшего японского истребителя второй мировой войны. Вслед за крупномасштабными действиями на Филиппинах Kи-84 быстро сменили устаревшие истребители Kи-43 и Kи-44. Истребители Накадзима Kи-84 "Хаяте" с успехом использовались для дальнего проникновения, свободной охоты, штурмовок наземных целей, перехвата и бомбаpдиpовок с пикирования. Самолет был популярен среди пилотов, которые особенно ценили его хорошую устойчивость, делавшую самолет пригодным для ночных операций. Ки-84 хорошо управлялся на подходе и посадке, выпуск шасси выполнялся на скорости ниже 254 км/час, полный выпуск закрылков снижал посадочную скорость до 209 км/час. Самолет касался земли при скорости 148 км/час. Пробег был коротким, но обзор вперед на трех точках был плохим. Успехи истребителя Накадзима Ки-84 во многом определялись прекрасным двигателем с прямым впрыском горючего в цилиндры, но он стал проблемой нового самолета, поскольку требовал квалифицированного обслуживания. После каждого вылета он нуждался в промывке, что было трудно обеспечить из-за невысокого уровня профессиональной подготовки наземного технического персонала. Нарекания летного состава вызывали слабые стойки шасси, которые часто ломались при не очень аккуратной посадке. Также в технологическом отношении самолет оставался "сырым", а для его доводки не хватило времени.
Список источников. Дорошкевич Олег Витальевич. Самолеты Японии Второй Мировой войны; Авиационная энциклопедия. Уголок неба. Nakajima Ki-84 Hayate; Виртуальная энциклопедия военной авиации. Армейский истребитель Nakajima Ki-84 Hayate;
Нет комментариев