Последний 3-й опытный образец самолета И-200 перед испытаниями на штопор
Хотя тактико-технические данные И-200 были достаточно высоки и с серийным двигателем, он «попал» в справку, направленную октябре 1940 г. Сталину: «…Одномоторные истребители – И-26, И-301 и И-200 проектировались под моторы М-106 и АМ-37, внедряются же в серийное производство с моторами М-105 и АМ-35А. Летные характеристики этих истребителей не совпадают с характеристиками установленными постановлениями КО». Первый АМ-37 поставили на «двойку» 8 декабря, но отработка затянулась, пошло зимнее ненастье и только 6 января 1941 года А.И. Жуков опробовал новый двигатель в воздухе, а 7 мая самолет разбился. Осмотр обломков и доклад летчика И.Т. Иващенко прояснил картину – он забыл переключиться с центропланного бака на фюзеляжный и мотор на посадке остановился, будучи исправен. Важным уроком «битвы за Англию» стала назревавшая и ранее переоценка требований к огневой мощи перехватчиков. Подвеска дополнительного оружия в контейнерах снижала скорость, и прямо в крыле решили поставить две пушки ПТБ-23, а над мотором – два пулемета АП-12,7. Но их разработчики, Таубин и Бабурин из КБ-16 Наркомата вооружения, не удосужились согласовать их установки с типовыми креплениями самолетов. Микоян требовал изменить установочные узлы и заменить магазинное боепитание пушек ленточным, но Таубин категорически отказался, заявив, что в этом главное преимущество его системы. Взамен он взялся помочь с компоновкой оружия и на завод № 16 НКВ отвезли макет самолета. Общими усилиями в ноябре 1940 года был переоборудован И-200-1, который получил новое обозначение ИП-201. Первого декабря летчик-испытатель В.Н. Гурский облетал его, но из-за внезапной остановки мотора посадка оказалась «жесткой» и машина простояла в ремонте до февраля 1941 г. А время ждать не могло: 6 декабря 1940 г. вышло постановление СНК и ЦК ВКП(б) и 14 декабря был подписан приказ по НКАП №734сс: «а) немедленно приступить к проектированию и изготовлению установок на самолетах и пневматических устройств к установкам для 12.7 мм пулемета и 23 мм пушки система Таубина-Бабурина; б) при проектировании установок и пневматических устройств строго учесть, что в 1941 г. пушки Таубина-Бабурина (крыльевые) 23 мм должны устанавливаться на 10% самолетов И-200 и всех самолетах БШ-2, пулеметы Таубина-Бабурина 12.7 мм (крыльевые) на 90% самолетов И-200, турельные на всех самолетах ТБ-7 и ДБ-240, синхронные на самолетах И-200 начиная со 2 кв. 1941, а на самолетах И-301, начиная с 3 кв. 1941 г.». Пушка ПТБ-23 в сравнении с системой Волкова-Ярцева была надежнее, имела меньшие вес и отдачу, но из-за неудобного магазинного питания принята на вооружение не была. Не имело смысла и выпускать еще один крупнокалиберный пулемет, когда был «Березин-12,7» и в марте 1941 г. испытания ИП-201 были прекращены. Таким образом, в серию самолет И-200 пошел в том виде, в котором он поступил на Государственные испытания и под тем же обозначением. Но 9 декабря 1940 года, когда производство самолетов И-200 для строевых частей ВВС Красной Армии уже шло полным ходом и появилась первая его серийная модификация, ставшая новым типом, вышел приказ НКАП № 704сс «В соответствии с Постановлением Правительства о переименовании боевых самолетов», согласно которому они получили новые наименования по инициалам разработчиков – МиГ-1 и МиГ-3.
Автор-Сергей Мороз
Комментарии 2